Седьмой федеральный проект. В России утверждена стратегия развития искусственного интеллекта

Под занавес минувшей недели на портале правовой информации была опубликована Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Документ утвержден Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

О подготовке программного документа в области развития искусственного интеллекта (ИИ) стало известно в конце мая, когда Владимир Путин посетил созданную «Сбербанком» для подготовки ИТ-специалистов «Школу 21». На базе этой образовательной организации прошло совещание по вопросам развития технологий в области ИИ. В своем выступлении Президент РФ назвал технологии искусственного интеллекта одним из ключевых направлений технологического развития, которые будут определять будущее мира. Механизмы искусственного интеллекта не имеют аналогов по своему влиянию на экономику и производительность труда, на эффективность управления, образования, здравоохранения и повседневную жизнь людей.

Борьба за технологическое лидерство в сфере искусственного интеллекта стала полем глобальной конкуренции. «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта – ну, последствия нам всем понятны, – тот станет властелином мира», – заявил тогда Владимир Путин. Многие развитые страны определились со своими планами действий по развитию аналогичных технологий. И Россия должна обеспечить технологический суверенитет в сфере искусственного интеллекта. По словам главы государства, речь идет не только об алгоритмах для узких специальных задач. Требуются универсальные решения, применение которых даст максимальный эффект в любой отрасли.

Справиться со столь амбициозной задачей россиянам помогут стартовые условия и конкурентные преимущества. В нашей стране высокие показатели проникновения Интернета, электронных услуг, при этом стоимость интернет-доступа – одна из самых низких по мировым меркам. Сохранились сильные образовательные школы по математике, физике. Подтверждением тому служат победы студентов из России на чемпионатах мира по программированию.

«Сильные научные и прикладные компетенции позволили создать оригинальные и, главное, коммерчески успешные отечественные разработки мирового уровня, в том числе в таких сферах, как компьютерное зрение и распознавание голоса, а также кибербезопасность. За пять лет нам нужно выйти по этим направлениям на лидирующие позиции», – поставил задачу Владимир Путин.

Тогда же, на майском совещании, глава государства назвал четыре приоритета разрабатываемой Национальной стратегии в сфере ИИ.

Первый. Создание принципиально новых фундаментальных заделов, математических методов, принципов работы искусственного интеллекта, в том числе по аналогии с человеческим мозгом. Россия должна стать одной из ключевых площадок для решения сложнейших научных задач с участием ученых всего мира.

На совещании отмечалось, что эта работа может вестись и в рамках международных математических центров, которые в 2020 г. будут открыты в двух российских столицах и Сочи. Кроме того, анонсировалось кратное увеличение финансирования исследований в области искусственного интеллекта, говорилось о необходимости создания стимулов для частных инвестиций и развития корпоративной науки, исследований, разработок.

Второй. Наращивать кадровый, интеллектуальный потенциал, сохранять свои таланты и привлекать лучших специалистов со всего мира.

Наряду с развитием программ подготовки по направлениям искусственного интеллекта в учебных заведениях следует предложить эффективные механизмы материального стимулирования, удобные условия работы, включая удаленную занятость.

Третий. Сформировать гибкую, адекватную правовую базу для разработки и использования прикладных решений на базе искусственного интеллекта, а также специальные режимы для частных инвестиций в создание прорывных решений и гарантировать защиту интеллектуальной собственности, правовые условия для регистрации патентов в национальной юрисдикции России.

На совещание отмечалась важность снятия законодательных и административных барьеров при условии обеспечения безопасности государства и общества, соблюдения прав граждан.

Четвертый. Сформировать эффективное правовое регулирование оборота данных, передовую инфраструктуру для их обработки и хранения, а также предложить взвешенные решения, которые позволят использовать данные для создания алгоритмов искусственного интеллекта.

Наряду с этом не менее важно обеспечить готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Для этого предстоит реализовывать программы цифрового просвещения и переобучения по востребованным направлениям.

Национальная стратегия принята. В документе даны определения ключевых понятий, трактовка которых до недавнего времени вызывала разночтения в профессиональном сообществе. Теперь споры на сей счет можно отложить. Согласно документу под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, где используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

К технологиям искусственного интеллекта относятся технологии, основанные на использовании ИИ, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

В данном контексте любопытна трактовка перспективных методов ИИ. Это методы, направленные на создание принципиально новой научно-технической продукции, в частности, для разработки универсального (сильного) искусственного интеллекта (автономное решение различных задач, автоматический дизайн физических объектов, автоматическое машинное обучение, алгоритмы решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) незначительных объемов данных, обработка информации на основе новых типов вычислительных систем, интерпретируемая обработка данных и другие методы).

В целом опубликованный документ нельзя назвать подробным планом действий в заявленной сфере. Стратегия определяет лишь общие ориентиры и ряд показателей, которых следует придерживаться. Так, применение искусственного интеллекта должно создать условия для формирования принципиально новых направлений деятельности хозяйствующих субъектов, повысить эффективность процессов планирования, автоматизации рутинных операций, в частности благодаря прогнозированию отказов оборудования и его превентивному техобслуживанию, повышению безопасности сотрудников при выполнении бизнес-процессов, оптимизации подбора и обучения кадров.

По мере решения поставленных стратегией задач к 2024 г. основным показателем, характеризующим успешную реализацию мер поддержки научных исследований в области искусственного интеллекта, должен стать существенный рост количества и индекса цитируемости в ведущих мировых научных изданиях научных статей российских ученых на тему, посвященную ИИ, количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности в данной области, а также количества прикладных технологических решений, используемых в практической деятельности. Кроме того, к указанному сроку должен значительно увеличиться вклад российских специалистов в создание открытых библиотек искусственного интеллекта, а российским организациям должны быть доступны наборы данных, которые соответствуют методологиям их сбора и разметки и хранятся на общедоступных платформах.

На 2024 г. намечено создание инфраструктуры, которая поможет российским организациям в создании ИИ, включая центры обработки данных. А разрабатываемые в нашей стране микропроцессоры не должны уступать мировым образцам.

К 2030 г. следует разработать программное обеспечение, в котором используются технологии искусственного интеллекта, для решения задач в различных сферах деятельности. Российские разработчики такого ПО должны войти в группу лидеров на мировом рынке. Наряду с этим объем опубликованных на общедоступных платформах наборов данных должен быть достаточным для решения актуальных задач в области ИИ, в том числе за счет публикации звуковых, речевых, медицинских, метеорологических, промышленных данных и данных систем видеонаблюдения.

Сказано в стратегии и про обучающие программы мирового уровня. К 2030 г. российские вузы должны занимать лидирующие позиции в мире в сфере ИИ.

Указом Президента РФ не только утверждена Национальная стратегия развития до 2030 г., но и поручено создать седьмой федеральный проект национальной программы «Цифровая экономика». Проект будет называться «Искусственный интеллект». Соответствующие изменения в программу «Цифровая экономика» должны быть внесены до 15 декабря Правительством, которому также предстоит разработать и утвердить седьмой федеральный проект. Кабинет министров обязан будет ежегодно докладывать главе государства о ходе реализации стратегии.

Стоит напомнить, что за последние два года почти три десятка стран приняли национальные стратегии искусственного интеллекта. США и Китай преследуют универсальные цели, претендуя на удержание лидерства в этой области к 2030 г. Амбиции других государств скромнее – войти в число технологических лидеров или занять первые строчки в рейтингах по определенным направлениям в сфере ИИ. Заявленные в российской стратегии развития искусственного интеллекта цели означают, что начинается конкурентная интеллектуальная гонка. В таком соревновании спортивная удача – дело второстепенное, если не последнее. А в битве интеллектов российские ресурсы и потенциал не раз оказывались на высоте. Хотелось бы верить, что она окажется досягаемой для россиян в предстоящие 11 лет.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку