Олег Казакевич:

Подход к модели судна: изделие машиностроения или BIM?

Зам.главного конструктора по САПР АО «ЦС “Звездочка”» О. И. Казакевич

Зам.главного конструктора по САПР
АО «ЦС “Звездочка”»
О. И. Казакевич

На сегодняшний день при попытках комплексного подхода к созданию информационной модели судна на всех этапах жизненного цикла изделия возникает проблема определения – рассматривать модель судна в рамках традиционной методологии, т. е. как модель изделия машиностроения, или в рамках методологии BIM.
При рассмотрении модели судна как модели сложного изделия машиностроения на этапе постройки появляются сложности, вызванные необходимостью постоянного последовательного внесения изменений в «построечную модель», что приводит к возникновению значительных объемов управляемых данных, так называемых конфигураций. Решение этой задачи в рамках использования традиционных для судостроения «тяжелых» машиностроительных САПР, даже с учетом их специальной адаптации, а также применения в связке с PLM-системами связано с целым рядом трудностей. В процессе постройки объем изменяемых данных возрастает настолько, что отслеживание актуального состояния изделия – строящегося судна – становится практически нереализуемым, а в получении именно актуальной информации об изделии и есть весь смысл применения подобной автоматизации.
В данном случае на помощь проектным организациям и верфям могла бы прийти концепция BIM. Как известно, эта концепция используется для управления большими объемами информации об изделии на основе данных о каждом конкретном экземпляре различных элементов – составляющих частей строящегося объекта, их атрибутах и характеристиках. Главное же отличие подхода BIM – добавление дополнительных шкал (временной, стоимостной и пр.), что позволяет при помощи специальных инструментов в любой момент времени получать актуальную информацию о состоянии строящегося объекта, будь то здание или, например, морское сооружение. Такой подход работает на протяжении всего жизненного цикла изделия, начиная с проектирования и заканчивая сносом (утилизацией).
Недостатком BIM-подхода к модели судна является большое количество изделий машиностроения в составе готового изделия, при этом технологии их изготовления (изменения в ходе постройки судна) уделяется недостаточное внимание.
Решением вышеописанных проблем могла бы стать комплексная методология подхода к информационной модели судна на всех этапах жизненного цикла изделия, которая использовала бы передовые разработки из обеих сфер: судно – объект строительства, составные части, где применимо – машиностроительные изделия.
Однако ведущие вендоры ПО на российском рынке предлагают использовать машиностроительный САПР в связке с традиционными PLM-системами. Понимание данной проблемы где-то далеко, разработка подобной комплексной системы – дело дорогое и небыстрое, а «сверху» указаний разработчикам не дают.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку