Цифровая политика ИТ-гигантов

Ряд зарубежных ИТ-гигантов должны были к 6 марта внести изменения в свою деятельность в соответствии с Законом о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA). Все они анонсировали изменения, однако заработают ли они и коснутся ли россиян?

DMA распространяется на 22 сервиса шести компаний — Alphabet (владеет Google), Amazon, Apple, ByteDance (владеет TikTok), Meta Platforms (признана экстремистской и запрещена в России; владеет Facebook и Instagram) и Microsoft.

Законные требования

Требования закона заключаются в следующем: обмениваться данными с конкурентами; предоставить пользователям доступ к сгенерированным ими данным; дать рекламным партнерам инструменты проверки.

Кроме того, также запрещено заниматься антиконкурентной практикой и запрещать пользователям удалять предустановленное программное обеспечение, давать преференции собственным продуктам и сервисам. В противном случае придется заплатить штраф – до 10% мирового оборота и до 20% – при повторном нарушении. В целом, как отмечают в ЕС, DMA нужен для соблюдения антимонопольного законодательства и более свободного входа на рынок новых игроков, – рассказал член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин.

Корпоративные обещания

Apple обещала, что у пользователей при первом запуске Safari будет появляться окно выбора магазина приложений и браузера, которые будут работать по умолчанию. Появится поддержка альтернативных способов оплаты покупок в приложении, а пользователи смогут выбирать по умолчанию для бесконтактных платежей альтернативные Apple Pay или Wallet приложения.

Google намерен ввести изменения на странице результатов поиска: добавить специальные блоки с ссылками на сайты, сравнивающие предложения различных компаний. В смартфонах на Android, приложении Chrome на настольных компьютерах и устройствах iOS появится дополнительный экран для выбора по умолчанию поисковой системы и браузера.

Meta Platforms предложит пользователям своих соцсетей в Европе выбор, хотят ли они, чтобы их учетная запись Facebook была связана с учетной записью Messenger или другими сервисами Meta, попавшими под действие DMA.

У Amazon рекламодатели и издатели, работающие через рекламные сервисы и проводящие кампании в ЕС, получат доступ к новым расширенным отчетам с данными о комиссиях, полученных издателем за рекламу, показанную на сторонних веб-сайтах и в приложениях. Также у пользователей будут просить согласие на использование их данных любым сервисом Amazon или третьей стороной для показа им персонализированной рекламы.

Microsoft готовит обновление операционной системы Windows для пользователей в ЕС.

В ByteDance разработчикам позволят запрашивать пользователей TikTok в ЕС перенос их данных на сторонние платформы. Для личных и бизнес-аккаунтов будут улучшены функции экспорта и загрузки данных.

Российский контекст

Пользователи в России не ощутят перечисленных изменений в силу ограничений, которые ранее вводили все перечисленные компании в отношении нашей страны, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Тем не менее, глава Минцифры Максут Шадаев ранее уже заявил, что министерство намерено обязать Apple разрешить установку приложений из сторонних магазинов, среди которых, в первую очередь, Rustore. Такой законопроект планируется внести в Госдуму.

«Однако вопрос, насколько эта опция нужна российскому рынку, еще предстоит обсудить. Apple пока продолжает выполнять решения судов и надзорных органов, даже выплачивать штрафы – однако это происходит только благодаря замороженным на ее счете средствам. Как компания поведет себя при очередном витке санкций, например, совсем не ясно, при том что в целом она и сейчас официально не представлена в России, хоть и несет в связи с этим убытки. Поэтому инициатива Минцифры, конечно, полезна, определенные договоренности с американцами по этому вопросу явно уже достигнуты, однако делать большую ставку на таких «партнеров» как Apple, увы, уже не приходится. Будем наблюдать за тем, как компания прислушается к требованиям в ЕС и выполнит ли их все беспрекословно. Пока что она нарушает законодательство и в ЕС – например, 4 марта Еврокомиссия оштрафовала Apple на 1,84 млрд евро за злоупотребление доминирующей позицией на рынке приложений музыкального стриминга», – отметил эксперт.

Штрафная история

В апреле 2023 года Шадаев сообщал, что Минцифры подготовило законопроект, обязывающий Apple разрешать владельцам ее устройств на территории РФ устанавливать сторонние приложения и оплачивать покупки не только через App Store.

Минцифры рассчитывало, что Apple согласится исполнять нормы законопроекта, так как в прошлом году компания заплатила самый большой антимонопольный штраф в России – 906 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку