Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за декабрь 2016 года: Спутниковый ШПД набирает обороты

«Ариан 5» сделала очередной дубль

SKY Perfect JSAT Group будет использовать JCSAT-15 вместо N-SAT-110

21 декабря на космодроме Куру во Французской Гвиане состоялся успешный запуск под номером Flight VA234: ракета «Ариан 5» вывела на орбиту два спутника – Star One D1 для оператора Embratel и JCSAT-15 для Sky Perfect JSAT Corporation.

Star One D1 стал уже 11-м спутником связи, выведенным Arianespace на орбиту для самого крупного оператора в странах Латинской Америки – Embratel. Сотрудничество двух этих компаний успешно продолжается на протяжении 30 лет. Star One D1 – это первый спутник связи 4-го поколения, созданный для компании Embratel. Он сможет выполнять различные задачи, включая телевизионное вещание, широкополосный доступ в Интернет и работу цифровых приложений. На сегодня Star One D1 является самым мощным спутником во всей линейке космических аппаратов Embratel: он оснащен 70 активными транспондерами диапазонов C, Ku и Ka. Спутник будет размещен в орбитальной позиции 84º з. д., которая позволит ему покрывать территории Бразилии, Мексики, стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Star One D1 был построен компанией SSL (Space Systems Loral) на платформе SSL 1300 в Пало-Альто, Калифорния. Масса космического аппарата составляет 6433 кг; размеры: 5,1 м × 2,2 м × 2,35 м; мощность – 17,1 кВт. Спутник связи рассчитан на 15-летний срок службы.

JCSAT-15 является 19-м по счету спутником компании Sky Perfect JSAT, выведенным на орбиту Arianespace. На сегодняшний день компания Sky Perfect JSAT Corporation остается крупнейшим спутниковым оператором связи в Азии – она располагает флотом, состоящим из 17 космических аппаратов. Sky Perfect JSAT занимается телевизионным вещанием и предоставляет своим клиентам различные спутниковые сервисы. Мощная телевизионная платформа SKY PerfecTV! позволяет предоставлять абонентам оператора самый широкий спектр развлечений – наиболее дорогие сервисы у Sky Perfect JSAT заказывают японские подписчики, число которых составляет около 3 млн человек.

Космический аппарат будет размещен в орбитальной позиции 110º з. д. – здесь он заменит устаревший спутник N-SAT-110, запущенный в 2000 г. JCSAT-15 будет предоставлять различные коммуникационные сервисы на территории Японии, включая телевизионное вещание и передачу данных, он также будет обеспечивать морскими и авиационными сервисами акваторию Океании и регион Индийского океана.

Как и Star One D1, спутник JCSAT-15 был построен компанией SSL (Space Systems Loral) на платформе SSL 1300 в Пало-Альто, Калифорния. Масса этого космического аппарата составляет 3400 кг; размеры: 5,2 м × 3,3 м × 3 м; мощность – 10 кВт. Новый спутник связи, оснащенный транспондерами диапазонов Ku и Ka, рассчитан на 15-летний срок службы.

Следует отметить, что это второй в уходящем году успешный запуск «Ариан 5» с двумя тяжелыми спутниками на борту. Общая масса полезной нагрузки, включая сами спутники, адаптеры и прочие вспомогательные структуры, составила 10 722 кг. При этом стартовая масса ракеты-носителя «Ариан 5-ECA» – 780 т, длина – 54,8 м.

Широкополосный доступ для Северной Америки

Подготовка к запуску спутника EchoStar XIX (18 декабря 2016 г.)

18 декабря 2016 г. в США с космодрома на мысе Канаверал со стартовой площадки Space Launch Complex-41 был произведен успешный запуск ракеты-носителя «Атлас-5», которая вывела на геостационарную орбиту спутник связи EchoStar XIX одноименного американского провайдера EchoStar. Интересно отметить, что с момента образования компании United Launch Alliance (ULA – это совместное предприятие Боинг и Локхид Мартин) в декабре 2006 г. это был уже 115-й успешный запуск. Нам также не стоит забывать и о том, что «Атлас-5» выводит на орбиту американские спутники с помощью мощных российских двигателей первой ступени RD AMROSS RD-180 (на завершающем этапе вывода КА используются американские двигатели Aerojet Rocketdyne RL10C).

Собственно говоря, для большинства российских читателей название компании EchoStar мало о чем говорит, поэтому мы сразу же уточним, что речь идет о крупной корпорации, дочерним предприятием которой является хорошо известная в России компания Hughes Communications.

Итак, разработанный с использованием технологий Hughes JUPITER System аппарат EchoStar XIX представляет собой мощный многолучевой спутник связи диапазона Ka, который должен будет существенно нарастить и без того широкие возможности сети пятого поколения HughesNet. На сегодняшний день именно HughesNet является в США «номером 1» на рынке спутниковых сервисов для физических лиц и малого бизнеса.

Будет несложно догадаться, что этот спутник связи тяжелого класса, как и многие его собратья на орбите, был построен компанией SSL (Space Systems Loral) в Пало-Альто, Калифорния. 138 лучей позволят EchoStar XIX покрывать территорию Соединенных Штатов Америки, Аляску, Мексику, а также частично Канаду и Центральную Америку.

В 2012 г. с помощью европейской ракеты-носителя «Ариан-5» на геостационарную орбиту был запущен его предшественник – спутник связи четвертого поколения EchoStar XVII, кстати, также построенный для EchoStar компанией Space Systems Loral. В качестве полезной нагрузки он несет на себе 60 транспондеров Ka-диапазона, EchoStar XVII был размещен в орбитальной позиции 107,1º з. д.

Новый аппарат EchoStar XIX позволит удвоить емкость и увеличить скорость передачи данных сети HughesNet, которая сейчас насчитывает в США более 1 млн подписчиков. Примерно через две недели после выхода на геопереходную орбиту спутник займет свое законное место на геостационарной орбите высотой 35 786 км в позиции 97,1º з. д. Этот аппарат пройдет ряд тестовых испытаний, прежде чем он будет введен в эксплуатацию (как ожидается, это произойдет в I квартале 2017 г.).

В настоящее время терминалы сети четвертого поколения HughesNet позволяют EchoStar обеспечивать скорость до 48 Мбит/с, доступ в Интернет/Интранет, телефонию, высокую степень защиты системы безопасности. Система Direcway предоставляет пользователям широкий набор мультисервисных услуг. В зависимости от тарифного плана, подписчик HughesNet может скачивать от 5 до 50 Гбайт каждый месяц. Если же пользователь сети выходит за рамки лимита, скорость передачи данных снижается до значения 158 кбит/с. Однако многие подписчики критикуют существующие сервисы за большие задержки, которые не позволяют абонентам играть в онлайн-игры, а также комфортно работать с VoIP-сервисами, такими как Skype или Google Talk.

Японский грузовик выходит на орбиту

H-II Transfer Vehicle – беспилотный грузовой космический аппарат

9 декабря 2016 г. японский носитель H-IIB стартовал со второй площадки стартового комплекса Йошинобу в Космическом центре Танэгасима. Спустя 15 минут он вывел на орбиту 200 × 300 км с наклонением 51,6º беспилотный грузовой космический аппарат Kounotori 6, запускаемый для пополнения запасов на МКС (Международной космической станции). 13 декабря космический корабль Kounotori 6 сблизился с МКС и был захвачен канадским манипулятором станции «Канадарм 2».

Необычный аппарат (H-II Transfer Vehicle) представляет собой внушительный цилиндр примерно 9,2 м в длину (вместе с двигателями системы орбитального маневрирования в хвостовой части) и 4,4 м в диаметре. Без груза этот корабль весит около 10,5 т.

В сравнении с российским транспортным кораблем «Прогресс», который осуществляет дооснащение МКС в настоящее время, полезная нагрузка HTV значительно больше – она примерно соответствует возможностям советского космического транспортного корабля ТКС. Японский транспортный корабль не имеет системы автономной автоматической стыковки, поэтому кораблем управляют с МКС. После его приближения к станции с помощью канадского манипулятора «Канадарм 2» его захватывают и состыковывают с одним из стыковочных узлов модуля «Гармония». В японском корабле предусмотрены и дополнительные неавтономные стыковочные узлы, посредством которых HTV сможет пристыковываться к модулям «Дестини» и «Коламбус». Энергоснабжение грузового корабля осуществляется в том числе солнечными батареями. Подобно «Прогрессу» и Европейской космической транспортной системе ATV после разгрузки японский HTV заполняется отходами, отстыковывается от станции и сгорает в атмосфере.

Корабль состоит из трех частей: в хвостовой части расположен двигатель, средняя часть вмещает системы управления и энергообеспечения, грузовой отсек находится в носовой части. «Комбинированный грузовой модуль» состоит из двух сегментов: герметичного и негерметичного. Герметичный сегмент способен вмещать до 6 т полезной нагрузки и оснащен дополнительным стыковочным узлом (для разгрузки корабля в нестандартной ситуации). Негерметичный сегмент легче и длиннее герметичного: на одной из его сторон расположен специальный люк для разгрузки громоздких предметов, которые не могут быть перемещены по стандартным стыковочным переходникам МКС.

В герметичном отсеке корабля Kounotori 6 для последующего запуска с Международной космической станции доставлено 12 так называемых «наноспутников-кубсатов», семь из которых будут выпущены на орбиту японским пусковым механизмом J-SSOD.

AOBA-Velox 3 продемонстрирует возможности импульсного плазменного ракетного микродвигателя; EGG исследует процесс входа спутника в плотные слои атмосферы; ITF-2 будет использоваться для связи между радиолюбителями; STARS-C разделится на два отдельных спутника, соединенных 100-метровой кевларовой нитью диаметром 0,4 мм; FREEDOM разложит тормозной парус из тонкого и легкого материала размером 1 × 1,5 м и позволит отследить процесс замедления спутника с помощью установленного на нем GPS-трекера для изучения возможности использования данной технологии для борьбы с космическим мусором; WASEDA-SAT 3 выпустит ультралегкий тормозной парашют для демонстрации механизма свода спутника с орбиты; итальянский TuPOD через несколько дней после своего запуска со станции выпустит еще два размещенных в нем наноспутника формата TubeSat: бразильский Tancredo-1 и американский OSNSAT.

Остальные 5 спутников будут выпущены с помощью пускового оборудования NanoRack. TechEdSat 5 – это проект Исследовательского центра Эймса по испытанию устройства типа exo-brake, предназначенного для пассивного торможения спутников.

Четыре аппарата Lemur-2 являются очередным пополнением спутниковой группировки, принадлежащей американской частной компании Spire Global и используемой ею для мониторинга перемещения морского транспорта и сбора метеорологических данных.

 

Использованные источники

Arianespace SA

http://www.arianespace.com/

 

ULA (United Launch Alliance)

http://www.ulalaunch.com/

 

MHI Launch Services

http://h2a.mhi.co.jp/en/

 

Space.com

http://www.space.com/

 

SpaceRef

http://www.spaceref.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2016

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика