Социальный интернет-доступ

Правительству предстоит составить список значимых интернет-ресурсов

Через две недели операторы обязаны предоставить абонентам бесплатный доступ к порталу госуслуг, сайтам федеральных и региональных органов власти, а также администрации Президента, Госдумы и Совета федерации. По сообщениям профильного министерства, трафик на такие интернет-ресурсы не будет тарифицироваться, а загрузить их удастся даже при отрицательном балансе счета абонента. Согласно оценкам операторов, доля трафика указанных ресурсов в общем его объеме не превышает 1%. Компенсаций расходов из госбюджета на эти цели не предусмотрено.

Правда, параллельно обсуждается список ресурсов, которые также попадут в категорию «социально доступных» и для которых разрабатывается режим компенсации расходов, понесенных на эти цели операторами. В данном контексте речь идет о доступе к поисковым инструментам, социальным сетям и мессенджерам.

Инициатива с бесплатным доступом к ряду порталов в Сети появилась в рамках проекта «Доступный интернет», о котором Президент РФ Владимир Путин упомянул в своем послании к Федеральному Собранию в середине января. В частности, глава государства говорил о предоставлении гражданам «бесплатного доступа к социально значимым отечественным интернет-сервисам».

По данным онлайн-сервиса SimilarWeb, позволяющего анализировать мировой интернет-трафик, в список наиболее популярных ресурсов госорганов вошло несколько отечественных: портал «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru/), официальный сайт мэра Москвы (https://www.mos.ru/) и сайт Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru/). Ежемесячное количество посещений «Госуслуг» превышает 74 млн, сайта мэра Москвы – более 41 млн, а сайта ФНС – свыше 23 млн.

Крупные операторы согласны с тем, что доступ к социально значимым интернет-сервисам можно не тарифицировать, что практиковалось и ранее, когда речь шла о телефонных ресурсах, например, о звонках в экстренные службы. Сайты госорганов не формируют огромных потоков трафика в оптических сетях – доля видео и другого «тяжелого» контента на этих ресурсах незначительная. Кроме того, принципы ценообразования таковы, что пользование рядом сервисов по умолчанию входит в пакетные тарифные планы. Абоненты многих сотовых операторов могут подключаться к социальным сетям, мессенджерам и инструментам навигации даже при нулевом балансе счета. Согласно условиям тарифных планов категории «Социальный» доступ к избранным ресурсам не тарифицируется.

Для мобильных операторов не существует технических препятствий к обнулению тарификации для пользователей конкретных интернет-ресурсов. Несколько иначе обстоит дело с бизнес-моделью операторов домашнего интернета. По мнению экспертов, есть шанс, что найдутся желающие обеспечить жилище доступом в Сеть только для того, чтобы бесплатно пользоваться социальными интернет-ресурсами. Но объем недополученной прибыли от таких пользователей не стоит сравнивать с доходами, получаемыми операторами за услуги, связанные с видеоресурсами.

На днях стало известно о том, что интернет-компании все же попросили государство компенсировать услуги по предоставлению бесплатного доступа к значимым интернет-ресурсам, предупредив, что расходы на эти цели будут увеличиваться. В частности, с соответствующим предложением в рамках проекта «Доступный интернет» выступила комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которая называет недопустимым дополнительный рост неизбежных издержек операторов, особенно на фоне выполнения требований «Закона Яровой», а также документа, определяющего требования к суверенному интернету. РСПП считает необходимым составление единого реестра социально значимых ресурсов, сохранение уровня платы компаний за доступ к сети и закрепление механизма прекращения оказания услуг в случае возникновения у абонента задолженности.

По ходу обсуждения перспектив проекта «Доступный интернет» стала очевидной необходимость проработки соответствующей нормативной базы. Похоже, что дело не ограничится составлением списка социально значимых сайтов, к которым россиянам предоставят бесплатный доступ. (К слову, появление такого списка к концу февраля анонсировал новый руководитель Минкомсвязи.)

На текущей неделе законодатели в очередной раз завели разговор о терминологии в надежде закрепить не только понятие значимого информационного ресурса, но и обязанности его владельца. И сами же обнаружили в проекте закона положения, противоречащие нормам действующего законодательства. В частности, критические замечания коснулись единственного критерия признания информационного ресурса значимым, каковым предлагалось установить возможность сбора информации о пользователях. В итоге законопроект отправили на переработку.

Можно прогнозировать, что дискуссия на тему реализации проекта «Доступный интернет» останется в отраслевой повестке дня как минимум до начала лета. Как известно, к 1 июня 2020 г. Правительство России обязано представить главе государства доклад о выполнении его поручения обеспечить россиян бесплатным доступам к социально значимым интернет-сервисам. Пока неясно, что именно войдет в гарантированный государством социальный пакет интернет-сервисов, хотелось бы предостеречь и власти, и законодателей от расширительного толкования сути проекта.

На мой взгляд, это должен быть строго ограниченный список ресурсов госорганов, к которым каждый из нас, будучи гражданином Российской Федерации, обращается независимо от рода своих занятий и финансовой состоятельности. Возможно, портала «Госуслуги» и сайта органа исполнительной власти в конкретном регионе будет достаточно в обсуждаемом списке. Любая расширительная трактовка понятия «Доступный интернет» дает повод для лоббирования корпоративных интересов, манипуляций и лазеек, которые не имеют ничего общего с заботой о слабо защищенных в социальном отношении слоях населения.

www.connect-wit.ru

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку