ОСАГО для беспилотников

В 2021 году на российских дорогах в рамках тестового запуска могут появиться беспилотные автомобили. Правительство планирует подготовить федеральный закон о высокоавтоматизированном транспорте. С появлением беспилотников необходимо будет вносить коррективы в закон об ОСАГО и другие смежные нормативные акты. Новый вид транспорта не подразумевает наличие водителя, а в действующем обязательном автостраховании многое завязано именно на человеке.

Права и обязанности владельца беспилотника

В законодательных актах прежде всего нужно будет прописать права и обязанности владельца беспилотного транспорта. По мнению директора по отраслевым решениям в страховании IT-компании «КРОК» Андрея Крупнова, беспилотные автомобили принципиально не поменяют юридическую схему. При возникновении ДТП возникает ответственность у одного или нескольких его участников. Данная ответственность определяется по праву собственности на имущество, пострадавшее в ДТП, либо использовавшееся для нанесения ущерба. Не имеет значения, находился ли владелец имущества за рулем.

Справедливости ради, стоит отметить, что уже сейчас, если полис ОСАГО предусматривает наличие нескольких лиц, допущенных к управлению, может возникнуть (и регулярно возникает) ситуация, когда автомобилем управляет другой человек, а владелец находится, например, на пассажирском сидении. С точки зрения взаимоотношений, возникающих при ДТП, не имеет значения, управлял автомобилем человек или автопилот. Можно даже представить, что автопилот в полис ОСАГО можно будет вписать в качестве одного из «лиц», допущенных к управлению.

Урегулирование убытков

В сфере урегулирования убытков эксперты не предвидят глобальных технических сложностей. Автономные автомобили оснащены максимальным количеством диагностических средств, позволяющих зафиксировать место, время и обстоятельства (с помощью видеокамер) аварии. В крайнем случае, когда владелец беспилотного авто не будет присутствовать в машине в момент аварии, автопилот уведомит данного человека о факте и обстоятельствах ДТП. После этого владелец собственной электронно-цифровой подписью (ЭЦП) подпишет свою часть протокола. Не исключена ситуация, когда робот самостоятельно сгенерирует часть протокола.

Проблемы могут возникнуть только при желании второй стороны оспорить обстоятельства происшествия. В таком случае конфликт придется решать в суде. Но с учетом того, насколько точную и подробную информацию о движении записывает беспилотный автомобиль, эксперт не рекомендует вступать в спор.

Оценка рисков и расчет тарифов

С точки зрения оценки рисков и расчета тарифов ожидаются существенные изменения. Однако давать точные прогнозы по страховым тарифам эксперты не торопятся. Да и это едва ли возможно по объективным причинам – страховщикам нужно собрать статистику и понять убыточность.

При расчете стоимости ОСАГО для беспилотных автомобилей, вероятно, появится новый коэффициент в зависимости от используемого типа автопилота. Например, автопилот «Теслы» или «Яндекса» могут оцениваться как представляющие разный уровень риска. Теоретически можно представить коэффициент, применяемый к таким автомобилям на основании общей статистики аварийности с их участием.

В то же время для беспилотников не имеют смысла андеррайтерские коэффициенты, зависящие от стажа и возраста водителя. Да и вся статистика, связанная с водителем, при расчете стоимости страхования беспилотных автомобилей, управляемых автопилотом, учитываться не будет.

Новый подвид автострахования?

Поскольку сейчас на рынке обязательного автострахования наблюдается обратный тренд, т. е. максимально детальный учет особенностей водителя как главного фактора риска (правильный подход для машин с водителем, утверждает эксперт), страхование беспилотных автомобилей может выделиться в дополнительный подвид автострахования. Например, ОСАГО для беспилотников.

Для реализации этого механизма буду использоваться различные методики оценки риска. Не исключено, что часть из них будут позаимствованы у каско.

Вполне вероятна (и желательна, по мнению эксперта) ситуация, когда в ОСАГО для беспилотных автомобилей будет включен механизм страхования на базе пользования, учитывающий долю времени, когда автомобилем управлял человек или автопилот. Страховой тариф будет рассчитываться на базе этих двух составляющих. Определить их не составит труда. Поскольку уже сейчас автопилот управляет автомобилем значительно лучше среднего водителя (а дальше этот разрыв будет увеличиваться), такой подход позволит владельцам автономных автомобилей существенно сэкономить на стоимости страховки.

Прозорливость законотворцев

Ключевой вопрос – принципиальное решение относительно допуска беспилотных автомобилей на дороги общего пользования, их включение в систему обязательного страхования. Что касается юридических формулировок, то название нормативного акта менять не придется. Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» будто изначально был написан с учетом будущих беспилотных автомобилей. В данном случае законодателям в прозорливости не откажешь.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку