Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за март 2018 года: Западные спутники на российских движках

Ракета-носитель Atlas V со спутником GOES-S

Чтобы прогноз погоды не подводил

1 марта с базы ВВС США на мысе Канаверал (Флорида) со стартового комплекса Space Launch Complex-41 был произведен запуск ракеты-носителя Atlas V, принадлежащей альянсу United Launch Alliance (ULA). Ракета вывела на геопереходную орбиту спутник GOES-S, принадлежащий агентствам NASA и NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований).

Отметим, что первая ступень американской ракеты Atlas V (длина – 32,46 м; диаметр 3,8 м) вот уже много лет оснащается российскими двигателями РД-180 (RD AMROSS RD-180 в американском варианте), который развивает тягу в 390,180 кгс (на уровне моря). Данные двигатели были произведены на российском предприятии АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» (город Химки, Московская область).

Твердотопливные ускорители изготовлены американской компанией Aerojet Rocketdyne (Сакраменто, штат Калифорния). В качестве второй ступени используется разгонный блок «Центавр».

Это был третий запуск альянса ULA в этом году, 76-й запуск ракеты Atlas V и 126-й успешный запуск ракеты-носителя ULA со времени основания совместного предприятия американских корпораций Боинг и Локхид Мартин.

Спутник GOES-S (Geostationary Operational Environmental Satellite) будет играть одну из ключевых ролей в предсказании погодных явлений, отслеживании ураганов и проведении метеорологических исследований. Он будет находится в орбитальной позиции 137° з. д. на расстоянии 35,888 км от Земли и сможет покрывать всю территорию Запада Соединенных Штатов, Аляски и Гавайских островов. Космический аппарат GOES-S будет работать в тандеме со спутником GOES-R, который был также запущен с помощью ракеты-носителя Atlas V 19 ноября 2016 г.

Спутники нового поколения обладают способностью сканировать поверхность Земли в пять раз быстрее, чем их предшественники. Разрешение снимков новых аппаратов было увеличено в четыре раза. Скорость передач данных ускорена в три раза. Все это позволит новым спутникам выдавать более надежные предсказания погодных условий на планете.

Спутник GOES-S был разработан компанией Lockheed Martin на платформе A2100A. Этот аппарат обладает внушительными размерами (6,1 × 5,6 × 3,9 м) и массой (5192 кг). Мощность энергетической установки составляет 4 кВт. Как ожидается, спутник будет находится на геостационарной орбите 15 лет.

По плану аппарат GOES-S начнет штатную работу в сентябре 2018 года. Тогда этот спутник будет переименован в GOES-17 (его собрат GOES-R также был в свое время переименован в GOES-16).

Новая спутниковая система предсказания погодных явлений GOES (Geostationary Operational Environmental Satellite system) будет включать в себя помимо GOES-16 и GOES-17 еще два погодных спутника – GOES-T и GOES-U. Как предполагается, эта спутниковая система прослужит Америке вплоть до 2036 г.

Испанский связной

Старт ракеты-носителя Falcon 9 со спутником Hispasat 30W-6

Илон Маск не сбавляет обороты: после на редкость удачного для себя февраля он начал март с запуска ракеты-носителя Falcon 9, которая стартовала 6 марта с базы ВВС США на мысе Канаверал (Флорида) со стартового комплекса Space Launch Complex-40. Эта ракета вывела на геопереходную орбиту испанский коммуникационный спутник Hispasat 30W-6 (прежнее название Hispasat 1F), принадлежащий оператору связи Hispasat. Спустя 33 минуты после старта спутник вышел на расчетную орбиту.

В этой связи стоит отметить, что Илону Маску пришлось отложить свое обычное «шоу» с приземлением первой ступени из-за крайне сложных погодных условий, сложившихся к началу марта на Атлантическом побережье полуострова Флорида. Потому на этот раз первая ступень Falcon 9 просто сгорела в верхних слоях атмосферы, как это и происходит с обычными ракетами конкурентов компании SpaceX.

Что же, в данном случае не сама ракета, а именно полезный груз представляет для нас наибольший интерес. Итак, космический аппарат Hispasat 30W-6 будет размещен в орбитальной позиции 30° з. д. и послужит заменой для спутника связи Hispasat 30W-4 (прежнее название Hispasat 1D). Hispasat 30W-6 будет использоваться для трансляции телевизионного сигнала, предоставления широкополосного доступа в Интернет, для различных корпоративных сервисов и современных телекоммуникационных решений.

Испанский спутник был построен американской компанией SSL (Space Systems/Loral) в Пало-Альто (штат Калифорния) на хорошо себя зарекомендовавшей платформе SSL 1300. Отметим, кстати, что SSL является 100%-ной дочерней компанией MacDonald Dettwiler and Associates (MDA). Спутник Hispasat 30W-6 без преувеличения можно назвать монстром: этот космический аппарат обладает массой 6092 кг и мощностью 10,5 кВт. Ожидается, что срок службы спутника составит 15 лет.

Уникальной особенностью этого космического аппарата, которая выделяет его из ряда себе подобных, является наличие на борту спутника четырех плазменных ракетных двигателей SPT-100. Это двигатели на эффекте Холла из серии SPT российского ОКБ «Факел». Они обладают мощностью 1350 Вт и тягой 90 мН. Двигатели SPT-100 ранее использовались на 18 российских и 14 зарубежных спутниках.

На этом аппарате размещены десятки приемопередающих устройств: 40 транспондеров диапазона Ku, 10 транспондеров диапазона C и 6 транспондеров диапазона Ka. Такая полезная нагрузка делает данный спутник связи мультифункциональным аппаратом, способным предоставлять практически все современные услуги связи.

Благодаря удачно выбранной орбитальной позиции Hispasat 30W-6 сможет работать на два фронта. С одной стороны, этот аппарат будет предоставлять услуги в диапазонах Ku и C для Европы, стран Средиземноморья и Латинской Америки. С другой стороны, Hispasat 30W-6 сможет усилить распространение аудиовизуального контента в Латинской Америке и обеспечить возможность подключения для мобильных клиентов.

Благодаря наличию транспондеров диапазона Ka Hispasat 30W-6 будет предоставлять широкополосный доступ в Интернет для стран Европы и Северо-Западной Африки.

Оператор Hispasat является мировым лидером в области распространения и трансляции испанского и португальского контента (DTH – телевидения высокой четкости HDTV).

SES делает ставку на «Союз»

Спутник O3b MEO (Medium Earth Orbit) оператора SES

Говоря об американских стартах, мы часто отмечаем использование российских ракетных двигателей РД-180 (RD AMROSS RD-180 в американском варианте), произведенных на российском предприятии АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» (г. Химки, Московская область). Однако достижения современной российской космической промышленности используют сегодня не только американцы: основанная в 1980 г. французская компания Arianespace, предоставляющая услуги по космическим запускам на коммерческой основе, применяет для вывода на орбиту западных спутников российскую ракету-носитель «Союз». Представители Arianespace объясняют это решение достаточно просто: у компании имеются два типа собственных носителей – тяжелая ракета «Ариан-5» и легкая «Вега». «Союз-2» относится к ракетам-носителям среднего класса, поэтому она удачно закрывает пробел между «Ариан-5» и «Вегой». Кстати, первый старт «Союза» с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся 21 октября 2011 г., когда начался вывод на орбиту навигационной группировки Galileo.

9 марта 2018 г. был произведен запуск ракеты «Союз-2» (вариант Soyuz ST-B), которая вывела на среднюю орбиту MEO (Medium Earth Orbit) четыре спутника O3b для оператора SES. Отметим, что это был уже 18-й удачный запуск ракеты «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. В отличие от российских стартов у наших западных коллег за два десятка лет использования российской космической техники не было вообще ни одного случай сбоя, тем более катастрофы.

За 30 лет партнерства с оператором SES компания Arianespace запустила для него уже 57 спутников. В настоящее время SES обладает крупной группировкой, насчитывающей 50 геостационарных спутников и 12 спутников на средней орбите. В планах Arianespace также значится запуск тяжелого спутника связи SES-17, еще четырех аппаратов O3b.

Ракета Soyuz ST-B вывела 4 спутника O3b на круговую орбиту на высоте 7830 км над уровнем моря. Общая масса полезной нагрузки составила 3198 кг.

Спутники были построены компанией Thales Alenia Space (подразделение Thales Group) на французских заводах Cannes Mandelieu Space Center, а протестированы в итальянском центре компании Thales Alenia Space.

Каждый спутник оснащен двенадцатью перенаправляемыми антеннами Ka-диапазона, которые работают в диапазоне 4,3 ГГц (2 × 216 МГц на луч) с предполагаемой пропускной способностью 1,6 Гбит/с на луч (800 Мбит/с на направление), в результате чего общая емкость составляет 16 Гбит/с на каждый спутник. Каждый луч накрывает круг диаметром 700 км. Утверждается, что односторонняя задержка для голосовой связи составляет 179 миллисекунд, сквозная задержка в оба конца при передаче данных – 140 миллисекунд. Максимальная пропускная способность на TCP-соединение составляет 2,1 Мбит/с. Для морских приложений O3b допускает задержку в оба конца 140 мс и обеспечивает скорость подключения более 500 Мбит/с.

Спутник обладает внушительными размерами (7,72 × 3,2 × 1,7 м), но относительно небольшой массой (700 кг). Мощность его энергетической установки составляет 2482 Вт. Скорость обращения аппарата вокруг Земли составляет 5 витков за одни сутки, скорость полета спутника при этом достигает 18,918 км/ч. Как ожидается, аппараты группировки O3b прослужат на орбите 10 лет.

Обновление Iridium

Спутник связи Iridium NEXT

30 марта 2018 года с авиабазы Ванденберг ВВС США (штат Калифорния) со стартового комплекса SLC-4E (Space Launch Complex 4E) был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, принадлежащей компании Илона Маска SpaceX. Ракета вывела на низкую околоземную орбиту 10 спутников связи Iridium NEXT (с 41-го по 50-й).

В качестве первой ступени в этот раз использовалась успешно приземлившаяся ранее Falcon 9, которая уже применялась для вывода на орбиту спутников Iridium NEXT 9 октября 2017 года. В этом году ожидается еще три запуска спутников Iridium (по 10 шт.).

Проект Iridium NEXT призван обновить самый большой на сегодня флот коммерческой спутниковой сети, насчитывающий 66 аппаратов и размещенный на низкой околоземной орбите с наклонением 86,5° и высотой 780 км. Iridium NEXT станет одним из крупнейших модернизаций в космической истории.

Компания Iridium заключила соглашение с Thales Alenia Space для производства, сборки и тестирования 81 спутника Iridium NEXT, причем, 70 из них будут запущены с помощью компании Илона Маска – SpaceX. Поскольку сами спутники достаточно легкие (около 700 кг), в каждый из семи запланированных стартов на низкую околоземную орбиту выводится по 10 аппаратов.

Новые спутники будут включать в себя такие функции, как передача данных, которые не были предусмотрены в оригинальном дизайне. КА также будут нести дополнительную полезную нагрузку для Aireon, Inc., которая получает данные ADS-B для управления воздушным движением и FlightAware – для использования авиакомпаниями.

Iridium NEXT сможет также использоваться для обеспечения соединения для передачи данных на другие спутники, что позволит осуществлять управление и контроль других космических средств – независимо от положения наземных станций и шлюзов. Новая группировка обеспечит высокие скорости передачи данных: в диапазоне L – до 128 кбит/с для мобильных терминалов и до 1,5 Мбит/с для терминалов класса Iridium OpenPort; в диапазоне Ka – до 8 Мбит/с для фиксированных/мобильных терминалов.

Существующая группировка спутников, как ожидается, продолжит свою работу вплоть до того времени, когда система Iridium NEXT не будет доведена до стадии операционной готовности в полном объеме. Как ожидается, прежние спутники останутся на вооружении до 2020-х гг. Система следующего поколения спутников Iridium NEXT, располагающая повышенной пропускной способностью, будет обладать обратной совместимостью с существующей.

Еще в августе 2008 года Iridium были выбраны две компании – Lockheed Martin и Thales Alenia Space – для участия в заключительном этапе конкурса. 2 июня 2010 года победителем контракта стоимостью $2,1 млрд была объявлена Thales Alenia Space. Iridium заявила, что планирует дополнительно потратить около $800 млн на запуск новых спутников и модернизацию некоторых наземных объектов.

В число клиентов Iridium входят сотрудники крупных мировых корпораций, работающих в сфере добычи полезных ископаемых, морского, наземного и воздушного транспорта, строительства, туризма, других отраслях и службах спасения и экстренной помощи. Одним из крупнейших пользователей сети также является правительство США.

Использованные источники

ULA (United Launch Alliance)

http://www.ulalaunch.com/

 

NASA (National Aeronautics and Space Administration)

https://www.nasa.gov/

 

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

 

Hispasat

https://www.hispasat.com/en/

 

Arianespace SA

http://www.arianespace.com/

 

Iridium Communications Inc.

https://www.iridium.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика