Цифровой сезон. Учреждения культуры осваивают онлайн-форматы взаимодействия с аудиторией

Пока мы пытаемся понять, на гребне какой пандемической волны осень нагрянула в наши широты, музеи, концертные залы, галереи, цирки и театры адаптируются к работе по дополнительным санитарным правилам. Учреждениям культуры позволили начать новые (во всех смыслах) сезоны, которые, смею предположить, пройдут под знаком цифровизации.
Соблюдение дистанции между посетителями, зрителями и слушателями, вход и выход через разные двери, другие детали и меры безопасности – это лишь незначительная часть глобальных изменений, происходящих в культурно-развлекательной среде. Ограничения, вызванные пандемией, послужили не поводом, а катализатором перемен, в частности в музейной сфере. Время цифровых преобразований наступило задолго до объявления карантина.
Отечественные музеи, другие учреждения культуры в меру сил и возможностей расширяли свое присутствие в Интернете, обновляли сайты, меняли подходы к подаче контента и присматривались к онлайн-платформам, чтобы привлечь к своим собраниям и фондам внимание более широкой аудитории – преимущественно молодых людей, олицетворяющих собой цифровую эпоху.
Инициатором ряда начинаний выступило Министерство культуры России. Особого внимания заслуживает проект «Артефакт». Первоначально идея состояла в том, чтобы на основе технологии дополненной реальности предложить бесплатный мобильный гид по экспозициям музеев. Разработка такой платформы дала возможность самым разным по тематике и размеру музеям получить доступ к использованию современных технологий.
С закрытием учреждений культуры на карантин в профильном министерстве решили модернизировать интернет-ресурс проекта, чтобы платформа стала доступна пользователям не только в музее, но и из дома, где в силу обстоятельств большинство россиян вынуждены были находиться круглые сутки.
Для этого на портале «Артефакт» улучшили навигацию, что упростило путешествие по музейным коллекциям, представленным на онлайн-платформе. Появление на портале аудиогидов и точек интереса помогло завладеть вниманием ценителей искусства. По данным министерства, продолжительность одной сессии на страницах проекта увеличилась на 40%. Интеграция с другими проектами позволила быстро распространить информацию об интернет-возможностях «Артефакта», и посещаемость портала удвоилась.
Фишками ресурса остаются внимание к любопытным фактам и деталям экспоната или единицы хранения, доступ к аудиогиду. По словам представителей проекта, сотрудничество с музеями строится так, чтобы обеспечить разработку уникальных мультимедиа-гидов. В месяцы вынужденной самоизоляции, когда для путешествия по интернет-пространству появилось дополнительное время, многие стали чаще интересоваться музейными фондами и даже изучать произведения искусства, поскольку открыли для себя самый короткий – виртуальный – маршрут в учреждение культуры.
Конечно, между путешествием по сайту или порталу и посещением музея, выставки нельзя ставить знак равенства. Но обратить внимание на музейные собрания и коллекции тех, кто по разным причинам до поры до времени не причислял себя к их ценителям, таким проектам, безусловно, под силу.
В разгар карантина Минкультуры объявило о долгосрочном проекте цифровой трансформации отрасли, анонсировало поддержку подведомственным учреждениям в реализации ими цифровых начинаний и заявило о готовности к введению в музеях должности цифрового куратора. Основная его обязанность – помочь с внедрением новых технологий и тем самым повысить эффективность работы других сотрудников – представителей традиционных музейных специальностей. Ожидается, что цифровые кураторы грамотно подойдут к решению задач, связанных, например, с составлением стратегии ведения страниц в социальных сетях, организацией съемок и монтажом видео. Стоит отметить, что куратор должен быть в курсе специфики работы учреждения культуры, одних лишь цифровых компетенций для продуктивной деятельности недостаточно.
Пандемия стимулировала развитие цифрового направления в сфере культуры. Согласно данным исследования, проведенного компаниями TAdviser и Microsoft, 85% российских музеев признали необходимость цифровой трансформации. За последнее время учреждения культуры серьезно продвинулись в организации дистанционного взаимодействия с аудиторией.
Теперь не составляет труда приобретение билетов онлайн, виртуальных гидов, а также сувениров через онлайн-магазины. Развиваются программы лояльности – набирают популярность специальные предложения, например, такие, как карта «Друг Третьяковской галереи». Присутствие учреждений в социальных сетях, рассылки, направляемые потенциальным посетителям по электронной почте, позволяют изучать потребности аудитории. По наблюдениям экспертов, современный ценитель прекрасного заинтересован прежде всего в получении персонализированного контента. А это меняет подходы к восприятию и произведений искусства, и содержимого коллекций тематических музейных комплексов, открывших свой цифровой сезон.

www.connect-wit.ru

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку