Ярослав Камыс: Переход в облака: подводные камни и рекомендации

Ярослав Камыс, исполнительный директор «Либерум Навитас»

Ярослав Камыс, исполнительный директор «Либерум Навитас»

Еще совсем недавно, как только речь заходила об облаках, часто на первый план выходило достаточное абстрактное представление о виртуальной среде, озабоченность вопросами безопасности, а также опасения по поводу необходимости «перекраивать» все свои ИС. Но следует помнить, что облачные платформы — это не то же самое, что виртуализация, а следующий шаг развития технологий. Облака сегодня – это инфраструктура для поддержки и развития бизнеса. А выгоду от внедрения облачных платформ можно получить в полном объеме только в том случае, когда и бизнес-процессы заказчика оптимизированы под эту технологию, и, соответственно, приложения, которыми он пользуется.

Облачная платформа – это инструмент внедрение которого, по сути, должно обеспечить непрерывность бизнеса. Стало быть, уже на этапе подготовки к переходу в облако именно организации-заказчику необходимо точно понимать, какие бизнес-задачи должны быть решены с помощью новой технологии. Второй вопрос – готово ли конкретное предприятие пройти весь путь, связанный с необходимостью внутренней трансформации, которые неизбежны при переходе на облачную платформу.

Практика показывает, что, как правило, заказчики своевременно (до начала проекта) не задумываются об этих фундаментальных вопросах. И это при том, что верная модель реализации такого проекта давно существует, отлажена и является частью best practice. По шагам, – это: профессиональный аудит; разработка плана проекта по внедрению облачной платформы; предметное бюджетирование; реальный таймлайн внедрения облачной платформы и ее дальнейшая поддержка.

Обратим внимание, что срок внедрения можно заметно сократить, задействуя сервисы класса Специализированной облачной инфраструктуры (комплексное законченное решение по переводу ключевых бизнес-процессов заказчика в облачную среду). При этом, данная технология безопасна, управляема (частное облако) и масштабируема (публичные сервисы).

Важно понимать, что сейчас мы оказались в новой эпохе, и многие сервисы стали недоступны – как по причине блокировок с «нашей» стороны, так и из-за «дружественного» поведения «партнеров». И если на уровень пользовательских сервисов, которые представлял, например, Facebook, придется выходить не один год, то бизнес оказался в более выигрышной позиции. Скажем, аналоги сервисов, которые еще недавно предоставляли в России Amazon, Google, Zoom, Hetzner Online и другие площадки, уже доступны (в том или ином виде) на территории нашей страны. Да, пока не в полном объеме и, возможно, не по самым «вкусным ценам». Но это нормально для переходного периода: коммерческая составляющая обязательно приведет к балансировке качества предоставляемых услуг и их стоимости.

Да, сегодня мы оказались в классической ловушке, долгие годы делая ставку не на создание своих продуктов и сервисов, а на «приобретение»: купить было проще и выгоднее. Но сегодня способность перестроиться и адаптироваться к новым правилам игры, – есть, по сути, необходимое условие устойчивого развития.

В этой связи отмечу, что для большинства российских предприятий именно облака являются фундаментом «жизнестойкости». Обозначу здесь несколько важных аспектов, на которые необходимо сегодня обращать особое внимание при переходе на облачную инфраструктуру.

  • Облачные услуги для государственных или родственных им институтов теперь требуют не только использования программных продуктов, включенных в российский Реестр отечественного ПО, но и высококлассного оборудования, которое можно использовать легально. А значит, создавая свою облачную и бизнес-среду обращаться нужно только к тем компаниям, которые способны дать и то, и другое.
  • Миграция с проприетарных программных продуктов иностранных компаний на российские или открытые платформы требует системного подхода, который, в определенной степени, позволит избежать ошибок и минимизировать риски. Важно, что:
    • Простым безостановочным переносом технологий не обойтись. Ключевая задача – непрерывность бизнеса, а значит необходимо четкое планирование перехода без остановки основных бизнес-процессов заказчика. Да, это будет стоить денег, но не сделав этот шаг, завтра придется заплатить значительно больше.
    • Занижение оценки необходимого числа специалистов, которые знают как иностранные, так и российские продукты, приведет, как минимум, к затягиванию реализации. А значит, как только такие специалисты будут появляться, их начнут «скупать» «большие игроки». Соответственно, интеграторам, взявшим на себя миссию взращивания профессионалов, необходимо обезопасить себя от нечестной кадровой конкуренции, а государство должно поощрять компании, которые работают для реального сектора и готовят высококвалифицированные кадры.
    • Особенно внимательно оценивать открытые программные платформы. Казалось бы, здесь все хорошо: и специалисты есть, и опыт накоплен. Но существует проблема с безопасностью. Здесь важно все: какой использовать релиз, какие должны быть процессы обновления и допустимы ли они, можно ли построить доверенное окружение на такой неподтверждённой базе? Ведущие российские разработчики систем кибербезопасности уже успешно работают в этом направлении.
  • Отсутствие гарантийного и/или сервисного обслуживания оборудования и программных продуктов является вполне ощутимой проблемой. С одной стороны, можно попробовать «выкрутиться» за счет параллельного импорта. Да, в краткосрочной перспективе, это может быть решением проблемы, хоть и приведет к дополнительным расходам. Стратегически же, необходимо создавать собственные центры разработки, и, что еще важнее, производственные кластеры. Кстати, раньше многие заказчики покупали многолетние сервисные контракты от производителя оборудования. А теперь такой возможности уже нет. Тем более остро стоит вопрос о выборе правильного партнера, способного обеспечить работоспособность и старого оборудования, и дает возможности приобретения новых технологий, и, что еще важнее, предоставляет своим клиентам комплексную виртуальную бизнес-инфраструктуру.

И тем не менее, я вижу серьезный повод для оптимизма в отношении перспектив развития отечественного ИТ-рынка, и, соответственно, экономики в целом. Сейчас для многих компаний открылось окно возможностей. Вспомним ситуацию на рынке еще 20-25 лет назад. Тогда казалось, что в сфере ИТ мы безнадежно отстали. А оказалось, что в целом ряде направлений мы уже на голову превосходим западных коллег. Уверен, что и сегодняшние определенные сложности приведут к появлению новых уникальных решений и потрясающих команд, которые смогут успешно решать любые, пусть даже самые амбициозные задачи.

Добавить комментарий

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку