С соответствующей инициативой выступили в Государственной думе, пишет «Коммерсант». Пользователи могут рассчитывать на «безвозмездное» получение антифрод-услуг, следует из инициативы. При этом операторы связи настаивают на необходимости оценки уже предложенных решений.
Законопроект о внесении изменений в статью 46 федерального закона «О связи» предусматривает новые меры по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИТ-технологий. В документе предлагается обязать операторов связи предоставлять абонентам по умолчанию бесплатный сервис автоматической фильтрации входящих звонков и сообщений, цель которого – выявление и блокировка мошеннических звонков. При этом пользователи сохранят возможность отключить услугу по своему желанию.
Инициаторами проекта выступили депутаты от партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов, Яна Лантратова, Дмитрий Гусев и ряд других.
Авторы инициативы объясняют необходимость принятия закона ростом угроз со стороны телефонного и интернет-мошенничества. Согласно данным Банка России, приведённым в пояснительной записке, с финансовым обманом сталкивался каждый третий гражданин. Также, по информации сервиса Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2025 года 43% российских абонентов получили подозрительные звонки, а количество мошеннических вызовов через мессенджеры выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом. В документе отмечается, что только около 20% абонентов самостоятельно подключают функции фильтрации, что признано недостаточным для эффективной борьбы с организованными мошенническими схемами.
В настоящий момент продолжается совместная с Минцифры работа над созданием федеральной госинформсистемы «Антифрод», в свою очередь, отмечают операторы связи. «Дополнительное регулирование представляется избыточным, по меньшей мере пока уже принятые инициативы не будут реализованы», – считают в МТС. В Т2 сообщили, что применяют антиспам-систему, основанную на анализе больших данных. Абонентам доступна бесплатная услуга «Антиспам для звонков», которая позволяет определять подозрительные входящие вызовы. В «МегаФоне» отметили, что также используют различные бесплатные инструменты для защиты пользователей от мошеннических звонков и сообщений.
Предлагаемое нововведение должно повысить уровень защиты пользователей, считает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Введение услуги автоматической фильтрации мошеннических звонков и сообщений по умолчанию позволит охватить гораздо большую аудиторию, включая тех абонентов, которые ранее не активировали подобные сервисы самостоятельно или просто не были осведомлены о них», – подчеркнул Немкин.
Антифрод-сервисы сегодня есть у всех операторов большой четверки, заметил он. «Автоматическая фильтрация мошеннических звонков и сообщений сегодня реализуется с помощью анализа больших данных, машинного обучения и поведенческого анализа вызовов. Операторы связи внедряют комплексные системы, которые в реальном времени отслеживают и классифицируют входящие звонки, выявляя подозрительную активность и блокируя попытки мошенничества ещё на уровне сети. Такие решения позволяют эффективно фильтровать массовые спам-атаки и защищать пользователей без необходимости их активного участия. У кого-то такие сервисы бесплатные, кто-то подключает услуги за дополнительную стоимость или в рамках подписки на экосистему. Такие решения обеспечивают дополнительную защиту пользователей», – подчеркнул депутат.
Тем не менее, Немкин согласен с тем, что перед введением новых обязательных требований необходимо тщательно оценить эффективность уже реализуемых. «Предложенные первым антифрод-законопроектом нормы, действительно, могут снизить динамику кибермошенничества в России в несколько раз. К примеру, с 1 сентября 2025 года в России станет обязательной маркировка телефонных звонков для индивидуальных предпринимателей и всех типов юридических лиц. Технически это будет реализовано силами операторов связи – компании и ИП будут обязаны передавать операторам информацию, необходимую для идентификации исходящих вызовов. Помимо того, что российские граждане смогут получить достоверную информацию о звонящем, бизнес сможет избежать подмены Caller ID, что значительно усложнит злоумышленникам использование подменных номеров», – отметил он.
Депутат подчеркнул, что телеком-отрасль готова к диалогу и принимает активное участие в формировании политики противодействия кибермошенничеству. «Думаю, что в совместном диалоге удастся выработать такие решения, которые, с одной стороны – обеспечат высокий уровень защиты граждан, а с другой – учтут позицию операторов связи», – подчеркнул депутат.
Источник: Пресс-служба депутата Государственной Думы РФ Антона Немкина