Телемедицина в период пандемии

В период пандемии коронавируса SARS-CoV2 роль медицинских услуг сильно возросла, поскольку очень много людей были вынуждены следить за своим здоровьем. А поскольку были ыыедены меры самоизоляции, то медицина резко стала дистанционной или телемедициной. Бесплатные консультации по вопросам диагностирования коронавируса оказались действенным инструментами оказания первой помощи людям, которые поддались паническим настроениям и заподозрили у себя “смертельный недуг”.

Дистанционное медобслуживание в системе ОМС

На днях медицинская организация «Доктор рядом» и инвестиционная компания VEB Ventures объявили о запуске пилотного проекта по включению услуг телемедицины в региональные территориальные программы обязательного медицинского страхования. Инициатива реализуется в первых пяти российских регионах – на Сахалине, в Татарстане, Нижнем Новгороде, Ульяновской и Ивановской областях. Федеральный проект модернизации здравоохранения предусматривает предоставление жителям России бесплатных телемедицинских консультаций. Регулярно в новостной ленте мелькают сообщения об исследованиях, прогнозирующих кратный рост спроса на подобные услуги. По оценкам VEB Ventures, в прошлом году объем сегмента телемедицины в России составил 1,5 млрд руб.

Телемедицинские сервисы в России и за рубежом

В российских условиях телемедицина делает первые шаги, тогда как во многих странах это доступный, понятный, эффективный и необходимый пользователям набор медсервисов – Digital Health. В компании EverCare провели исследование новых медицинских технологий, которое позволило систематизировать лучшие мировые практики в сфере телемедицины. Выяснилось, что сервисы, которые в нашей стране еще только предстоит реализовать (нормативно-правовая база в стадии разработки), за рубежом внедрены в национальные системы здравоохранения.

Речь идет не только об электронных рецептах, в том числе на рецептурные препараты, но и об онлайн-консультациях врачей, заменяющих очный прием, решениях для оказания экстренной неотложной помощи, в частности, с применением инструментов виртуальной и дополненной реальности. В большинство телемедицинских сервисов имплементированы модули искусственного интеллекта для помощи врачу в анализе медицинской информации и постановке диагноза (окончательное решение за человеком), в сортировке вопросов, поступающих от пользователей.

 Диагностика в цифровой медицине

При оказании телемедицинских услуг широко используются подключенные цифровые медицинские устройства для сбора диагностических данных и для терапии. У врачей-специалистов под рукой справочники системы помощи принятия врачебных решений. Данные инструменты интегрированы в рамках экосистемы, поэтому доступны в два клика из одного личного кабинета врача-специалиста либо пациента (нет необходимости переключаться между программами).

 

Опыт зарубежных стран в телемедицинских услугах

В странах, достижения которых в сфере телемедицины стали предметом исследования, можно ставить диагноз в процессе онлайн-консультации, выдавать справки, выписывать рецепты, а в некоторых случаях даже оформлять инвалидность. Характерно, что столь широкие возможности телемединских сервисов не привели к снижению качества медпомощи.

Многие из упомянутых сервисов развиваются с начала 2000-х, а некоторые более 20 лет. Внедрению сервисов телемедицины в практику предшествовали споры и опасения, о чем зарубежные специалисты охотно рассказывали на недавно прошедшем Телемедфоруме, организованном компаниями «Цифровая медицина», EverCare в партнерстве с Фондом «Сколково» и Международным московским медкластером.

Любопытные цифры привел на форуме представитель Франции – доктор Робин Оганессян, медицинский директор и сооснователь консалтинговой компании Télémédecine 360. Услуги телемедицины в этой стране широко доступны на уровне амбулаторий. В феврале текущего года в стране провели всего 40 тыс. дистанционных консультаций, в апреле 2020-го, в период карантина, – 4,5 млн, а в июне, после снятия части ограничений, – 1,8 млн. Пятая часть пациентов, которые воспользовались дистанционными медконсультациями, были старше 70 лет.

Цифровые устройства в национальных системах здравоохранения

Первые виды услуг в сфере телемедицины были включены в национальную систему здравоохранения десять лет назад, после того как в 2009 г. была принята законодательная база. Пациентам доступны видеоконсультации, телеэкспертиза, получение второго мнения, мониторинг, симптоматическое лечение (по результатам замера давления, глюкозы и т. д.), медуслуги под руководством ментора (например, бинтование), а также экстренная помощь.

В то же время был во Франции восьмилетний период «топтания на месте», когда все ограничивалось экспериментами. В частности, развитие телемедицины сдерживалось страхом повышения стоимости услуг, но этого не произошло. В прошлом году введение услуги телеэкспертизы спонсировало государство. Так что в период пандемии страна вошла с развитой экосистемой – различные виды услуг телемедицины предоставляют разные компании. Ковидкризис ускорил реализацию подобных проектов, расширилась сфера их финансирования. Проекты телеэкспертизы реализуются сейчас в Канаде и США, но первой такую услугу запустила Франция. Сейчас для получения первичной консультации даже дерматолога пациент может направить ему фото проблемного участка кожного покрова.

Постановка диагнозов по каналам телемедицины

По каналам телемедицины врачи могут почти все, утверждает доктор Робин Оганессян. С ним согласна и представитель США, генеральный директор телемедицинской компании ClickMedix Тин Ши. Эта компания предоставляет услуги жителям 24 стран. По словам эксперта, для постановки диагноза врачу (за исключением, пожалуй, врача-психиатра) нужны прежде всего данные, которые поступают из лабораторий, с цифровых устройств. Поэтому эксперт не считает обязательными очный прием и наличие видеосвязи для проведения дистанционной консультации. Но в большинстве штатов Америки эти условия все же действуют.

Развитие медсервисов в период пандемии за границей

Пандемия заставила правительства многих стран пересмотреть отношение к телемедицине. Например, в 24 из 27 штатов Бразилии в этом году приняли государственную программу развития телемедицины, несмотря на то что пока не преодолены два главных препятствия для развития данного направления. К таковым, как рассказал координатор Национальной университетской телемедицинской сети (RUTE) Луиз Ари Мессина, относятся низкий уровень связи в удаленных районах и неготовность медиков к работе с цифровыми инструментами. Правительство страны сделало ставку на работу с учебными заведениями и клиниками. В госпрограмме участвуют почти 140 клиник, врачи которых обучались методам лечения коронавирусной инфекции и оказания дистанционных консультаций пациентам.

Благодаря этой программе стали возможными ежедневные сессии между клиниками, в рамках которых продолжается обучение и внедряются цифровые технологии. В апреле этого года в стране принят закон о телемедицине. В ряде районов страны, где отсутствуют лечебные учреждения, но есть интернет-доступ, телемедицина может стать основным способом оперативного предоставления медобслуживания.

Не менее показателен опыт Эстонии, где компания Viveo Health развивает телемедицинскую платформу Viveo, доступную еще в семи странах. В 2008 г. в прибалтийской республике были внедрены электронные медкарты, в 2010-м – цифровые рецепты, которые получает пациент после посещения врача. Год назад запустили международные рецепты. С началом ковид-ограничений стало понятно, что телемедицина – лучший инструмент для борьбы с коронавирусом.

Телемедицинские консультации через соцсети, системы интернет-телефонии и сервисы онлайн-встреч

В порядке эксперимента компания через Фейсбук объявила о предоставлении бесплатного доступа к своей платформе. За два дня этой возможностью воспользовались 800 врачей, преимущественно занятые частной практикой, из 42 стран. Известно, что многие оказывают консультации через Skype, Zoom, что довольно непросто – приходится «прыгать» из одной программы в другую. Созданная компанией система клиентского управления позволяет пациенту взаимодействовать с врачом через видео- или обычные звонки. В распоряжении доктора ряд инструментов для работы с пациентом. Все данные сохраняются в одном месте и надежно защищены.

Недавно компания предложила правительству Эстонии сделать современные телемедицинские сервисы доступными каждому гражданину. По словам основателя и гендиректора компании Viveo Health, регуляторам надо активно взаимодействовать с компаниями-инноваторами. Иначе не все технологические инициативы можно своевременно реализовать. В настоящее время ведутся переговоры с правительством страны о поддержке платформы. При этом перед компанией не стоит цель сделать проект очень прибыльным – важнее получить правильный опыт внедрения технологий и завоевать доверие ее пользователей. Без поддержки правительства этот процесс будет намного более медленным, уверен Рауль Келла.

Онлайн-консультации во время эпидемии: врачи частной практики и государственные медучреждения на удаленке

В условиях пандемии людям нужен быстрый и простой доступ к врачам, нагрузка на которых многократно возрастает. Компания Viveo Health запускает свое решение на рынке Латвии. Проведенный предварительно опрос среди жителей этой страны показал, что 90% хотели бы пользоваться возможностью дистанционного медобслуживания. По данным, прозвучавшим на Телемедфоруме, в России всего 16% готовы сделать выбор в пользу дистанционных медсервисов. Эксперты объясняют это тем, что телемедицина в формате врач – пациент развивается в нашей стране всего 2,5 года.

На основе выступлений экспертов можно сделать несколько выводов. Платформа для телемедицины должна быть максимально доступной для потенциальных пользователей, такой же как WhatsApp или FaceTime, но с высоким уровнем защиты данных. Интерес к возможностям телемедицины выше среди частнопрактикующих врачей. Их коллеги, занятые в государственных медучреждениях, не столь активно осваивают специальные платформы для телемедицины, их труднее стимулировать к использованию новых цифровых устройств. К слову, в России дистанционные медконсультации могут оказывать доктора, работающие в лечебных учреждениях.

Модернизация здравоохранения не отразится на качестве медпомощи

Как показывает зарубежный опыт, критериями зрелости технологий в сфере телемедицины служат защищенность данных и конфиденциальность пациента. Уровень качества медпомощи зависит прежде всего от квалификации врача. Нет данных, доказывающих, что количество врачебных ошибок увеличилось или уменьшилось в результате цифровизации национальных систем здравоохранения. Государство формулирует принципы развития телемедицины: наличие протокола оказания услуги, гарантия защиты данных, соблюдение норм врачебной этики, совершенствование сервисов и обучение медперсонала.

Digital Health

Первичный очный прием пациента в большинстве случаев, как и наличие видеосвязи, не может быть обязательным условием для внедрения телемедицины. Для предварительного диагноза, маршрутизации пациента к профильному специалисту достаточно результатов уже выполненных исследований, данных, получаемых из лабораторий и цифровых устройств.

Для сбора данных в отношении ряда заболеваний можно опробовать экспериментальные модели, финансируемые правительствами. Некоторые государства инвестируют в компании, которые разрабатывают приложения, предоставляют программное обеспечение.

Новые медицинские технологии в системе здравоохранения

Эксперты уверены, что включение телемедицины в национальные системы здравоохранения повышает стандарты оказания медпомощи. Телемедицинские платформы дают возможность проследить историю консультаций, оказываемых профильными специалистами, проконтролировать выписку рецептов, в частности, определить, какое количество антибиотиков назначается (в ряде стран ведется такая статистика).

В медицинских учебных заведениях следует организовать подготовку по направлению «телемедицина», с присвоением квалификации «телемедицинский консультант».

Проверенные временем нормативная база и лучшие практики в этом сегменте могут дать шанс в сжатые сроки пройти путь к полноценным дистанционным медконсультациям, на который зарубежным странам понадобилось как минимум лет десять. В условиях пандемии этот сегмент доказал свою востребованность и получил второе дыхание.

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку