Космодромы Китая работают без выходных

Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за август 2019 г.

Intelsat 39 выходит на связь

Спутник связи Intelsat 39

6 августа со стартового комплекса ELA-3 космодрома Куру (Гвианский космический центр) на побережье Атлантического океана был совершен успешный запуск тяжелой ракеты-носителя Ariane 5, которая вывела на геостационарную орбиту спутники связи Intelsat 39 и EDRS-C.

Intelsat 39 стал 61-м спутником, запущенным концерном Arianespace для оператора Intelsat. Intelsat 39 заменит устаревший космический аппарат Intelsat 902, запущенный Arianespace в 2001 г. Спутник связи Intelsat 39 предназначен для удовлетворения потребностей широкополосных сетей и государственных заказчиков в Африке, Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в регионе Индийского океана. Управляемые точечные лучи обеспечивают гибкость полезной нагрузки, позволяя клиентам быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся географические или прикладные требования. Intelsat 39 располагает широкими возможностями в диапазонах C и Ku для управляемых сервисов Intelsat Flex. Функциональность нового аппарата повысит гибкость мобильной связи для авиационных, морских и государственных пользователей в этих регионах. Intelsat 39 был построен компанией Maxar Technologies в Пало-Альто (штат Калифорния). Это 57-й спутник, запущенный Arianespace и построенный на платформе Maxar.

Масса космического аппарата составляет 6600 кг, он будет размещен в орбитальной позиции 62° восточной долготы. Ожидаемый срок службы спутника – более 15 лет.

Спутник EDRS-C является вторым в сети SpaceDataHighway. Это первая сеть в космосе, основанная на современной лазерной технологии EDRS (European Data Relay System). EDRS создается при поддержке государственно-частного партнерства между концерном Airbus и Европейским космическим агентством ESA (European Space Agency). Сеть поможет улучшить экологический мониторинг и службы безопасности, реагирование на бедствия и кризисное управление. Еврокомиссия станет ключевым клиентом системы EDRS в рамках программы Copernicus.

SpaceDataHighway является на сегодня самой сложной из когда-либо созданных лазерной сетью связи. Находясь на геостационарной орбите, спутник связи передает данные, собранные спутниками наблюдения, на Землю почти в реальном времени, увеличивая тем самым объем данных, изображений и видео, передаваемых этими спутниками. Он также способен перепрограммировать свой план миссии в любой момент времени всего за несколько минут. Лазерные терминалы были разработаны компанией Tesat-Spacecom и немецким Центром аэрокосмических исследований DLR. Спутниковая платформа EDRS-C поставляется OHB System AG, в то время как размещаемая полезная нагрузка HYLAS 3 была предоставлена оператором Avanti Communications по контракту с ESA.

Масса космического аппарата составляет 3186 кг, он будет размещен в орбитальной позиции 31° восточной долготы. Ожидаемый срок службы спутника – более 15 лет.

SpaceX возвращает долги

Спутник связи AMOS-17

6 августа со стартовой площадки LC-40 (Launch Complex 40) Космического центра Кеннеди (остров Мерритт в округе Бревард штата Флорида, США) был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 от компании SpaceX, которая вывела на орбиту израильский спутник связи AMOS-17.

У этого запуска своя предыстория. Геостационарный спутник связи AMOS-6, принадлежащий израильскому спутниковому оператору Spacecom, предназначался для предоставления полного спектра телекоммуникационных услуг (DTH, VSAT, ШПД-интернет) странам Европы, Среднего Востока и Африки. Контракт между компаниями Spacecom и SpaceX на запуск спутника AMOS-6 с помощью ракеты-носителя Falcon 9 был подписан еще в январе 2013 г. Предполагалось, что AMOS-6 будет запущен 3 сентября 2016 г., но спутник был потерян 1 сентября 2016 г. во время взрыва ракеты-носителя Falcon 9 на стартовой площадке при подготовке к запуску. В качестве компенсации за утерянный спутник SpaceX произвела запуск AMOS-17 для Spacecom бесплатно.

Компания SpaceX применила первую ступень ракеты-носителя Falcon 9, которая ранее уже использовалась, причем два раза: первый – при запуске спутника связи Telstar-19 VANTAGE в июле 2018 г., второй – при запуске спутника связи Es’hail-2 в ноябре того же  года. Таким образом, компанией SpaceX в очередной раз была подтверждена идея многократного использования отработанных ступеней ракеты.

Однако старт, состоявшийся 6 августа, отличался от всех предыдущих одной важной особенностью – этот пуск был отмечен первым в истории освоения космоса удачным возвращением головного обтекателя: его, наконец, удалось поймать посреди океана в специальную сеть, установленную на морской платформе. Илон Маск не удержался и опубликовал соответствующую видеозапись успешного «приводнения» головного обтекателя: контакт с морской платформой произошел примерно в 924 км от стартовой площадки.

Спутник AMOS-17 предназначается для замены устаревшего космического аппарата AMOS-5. AMOS-17 планируется расположить в орбитальной позиции 17° восточной долготы – он должен расширить покрытие компании Spacecom на растущих рынках спутниковых услуг в Африке, на Ближнем Востоке и по всей Европе, обеспечивая широкополосную передачу данных и связи.

Спутник будет предоставлять услуги в диапазонах Ka, Ku и C. Масса космического аппарата, созданного компанией Boeing на платформе 702MP, составляет 5500 кг, ожидаемый срок службы спутника – 20 лет.

Инновационные цифровые технологии спутника обеспечивают связь между всеми лучами AMOS-17 во всех доступных диапазонах и в любой комбинации. Эти возможности также поддерживают подавление помех, гибкое распределение пропускной способности и другие функции цифровой обработки для улучшения обслуживания. Кроме того, все каналы управления и контроля, а также телеметрия спутника шифруются для обеспечения максимальной безопасности пользователей.

Спутник AMOS-17 интересен и тем, что компания Boeing использовала технологию 3D-печати для создания антенн космического аппарата. Таким образом, AMOS-17 стал первым в истории спутником связи с антеннами, напечатанными на принтере.

Первый полет «Умного дракона»

Старт китайской ракеты Jielong 1

17 августа с китайского космодрома Цзюцюань (Jiuquan Satellite Launch Center – JSLC) был произведен успешный запуск новой ракеты-носителя Jielong 1, которая также известна под именем Smart Dragon 1 (SD-1 – «Умный дракон-1»). С ее помощью на низкую орбиту были выведены спутники Tianqi-2, Qian Sheng-1 01 (QS1-01) и Xingshidai-5.

Космодром Цзюцюань расположен на краю пустыни Бадын-Джаран в низовьях реки Хэйхэ в провинции Ганьсу. Он является самым крупным космодромом Китая (до 1984 г. – единственным) и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе. На космодроме Цзюцюань также выполняются запуски военных ракет. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км².

«Умный дракон-1» – это небольшая твердотопливная ракета-носитель, разработанная Китайской академией технологий ракет-носителей (CALT), которая совершила семь успешных полетов с сентября 2015 г. Согласно данным, предоставленным CALT, ракета-носитель «Умный дракон-1» может быть построена в течение шести месяцев и требует только 24-часовой проверки на месте запуска. Ракета-носитель запускается с грузовика TEL (Transporter-Erector-Launcher), который доставляет SD-1 к месту старта.

Ракета «Умный дракон-1» имеет необычную конструкцию: весь объем полезной нагрузки расположен между третьей и четвертой ступенями SD-1, с двигателем четвертой ступени и всеми полезными нагрузками, установленными в обратном положении во время запуска. После отделения третьей ступени четвертая переворачивается для выполнения оставшейся части миссии.

Длина ракеты-носителя составляет 19,5 м, диаметр – 1,2 м, взлетная масса – около 23,1 т. «Умный дракон-1» способен запустить 200 кг полезного груза на солнечно-синхронную орбиту (SSO) на высоту 500 км или на SSO на высоту от 150 кг до 700 км. Предусмотрены два типа отделений с полезной нагрузкой: диаметром 1,1 м и длиной 1,5 м либо диаметром 1,4 м и длиной 2,0 м.

Помимо SD-1 у Китая есть еще три ракеты-носителя с аналогичными характеристиками: Long March 11 (CALT, первый полет в сентябре 2015 г.); Kuaizhou-1 (CASIC, первый полет в сентябре 2013 г.); Kaituozhe-2 (CASIC, первый полет в марте 2017 г.).

Спутник связи Qiansheng-1-01 принадлежит компании Qiansheng Exploration Tech Co. Это небольшой космический аппарат массой 65 кг, который предоставляет услуги съемки Земли (с разрешением более 2 м) и обеспечивает скорость передачи данных узкополосной связи на скорости 20 кбит/с.

Спутник Tianqi-2 от компании Guodian Gaoke из Пекина является прототипом небольшого аппарата связи на низкой околоземной орбите, который обеспечивает передачу данных для Интернета вещей (IoT). Космические аппараты Tianqi-1 и Tianqi-3 были запущены в октябре 2018 г. и в июне 2019 г. Все аппараты представляют собой прототипы будущих спутников группировки Tianqi.

Спутник Xingshidai 5 принадлежит компании Guoxing Aerospace Technology из Чэнду. Это небольшой космический аппарат массой 10 кг, который предназначен для наблюдения Земли. Xingshidai 5 был разработан и построен компанией MinoSpace Technology из Пекина на платформе MN10.

Chinasat-18 выходит на орбиту

Китайский спутник связи Chinasat-18

19 августа со стартовой площадки LC2 космодрома Сичан (расположен в городском уезде Сичан, провинция Сычуань) был произведен удачный запуск ракеты-носителя Чанчжэн 3B/G2 («Великий поход», Long March-3B/G2), с помощью которой на геостационарную орбиту был выведен китайский спутник связи Zhongxing-18 (или Chinasat-18).

Разработка ракеты-носителя Long March-3B (Chang Zheng-3B) была начата еще в 1986 г. – для удовлетворения растущего спроса на запуск спутников на международном рынке, особенно мощных и тяжелых спутников связи.

Ракета Long March-3B, разработанная на базе Chang Zheng-3A и Chang Zheng-3B, является на данный момент самой мощной ракетой-носителем китайского космического флота.

Long March-3B получила увеличенные топливные баки, улучшенные компьютерные системы, больший обтекатель с полезной нагрузкой диаметром 4,2 м и четыре ускорителя на основной ступени, которые обеспечивают дополнительную помощь на первом этапе запуска.

Ракета-носитель Long March-3B способна запустить спутник массой 11200 кг на низкую околоземную орбиту или аппарат массой 5100 кг – на геостационарную.

Новая модификация ракеты-носителя, получившая обозначение Long March-3B/G2, представляет собой улучшенную версию, которая была разработана на базе CZ-3B с удлиненной первой ступенью и дополнительными ускорителями, что позволило увеличить грузоподъемность до 5500 кг на геостационарную орбиту.

Long March-3B/G2 также может использовать новую верхнюю ступень Yuanzheng-1 («Экспедиция-1») с двигателем малой тяги 6,5 кН, работающим на несимметричном диметилгидразине с удельным импульсом 3,092 м/с. Верхняя ступень может производить два запуска, длительностью 6,5 часов, чтобы достигать различных орбит (при запуске Chinasat-18 она не использовалась).

Первоначально запуск спутника был запланирован на I квартал 2019 г., но старт откладывался по техническим причинам. Сообщается, что аппарат Chinasat-18 будет использоваться только для гражданских целей: китайского телевидения, телефонной связи, радио и Интернета.

Chinasat-18 оснащен 30 транспондерами Ku-диапазона, 14 точечными пользовательскими лучами в диапазоне MSS Ka (услуги широкополосной связи), двумя ретрансляторами в диапазоне BSS Ka.

Спутник построен на базе DFH-4 – это третье поколение спутниковых платформ связи в Китае. DFH-4 отличается повышенной мощностью, высокой полезной нагрузкой, а также увеличенным сроком службы. Платформа состоит из силового модуля, сервисных модулей и солнечных батарей.

Китайский спутник связи обладает весьма внушительными размерами (2360 × 2100 × 3600 мм) и взлетной массой в 5200 кг. Мощность его солнечной батареи составляет 10,5 кВт, а мощность полезной нагрузки – 8 кВт. Ожидаемый срок службы спутника – 15 лет.

 

Использованные источники

 

Arianespace

http://www.arianespace.com/

 

European Space Agency (ESA)

https://www.esa.int/ESA

 

Avanti Communications

Homepage

 

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

 

Space Communication

Home Page

 

China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT)

Исследовательский институт технологии ракетостроения КНР

http://calt.spacechina.com/n840/index.html

 

China Satellite Communications

http://www.chinasatcom.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика