Цифровой кадровый резерв. Соисполнители федерального проекта сверили контрольные точки

На минувшей неделе Минцифры провело совещание с соисполнителями Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Участники встречи обсудили достижение контрольных точек проекта в первом квартале 2021 г. О нехватке кадров для построения цифровой экономики последние несколько лет не говорит разве что ленивый. Что сделано за последнее время на этом направлении?

Проект федерального значения

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» – одно из звеньев Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». К 2024 г. в стране должна быть выстроена преемственная на всех уровнях система образования. Ключевых элементов этой системы четыре: поддержка талантов в областях математики и информатики, подготовка высококвалифицированных кадров с компетенциями в сфере цифровой экономики, программы переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, реализация перспективных образовательных проектов.

Цель федерального проекта – обеспечить подготовку кадров для цифровой экономики. Для достижения этой цели предстоит решить три задачи:

  • сделать доступным для населения обучение по программам дополнительного образования с целью получения цифровых компетенций;
  • обеспечить потребность рынка труда в специалистах в сфере ИТ и ИБ, в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями;
  • предоставить онлайн-сервисы образовательным организациям, реализующим программы начального, основного общего, среднего общего и профобразования.

Обучение команд по программе «КЛИК»

В прошлом году в России запустили программу «КЛИК», в рамках которой к началу текущего года цифровые навыки освоили более 5 тыс. человек. Оператором программы выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035.

В феврале текущего года открылся набор на обучение команд цифровой экономики. Университет 2035 принимал заявки от групп в составе от пяти до десяти человек. Команды могли представлять органы власти, НКО, образовательные учреждения, коммерческие компании и корпорации.

Для участия в отборе каждая команда должна была представить проект для разработки на программе, направленный на достижение стратегических целей организаций-участников. Основные требования к такому проекту – реализация принципов цифровой трансформации, оптимизации или изменения существующих процессов, а также создания новых цифровых решений.

Для обучения по программе, которое проводится с 1 апреля по 1 июля, выбран очно-заочный формат с применением дистанционных технологий. Программа «КЛИК» рассчитана на 108 часов, более половины них (65%) направлено на развитие навыков управления, проектной деятельности, формирование внутренних команд цифровой экономики, развитие собственных проектов.

В течение года обучение по программе должны пройти более 5 тыс. человек. Как ожидается, программа поможет повысить уровень цифровых компетенций, сформирует навык работы с данными и посодействует в реализации собственных проектов ее участников.

Программа для руководителей цифровой трансформации

В марте этого года Минцифры сообщило о начале набора слушателей на обучение по программам для руководителей цифровой трансформации. Обучение проводит Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

В программе могут участвовать государственные и муниципальные руководители из российских регионов и подведомственных учреждений органов власти. Слушателем предложили выбрать одну из трех программ повышения квалификации: «Реализация проектов цифровой трансформации» (228 академических часов), «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» (60 академических часов) и «Основы цифровой трансформации» (20 академических часов).

Для зачисления на любую из программ необходимо пройти вступительные испытания и получить оценку компетенций.

Обучение по программам в этом году проводится дистанционно на базе образовательной платформы CDTOedu, разработанной Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. У сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных учреждений есть возможность повысить компетенции в сфере планирования и реализации проектов цифрового развития.

Чтобы не свести обучение к формальности, действует конкурсный отбор на программу. Зачисление зависит от результатов. Если набранных баллов недостаточно для поступления на выбранную программу, претенденту могут рекомендовать другой учебный курс.

В ходе обучения слушателю начисляются баллы за конкретные действия, например, посещение занятий, выполнение заданий. Для получения удостоверения о повышении квалификации слушателю нужно набрать определенное количество баллов. Работа на онлайн-занятиях обязательна. Обучение возможно только по одной программе.

В 2021 г. повысить квалификацию в сфере цифровой трансформации смогут 12 620 госслужащих, сообщили организаторы обучения.

План популяризации ИТ-специальностей

Еще одним направлением подготовки кадров для цифровой экономики стала популяризация ИТ-специальностей. Такие планы в виде информационных программ разработали более 40 регионов, сообщили в Минцифры. Ожидается, что составленные программы позволят школьникам узнать о возможностях получения высшего образования по ИТ-специальностям и о работе в ведущих ИТ-компаниях. Цель программ — привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать ИТ-специальностями.

Сравнительно недавно Минцифры России утвердило типовую форму популяризации ИТ-специальностей, которая послужила прототипом кадровых программ российских субъектов на 2021–2022 гг. Разрабатывалась типовая программа в недрах Минцифры, Минобрнауки и Минпросвещения. Регионам предложили рассказать о потребности бизнеса в ИТ-кадрах и о возможностях, которые предоставляют компании своим сотрудникам.

Информационная кампания рассчитана на старшеклассников и их родителей, которые помогают подросткам с выбором профессии. Особое внимание региональные власти уделяют выпускникам средней школы, которым предстоит сдавать математику и информатику.

Участие руководителей цифровой трансформации регионов в проведении информационной кампании, как ожидается, позволит им сориентироваться в запросах ИТ-отрасли и возможностях образовательных учреждений.

Согласно Федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» к 2024 г. количество бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям увеличится более чем в два раза, до 120 тыс.

Консорциум учебных заведений

На этапе реализации федерального проекта не обошлось и без организационно-структурных решений. В первой декаде мая было объявлено о формировании консорциума учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики, созданного Минцифры России совместно с Университетом Иннополис. По замыслу властей, консорциум позволит унифицировать и стандартизировать основные подходы к обучению кадров для цифровой экономики, а также сформировать образовательные модули по цифровым компетенциям для преподавателей и студентов. Благодаря этому государственные приоритеты, направленные на поддержку и развитие ИТ-отрасли, будут учтены в образовательных программах.

«В состав консорциума уже вошли 185 организаций высшего и 101 организация среднего профессионального образования со всей России, список будет пополняться. Наш якорный вуз по подготовке кадров для цифровой экономики – Университет Иннополис – является методической базой для учебных заведений, вошедших в консорциум», – сообщил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.

Механизм коммуникации между образовательными организациями нужно оптимизировать. Не менее важно организовать процесс быстрого обучения преподавателей и методистов (такие модели разрабатываются), кроме того, адаптировать цифровые образовательные модули для студентов к требованиям и запросам реального сектора экономики.

В Правительстве намерены начать обучение студентов по обновленным программам уже с сентября 2021 г.

Контрольные точки проекта

В упомянутом в начале заметки совещании с соисполнителями Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» участвовали представители Университета 20.35, Университета Иннополис, АНО «Аналитический центр», АНО «Цифровая экономика» и ИТ-отрасли.

Отмечалось, что программы повышения квалификации проходят более 12 тыс. преподавателей – 80% от результата, на который Минцифры России планирует выйти к концу года. За текущий год не менее 16 тыс. преподавателей со всей России пройдут программы повышения квалификации.

В рамках консорциума учебных заведений участники проектируют модели компетенций, востребованные в цифровой экономике. Для этого созданы рабочие группы по приоритетным отраслям экономики. До конца года Минцифры совместно с Минобрнауки, при участии представителей отраслей предстоит актуализировать 27 основных образовательных программ с учетом цифровой составляющей и 40 профстандартов. Выяснилось, что обновлять основные образовательные программы поручат вузам, выбранным по итогам открытых конкурсных процедур.

***

Кадровый голод на этапе перехода к цифровой экономике – один из барьеров на пути экономических преобразований в новую эпоху. Очевидно, что задачу кадрового обеспечения невозможно решить, опираясь на традиционную модель образовательной системы. Цифровая экономика требует новых компетенций. Начало структурной перестройке образовательных учреждений, методик, программ и далее по списку положено. От ее темпов зависит, удастся ли своевременно обновлять содержание преподаваемых дисциплин, связанных с цифровыми компетенциями (технологии в данном направлении устаревают особенно быстро). Но делать это предстоит в кооперации и научными и производственными центрами, чтобы систематизировать знания в области цифровой экономики и закреплять теорию на практике.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку