В пандемию министерства стали больше тратить на ИТ


Счетная палата выявила множество “аномальных” показателей в ИТ-бюджетах российских министерств и ведомств за прошлый год.Как рассказывается в экспертной записке Счетной палаты, посвященной расходам государственных органов на информационные технологии, Министерство образования и науки в 2014-2018 годах тратило в среднем 120-140 миллионов рублей на сферу ИТ. А ИТ-бюджеты созданных на базе этого ведомства Минпросвещения и нового Минобрнауки, унаследовавших и разделивших между собой ИТ-инфраструктуру предшественника, в прошлом году превысили 1,1 миллиарда и 550 миллионов рублей. В сумме это в 11-12 раз больше, чем у старого министерства.Между тем ИТ-бюджет Росалкогольрегулирования в 2016-2018 годах составлял около 150-200 миллионов. В 2019-м его увеличили до 790 миллионов, а израсходовали почти 800 миллионов. В свою очередь, Росрезерв, который в 2018 году планировал потратить на информтехнологии 240 миллионов, израсходовал 711 миллионов. После этого, отмечается в материалах Счетной палаты, ведомство вернулось на средний для себя уровень – около 300 миллионов ежегодно.Аудиторы проверили и ИТ-бюджет Генеральной прокуратуры. Так, в 2019 году на эту сферу надзорное ведомство планировало направить практически 8,5 миллиарда – в три раза больше, чем в 2018-м. И почти все эти деньги в итоге израсходовали. Более чем в полтора раза в прошлом году увеличился и IT-бюджет Росгвардии: с 2,86 миллиарда до 4,5 миллиарда. Исполнили его на 93 процента, потратив 4,2 миллиарда.

ИТ-бюджет Министерства внутренних дел за аналогичный период тоже вырос практически в полтора раза – и по общему объему, и по исполнению. В итоге силовое ведомство израсходовало почти десять миллиардов рублей. Внимание аудиторов привлекло и Минэкономразвития: как отмечается в записке, исполненный ИТ-бюджет этого министерства в 2019-м достиг почти 1,7 миллиарда рублей против 460 миллионов годом ранее.

«Эта загадка достаточно быстро нашла объяснение: в ИТ-расходы Минэкономразвития в 2019 году вошли бюджеты на создание и эксплуатацию Единого правительственного комплекса в “Москва-Сити”, куда переехали сразу несколько федеральных ведомств», – уточнили в Счетной палате.

Как отмечают авторы записки, выявленные «аномалии в профиле ИТ-расходов ведомств» могут стать «стимулом для специальных исследований».

Мы не видим ничего аномального в том, что в период пандемии коронавируса российские министерства и ведомства стали больше денег тратить на информационные технологии.

Поскольку школы и вузы перешли на удаленное обучение, министерствам пришлось выделять дополнительные и достаточно большие ресурсы на организацию нового формата обучения: необходимо было закупить новые ИТ-решения – программное обеспечение и оборудование, чтобы обеспечить им учителей, сотрудников вузов, тех школьников и студентов, которые не могут позволить себе покупку дорогостоящего ПО и ноутбуков. Одним словом, удаленное образование в эпоху Covid – это очень дорогое мероприятие, поэтому увеличение ИТ-бюджетов выглядит вполне оправданным.

Что же касается других министерств и ведомств, то все они в эпоху пандемии вынуждены были перейти на удаленку, наладить связь с населением посредством госсайтов и т.д., так что и в их случае увеличение расходов на ИТ не вызывает никаких вопросов.

Тем более, что для многих министерств и ведомств имел место пресловутый «скачок с нуля» – если вы до того времени расходовали на ИТ по остаточному принципу (а это было общепринятая практика, и не только для государственных ведомств России, но и для всего нашего бизнеса), то выделение больших средств выглядит в таком случае громадным скачком – в сотни и тысячи процентов. Ничего удивительного и никаких загадочных «аномалий» в этом нет.

Кроме того, мы также должны учитывать и дополнительные расходы, которые несут российские министерства и ведомства, связанные с выполнением решений по импортозамещению. Все это также требует от них дополнительных вложений в ИТ.

Импортозамещение в сфере ИТ, помимо прочего, обнуляет часть прежних инвестиций в уже имеющуюся у министерств и ведомств ИТ-инфраструктуру. Не будем забывать и о том, что отечественные ИТ-продукты, в силу эффекта масштаба, обходятся недешево.

Как известно, МВД, Росгвардия и др. в настоящее время активно продвигаются в этом направлении, существенно увеличивая свои затраты в сегменте ИТ. Опять же, мы не видим в этом ничего «аномального» – скорее, это, наоборот, вполне нормальный рост, который, к тому же, означает, что деньги остаются у российского производителя – оседают в нашей стране, помогают ИТ-бизнесу выживать в сложной ситуации. Так что большие траты на ИТ, с этой точки зрения, выглядят как вложения в собственную экономику, в развитие российских ИТ.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку