Сокращения ИТ повышают эффективность

17–18 сентября компания IC|ENERGY провела в Москве II международную конференцию «Информационные технологии в финансовых институтах». Основными темами в этом году стали взаимодействие ИТ с бизнесом и поставщиками, ИТ-стратегии, ИТ-дивизион как разработчик инноваций, оптимизация затрат, методология Big Data, успешные проекты и инновационные решения для продвижения новых банковских продуктов, мобильные и облачные технологии, управление рисками, безопасность и антифрод, а также другие актуальные вопросы развития ИТ-сектора в России.

IMG_20150917_150838Сессии чередовались короткими, но весьма насыщенными панельными дискуссиями, в ходе которых докладчики и участники конференции, как со стороны банковского сектора, так и со стороны ИТ, получили возможность обменяться опытом успешных проектов и представить на суд экспертного сообщества свои оригинальные идеи.

Общий позитивный настрой конференции проявился в первом же докладе, который был представлен заместителем директора департамента информационных и банковских технологий ВТБ24 Денисом Гузовским. Он отметил,что банкам, которые хотят не просто выжить в сложной экономической реальности, а получить новый импульс для успешного развития, приходится думать о том, как предложить клиентам: 1) качество обслуживания, 2) широкий спектр сервисов и 3) привлекательные тарифы. Г-н Гузовский считает, что только постоянное онлайн-взаимодействие многих подразделений банка, которое, естественно, достижимо только с помощью современных ИТ-технологий, обеспечивает сегодня процессы привлечения новых и удержания старых клиентов. А сам процесс работы ВТБ24 он описал словосочетанием «онлайновый конвейер».

Отвечая на вопрос корреспондента ИД Connect относительно имеющихся возможностей импортозамещения, Денис Гузовский подчеркнул, что российское ПО предпочтительнее для наших банковских структур, поскольку оно учитывает местные реалии. В то же время он посетовал на неразвитость указанного сектора, объяснив, что для крупных финансовых структур, таких как ВТБ24, сейчас просто нет отечественных решений соответствующего масштаба, поэтому банкам приходится применять западный софт. Что же касается «железа», то, на его взгляд, импортозамещение здесь вряд ли возможно в скором времени.

Заместитель директора дирекции ИТ«Росбанка» Александр Комаров посвятил свое выступление фундаментальным вопросам взаимодействия банка с ИТ. В частности, он проанализировал, каким образом требования стратегии развития бизнеса становятся базой для стратегии развития ИТ. Рассуждая о принципах эволюции современных ИТ, Комаров предложил выделить здесь три основных этапа развития:

  • сокращение издержек, предполагающее оптимизацию архитектуры, широкое использование современных технологий и контролируемое развитие приложений (поставщики, цены, технологии, платформы);
  • снижение рисков, означающее оптимизацию процессов управления, большее внимание вопросам информационной безопасности и требующее своевременной замены устаревших приложений и систем;
  • повышение эффективности, включающее в себя внедрение лучших в классе решений с максимальной функциональной гибкостью и аналитических инструментов для целей управления.

Весьма оригинальное видение места ИТ в банковском секторе предложил управляющий продажами NetApp Роман Князев. Он напомнил о том, что за последний год, например, государственный департамент США на треть урезал свои расходы на ИТ. Американские эксперты считают, что излишнее насыщение производства ИТ-мощностями снижает конкурентоспособность бизнеса, а их грамотное урезание, напротив, повышает эффективность работы. Говоря о ключевых тенденциях сегодняшнего дня, Роман Князев особый акцент сделал на факторе времени: ИТ должны моментально отвечать на растущие потребности банковского сектора. Эта идея находит свое выражение в новой методологии разработки программного обеспечения DevOps, которая предполагает непрерывную доставку ПО, снижение уровня сложности проблем и обеспечивает для бизнеса более стабильное операционное окружение. DevOps позволяет понять взаимозависимость между внутренней разработкой ПО и ИТ, a это, в свою очередь, дает возможность более быстро разрабатывать продукты и внедрятьИT-сервисы.

Рассуждая о возможностях экономии ресурсов, Роман Князев призвал представителей банковского сектора с большей толерантностью воспринимать идею перевода своих ИТ в облако, поскольку современные технологии, а главное, уже наработанный сообществом опыт позволяют легко учитывать все возможные при этом риски. Отвечая на вопрос корреспондента ИД Connect о соответствии облачных технологий новому российскому законодательству, Роман Князев отметил, что банк может легко решить проблему путем размещения в России сервера, на котором будут храниться пользовательские данные, держать копии этих записей в облаке (на зарубежных серверах) не нужно.

Основные продукты и решения, созданные корпорацией IBMдля работы с Big Data,были представлены в докладе технического эксперта IBM Андрея Орлова. Он дал анализ тех проблем, сталкиваясь с которыми компании обращаются к инновационным решениям. В частности, Орлов отметил, что из-за сложности и быстрого увеличения объемов машинных данных многие банки принимают решения на основе малой доли доступной информации. В то время как способность быстро и эффективно анализировать машинные данные и комбинировать с бизнес транзакциями может дать возможность: 1) в реальном времени понимать эффективность операций и их влияние на поведение клиента; 2) проактивно планировать операции; 3) выявлять и исследовать аномалии; 4) комплексно мониторить инфраструктуру для предотвращения отказов или ухудшения качества сервиса.

Генеральный директор CleverDАТА Денис Афанасьев рассказал о Data Marketing Platform – мощной платформе управления данными для целевого маркетинга. Он особо отметил, что эффективность целевого маркетинга, основанного на больших данных, подтверждена реальным опытом: у целевой рекламы на 14% больше CTR и на 10% больше конверсия; эффективность маркетинговых кампаний повышается в три раза; наконец, целевые рекламные предложенияв 18 раз эффективнее,чем стандартные рассылки.

Искусство работы с данными – это ключ к монетизации, заявил в своем докладе менеджер по развитию бизнеса в финансовом и розничном секторе Teradata Данил Левенстам. Он отметил, что сегодня в банковском секторе уже невозможно конкурировать на рынке стандартных классических продуктов. Необходимо предлагать пользователям новые сервисы, связанные в первую очередь сИнтернетом. Вступив в заочную дискуссию с некоторыми из участников конференции, Данил Левенстам предложил отказаться от устаревшего взгляда на пользователей, которых многие банковские работники до сих пор делят на «молодежь», готовую работать с онлайновыми сервисами, и «пенсионеров», не подозревающих о самом существовании Всемирной паутины. На самом деле, по динамике развития Интернета Россия занимает одно из первых мест в мире, и это касается не только столичных тинэйджеров. За МКАДом «жизнь» не только есть, но она есть также и в плане проникновения коммуникационных технологий.

Аналогичные идеи высказал и заместитель директора департамента ИТ «Ингосстраха» Артем Литвин. В частности, он отметил, что уже в этом году онлайновые продажи туристических страховок превысили физические продажи в офисах. Убеждение, что со страховой компанией клиент готов работать якобы только в реальности, не подтверждается статистикой. Напротив, люди уже хотят пользоваться онлайн-технологиями и с удовольствием делают это, если финансовая организация предлагает такую возможность. Артем Литвин также подчеркнул, что инвестиции, которые были вложены «Ингосстрахом» в разработку и запуск веб-портала и мобильных сервисов, уже полностью окупили себя.

Большое внимание в ходе конференции было уделено вопросам аутсорсинга. Эта идея, как оказалось, имеет в России множество сторонников, причем как со стороны ИТ-компаний, так и в банковской сфере. Исполнительный директор ICL Services Руслан Вагизов проанализировал, как передача непрофильных функций на аутсорсинг обеспечивает возможность руководству банков переключаться на стратегические задачи бизнеса. Для «пугливых» российских банков ICL Services предлагает удобную стратегию Try&Buy, которая позволяет плавно и без рисков переходить на ИТ-аутсорсинг.

ИТ-директор Мираф-банка Ярослав Медокс рассказал об особенностях удачного перехода среднего (по российским меркам) банка на аутсорсинг. При этом он заострил внимание на двух итоговых выводах. Во-первых, переход на полный аутсорсинг выгоден лишь тем банкам, которые предлагают стандартный набор услуг. Во-вторых, при таком переходе выгоднее применять современные Agile-методики, а не следовать формальному планированию. Что же касается традиционных страхов банкиров по поводу возможной кражи данных, то Ярослав Медокс напомнил, что, по статистике, до 80% подобных случаев связаны с работой инсайдеров, а значит, место расположения базы данных клиентов по большому счету не влияет на их сохранность – украсть клиентскую базу может и ответственный служащий банка, и работник облачного сервиса.

О преимуществах и недостатках применения проектного подхода участникам форума рассказал директор департамента ИТ НПФ «Благосостояние» Алексей Лобачев. Он, в частности, отметил возможность сокращения сроков разработки за счет концентрации ресурсов и рациональной организации исполнения проектных работ.

Западные банки сокращают свои ИТ-отделы – годовые затраты на аутсорсинг во всем мире за последний год превысили 1 трлн долл., отметил в своем докладе заместитель председателя РФИ Банка Заур Бесолов. Он предложил в качестве лозунга текущего дня следующий: «добиваться максимального результата при минимальных затратах». А это возможно только при грамотном развитии аутсорсинга в банковском секторе.

Несмотря на разницу во взглядах на многие проблемы развития ИТ, большинство участников конференции в ходе панельной дискуссии «Что ждет финансовый сектор рынка?» согласились с тем, что сегодня «закончилось время разгильдяев», банковский сектор получил уникальную возможность «очиститься от шлаков» и оставить у руля «героев» – менеджеров, способных принимать грамотные решения в кризисной ситуации.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку