Профессиональная мобильная радиосвязь в Российской Федерации

В статье рассматриваются стандарты профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР), которые нашли широкое применение в Российской Федерации. Следует отметить, что Российская Федерация является членом Международного союза электросвязи (МСЭ) и согласно Положениям Регламента радиосвязи, разработанного и подписанного всеми участниками МСЭ, входит в «Район 1 – Европа», а стандарты, рекомендованные для применения в Европе, разрабатываются Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standards Institute – ETSI).

Переход на «цифру»

Компания Motorola Solutions объявила, что в 2015 г. с производства будет снята линейка аналоговых радиостанций. Цифровые системы радиосвязи имеют массу преимуществ перед аналоговыми: повышенное качество передачи речи, большая дальность действия, улучшенная защита от прослушивания, прогрессивные возможности управления вызовами и интеграции с системами передачи данных и т. д.

Сегодня мы находимся на этапе массового перехода на цифровые стандарты в профессиональных системах. В то же время сложности, связанные с законодательным регулированием и текущими потребностями абонентов систем радиосвязи, заставляют производителей и пользователей этих систем искать возможность передать как можно больше информации в выделенной полосе частотного диапазона: другими словами, повышать эффективность использования частотного ресурса. Каналы, по которым ранее передавался один вызов в единицу времени, теперь разделяются, для того чтобы можно было одновременно передать два.

Многие министерства и ведомства меняют аналоговую связь на цифровую. Так, например, Управление связи Министерства обороны РФ переводит свои системы на цифровые, претворяя в жизнь Распоряжение Президента РФ. ОАО «РЖД» согласно Концепции «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 877-р от 17 июня 2008 г., обозначило развитие стандарта GSM-R для управления движением, а также рассматривает возможность построения системы локомотивной связи на базе стандарта DMR. В связи с реструктуризацией жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и приходом в отрасль молодых целеустремленных специалистов рассматривается возможность внедрения указанных систем в подразделениях, а в некоторых регионах они уже успешно эксплуатируются.

Цифровые системы радиосвязи – это мощная и универсальная платформа, которую профессиональные организации могут использовать для решения стоящих перед ними задач. Переход с аналоговых систем двусторонней радиосвязи на цифровые поможет быстро решить многие актуальные задачи и создать прочный технический фундамент для внедрения новых функциональных возможностей.

Наиболее важное преимущество цифровых стандартов состоит в том, что они позволяют более эффективно использовать ресурс имеющихся радиочастотных каналов. Это связано с выходом приказа от 30 июня 2011 г. № 164 министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра», зарегистрированного в Минюсте России 26 сентября 2011 г. № 21888 и вступившего в силу 1 января 2012 г. Эфир становится все более загруженным, и прежние структуры радиочастотных каналов, изначально разрабатывавшиеся для обслуживания небольшого количества пользователей, уже не справляются с возросшим объемом трафика.

Технологическое пространство ПМР

Технологическое пространство ПМР в РФ можно представить следующим образом.

  1. На первом месте стандарт TETRA, так как на территории РФ он внедряется уже более 12 лет, с 2002 г.
  2. Ему наступает на пятки стандарт DMR, который в ближайшее время перегонит стандарт TETRA. Это связано с многими факторами. Во-первых, он дешевле; во-вторых, выпускается в стандартных ПМР-диапазонах частот (150, 400 МГц); в-третьих, позволяет работать и в аналоговом режиме, что особенно важно, когда потребитель хочет существующую аналоговую сеть поменять на цифровую; в-четвертых, может работать как в симплексном режиме, так и в полудуплексном и дуплексном. Однако нужно учитывать и тот факт, что стандарт DMR не может стоять наравне со стандартом TETRA, в нем не реализованы функции, присущие транкинговым системам, например полноценный хендовер (канал управления).
  3. Стандарт APCO не получил широкого распространения в системах гражданского назначения РФ, он применяется в сетях подвижной радиосвязи МВД России, ФСО и Каспийском трубопроводном консорциуме.
  4. Стандарт GSM-R разработан европейским институтом стандартизации для систем радиосвязи и управления железнодорожным движением. В РФ он развернут на Калининградской железной дороге, введена в эксплуатацию система стандарта GSM-R на участках Северо-Кавказской железной дороги: Туапсе – Адлер, Адлер – Альпика Сервис. Ведется строительство участка Октябрьской железной дороги: Санкт-Петербург – Бусловская (ввод в эксплуатацию июль 2015г.).

На рынке РФ доля аналоговых терминалов составляет сегодня около 75%. Например, у самого крупного пользователя ОАО «РЖД» зарегистрировано более 200 тыс. аналоговых терминалов.

Самая актуальная задача – совместимость стандартов по протоколам, поскольку заказчик, у которого на предприятии используется несколько стандартов, хочет пользоваться одним терминалом, но иметь возможность связываться с пользователем другого стандарта (Международный аэропорт Домодедово, ОАО «РЖД», МВД и др.).

Вторая по насущности задача – программное обеспечение, отвечающее техническим требованиям, предъявляемым заказчиком. Также актуален тренд сопряжения узкополосных ПМР-сетей с сетями широкополосной связи. Например, пользователи стандарта TETRA с успехом применяют систему широкополосного доступа «точка – точка», используя ее как магистраль передачи данных в местах, где отсутствуют проводные магистрали связи.

Нормативное регулирование

По вопросу регуляторики ПМР следует отметить принятое на заседании 8 сентября 2011 г. решение ГКРЧ об упрощенной процедуре выделения полос радиочастот. ГКРЧ выделило полосы радиочастот 412–417 МГц, 422–427 МГц, 457,4–459 МГц и 467,4–469 МГц для применения на территории Российской Федерации РЭС сухопутной подвижной службы юридическими и физическими лицами без оформления отдельных решений ГКРЧ. Эти полосы выделяются также для разработки, производства и модернизации юридическими и физическими лицами РЭС сухопутной подвижной службы без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного типа РЭС при условии, что основные технические характеристики разрабатываемых, производимых и модернизируемых РЭС соответствуют прилагаемым к решению ГКРЧ техническим характеристикам. Таким образом, теперь в диапазонах, в которых используется стандарт TETRA, не нужно получать отдельное решение ГКРЧ, что существенно сокращает время и риски на получение разрешительных документов.

Еще одна важная задача в области государственного регулирования ПМР – отход от системной привязанности разрешительных документов. Заказчик, получив разрешительные документы на частотные присвоения, сам принимает решение, какой стандарт ему необходимо внедрять.

Примеры проектов

Приведем несколько примеров реализации нашей компанией стандартов TETRA, DMR, GSM-R и ряда других за последние два-три года.

С декабря 2012 г. по октябрь 2013 г. компания проводила работы по комплексному тестированию центра коммутации цифровой системы технологической радиосвязи и линейных объектов системы стандарта TETRA Октябрьской железной дороги, по повышению надежности системы технологической радиосвязи стандарта TETRA и организации удаленного мониторинга системы технологической радиосвязи стандарта TETRA на участке Москва – Санкт-Петербург.

Компания «Гвардия-плюс» принимала активное участие в построении и расширении системы ПМР стандарта TETRA DIMETRA IP (производства Motorola) в Международном аэропорту Домодедово. Там же действует поставленная нами система радиосвязи стандарта DMR MOTOTRBO (производства Motorola). В 2012 г. такая же система развернута в Международном аэропорту Шереметьево.

Были проведены натурные испытания в 2008 г. на станции Лянгасово Горьковской железной дороги и в 2011 г. на станции Бекасово Московской железной дороги на предмет использования системы радиосвязи стандарта DMR MOTOTRBO для нужд служб и подразделений ОАО «РЖД». В целях проверки возможности применения системы цифровой радиосвязи MOTOTRBO производства Motorola Solutions в технологических сетях станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи ОАО «РЖД» и совместимости ее с действующими средствами наша компания проводила эксплуатационные испытания на Горьковской железной дороге. В январе 2012 г. был инсталлирован опытный участок с использованием оборудования стандарта DMR MOTOTRBO на базе цифровых ретрансляторов DR3000 на участке Пермь – Чепца Свердловской железной дороги протяженностью более 200 км.

В декабре 2012 г. ООО «Гвардия-плюс тлк» осуществило поставку и пуско-наладку оборудования сети подвижной радиосвязи на базе стандарта DMR оборудования компании Motorola Solutions MOTOTRBO в Международном аэропорту Шереметьево, состоящего из 17 базовых станций.

С ноября 2012 г. проводились мероприятия по использованию оборудования Motorola для нужд АО «НК «КТЖ» – на железной дороге, в интеграционном центре компании Motorola Solutions (Берлин) и испытательном центре ООО «Бомбардье Транспортейшн» (Москва). Были проведены натурные испытания, разработан модем по передаче данных телеметрии СЦБ (производства «Бомбардье»), удовлетворены все технические требования заказчика. На данный момент реализуется проект на поставку и разворачивание системы Dimetra IP для создания сетей транкинговой радиосвязи стандарта TETRA на трех участках общей протяженностью более 1000 км, 70 базовых станций и шести коммутаторов, с учетом резервирования.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку