Специалисты для экономики данных

В Москве состоялась XXIV Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании. Технологии «1С» для развития экономики данных и гиперавтоматизации образования». Гибридный формат проведения мероприятия расширил аудиторию участников и слушателей. Преподаватели, учителя, представители бизнеса и чиновники обсуждали задачи современного образования. Особое внимание было уделено вопросам цифровизации системы и подготовки ИТ-кадров для цифровой экономики.

Технологии в образовании

По данным организатора – Фирмы «1С» – в мероприятии приняли участие более 7 тыс. человек, представляющих 1950 организаций. Атмосфера и масштаб конференции свидетельствовали, насколько научно-педагогическое сообщество заинтересовано в сотрудничестве образовательных учреждений, бизнеса и ИТ-индустрии. Сегодня это необходимое условие подготовки кадров для экономики данных.

В последние годы в области автоматизации различных видов деятельности применяется новый термин – «гиперавтоматизация», который нашел отражение и в названии конференции. Суть его в том, что автоматизацией охватываются те процессы, которые ранее по тем или иным причинам не могли быть автоматизированы, при этом традиционные известные средства автоматизации используются в новом качестве.

По словам представителей «1С», в последние годы технологии фирмы развиваются в направлении расширения круга автоматизируемых бизнес-процессов и повышения уровня их автоматизации. Происходит это за счет интеллектуализации технологий управления, роботизации, создания облачных сервисов, распространения Интернета вещей, средств low-code разработки – всего того, что охватывает понятие гиперавтоматизации. Перечисленные технологии проникают и в сферу образования.

Программа конференции была составлена таким образом, чтобы ее участники обсудили возможности, направления и потенциал автоматизации управления образовательными учреждениями, а также самого процесса обучения.

Проведение разнообразных тематических секций в рамках мероприятия дало возможность экспертам «1С» и партнеров фирмы продемонстрировать преимущества программных решений для поддержки и оптимизации педагогической деятельности. Представители высших и средних учебных заведений, школ, лицеев и колледжей поделились опытом применения решений «1С» в повседневной работе.

Специальные секции были посвящены технологической платформе и прикладным решениям «1С» как инструментам гиперавтоматизации процессов создания новых ценностей, развитию экосистемы «1С» для поддержки педагогической деятельности в цифровой среде образовательной организации, перспективам применения технологий и методик обучения при подготовке специалистов в области цифровизации бизнеса.

Кадровый спрос

Представитель Минцифры РФ Анастасия Казанцева напомнила контрольные цифры приема в российские вузы по 69 ИТ-специальностям. План бюджетного приема сбалансированно увеличивается: с 80 тыс. в 2021 г. до 120 тыс. человек в 2024 г. При этом фактически на ИТ-специальности (бюджетное отделение) в 2021 г. было принято 113,9 тыс. человек, в 2022-м – 114,5 тыс., в 2023-м – 126,7 тыс. человек. Ежегодно плановые показатели приема перевыполняются в среднем на 20%. Примечательно, что прием на ИТ-специальности в России составляет пятую часть приема на все направления обучения в целом.

Общий показатель контрольных цифр приема по ИТ-направлениям формируется с учетом предложения профильного министерства, потребности регионов, отраслей экономики и крупнейших работодателей. На пленарном заседании отмечалось взаимопонимание, достигнутое заинтересованными сторонами: «вузы услышали ИТ-отрасль, а Минцифры услышал регулятор – Минобрнауки, которое распределяет контрольные цифры приема».

В настоящее время в центре внимания чиновников не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие образовательный процесс. В частности, проводится экспертиза программ подготовки, оценивается количество практико-ориентированных часов. Приглашенные эксперты анализируют, насколько широко приглашаются к преподаванию представители отрасли, какие технологии и методики используются в образовательном процессе и т. д.

В России реализуется федеральный проект «Цифровая экономика». С 2025 г. будет запущен новый национальный проект «Экономика данных». Цифры приема кратно выросли за последние годы. Рабочей группе, созданной на платформе АНО «Цифровая экономика», удалось доказать, что помимо 23 классических ИТ-специальностей остальные направления обучения требуют наращивания компетенций в области информационных технологий.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) были дополнены. Теперь иные специальности, относящиеся к ИТ, предусматривают приобретение таких умений, как разработка алгоритмов, создание компьютерных программ и т. д. Постепенно потенциал кадровых ресурсов в сфере ИТ увеличивается.

О специфике обучения по ИТ-специальностям в Бауманском университете и сотрудничестве с «1С» на конференции рассказал ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин. В прошлом году в вузе стартовала совместная программа магистратуры, 60% ее преподавателей – сотрудники «1С». По этой программе обучаются специалисты по высоконагруженным корпоративным информационным системам, критической инфраструктуре. Задача вуза – готовить в первую очередь разработчиков высокой квалификации, полноценных членов проектной команды, которая разрабатывает, а затем внедряет корпоративные информационные системы.

Рейтинг вузов

На пленарном заседании конференции был представлен рейтинг вузов цифровой экономики за 2023 г. В него включены российские высшие учебные заведения, осуществляющие обучение по ИТ-специальностям за счет федерального бюджета на уровне бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки и специальностям в сфере ИТ, определяемым Минцифры России.

К составлению рейтинга подтолкнул запрос бизнеса. Предприниматели обращали внимание на разрыв между тем, кого готовит высшая школа, и ожиданиями работодателей от молодых специалистов, которых зачастую приходилось переобучать или расставаться с ними, отметил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Рейтингование вузов – один из способов выяснить, насколько удовлетворены работодатели тем, каких специалистов готовит высшая школа. Среди особенностей рейтинга – анализ только головных организаций вузов и только обучения за счет федерального бюджета. В список не включены учреждения с нулевым приемом на ИТ-специальности в 2022 г. Один из параметров оценки основан на опросе руководителей ИТ- и технологических компаний-работодателей, куда специалисты устраиваются. Отдельные рейтинги составляются для вузов двух столиц и региональных высших учебных заведений.

Впервые с учетом уровня подготовки ИТ-специалистов в нашей стране оценивались 304 вуза. Под ИТ-обучением в рейтинге понимаются не только традиционные направления, но и отраслевые, которые сегодня тесно связаны с информационными технологиями.

«Мы разработали специальную методологию, по которой проанализировали то, как московские, питерские региональные вузы могут конкурировать друг с другом. Показали, какие достижения есть среди этих вузов. Какие вузы вырвались в лидеры», – рассказал Сергей Плуготаренко.

Параметры определения места в рейтинге – масштаб подготовки ИТ-специалистов и оценка вузов компаниями цифровой экономики, востребованность выпускников. Компаниям-работодателям были заданы три вопроса: с какими вузами они сотрудничают в части подготовки ИТ-кадров, какие вузы за последние три года оканчивали сильные молодые ИТ-специалисты, выпускникам каких вузов они отдают предпочтение при найме на ИТ-вакансии начального уровня.

Со временем методику можно будет улучшать – АНО «Цифровая экономика» открыто к любым предложениям, сообщил руководитель этой организации.

Итоговые результаты сформированы для Москвы и Санкт-Петербурга, а также отдельно – для других регионов.

В итоговый рейтинг цифровой экономики среди вузов двух российских столиц вошли 24 учебных заведения. На первом месте в этой группе – МГТУ им. Н. Э. Баумана. В рейтинге региональных вузов 30 лидеров, на первой позиции Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина.

Планируется, что такой список будет составляться ежегодно. В планах его организаторов – автоматизировать процесс сбора данных, предоставить онлайн-доступ. Аналогичная задача была решена в прошлом году на этапе аудита цифровых кафедр, что обеспечило повышение качества экспертизы. В рамках развития рейтинга запланирована серия отраслевых экспертных мероприятий «Марафон отраслевых встреч вузов с крупными ИТ-партнерами».

Авторы рейтинга допускают, что относиться к представленным спискам можно по-разному. И в этом с ними сложно не согласиться. Очевидно, что методика составления требует дополнительной проработки. Количество предложенных параметров оценки вузовской подготовки явно недостаточно, поэтому едва ли такой подход к рейтингованию может претендовать на объективность.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку