Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за март: Америка хочет вернуться в игру

Первый полет Dragon 2

Пилотируемая версия многоразового космического корабля Dragon

02 марта 2019 года компания SpaceX произвела успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 со стартовой площадки LC-39A (Launch Complex 39A) Космического центра Кеннеди (Kennedy Space Center). Это был первый тестовый полет пилотируемой версии частного многоразового космического корабля компании SpaceX. Аппарат Dragon 2 был разработан по заказу NASA в рамках программы CCDev (Commercial Crew Development) – он предназначен для доставки экипажа из семи человек на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю.

Dragon 2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon. В капсуле Dragon 2 одновременно могут находиться до семи человек. В отличие от грузового корабля Dragon, пилотируемая версия может стыковываться с МКС самостоятельно – без использования манипулятора станции.

Первоначально, в мае 2014 года, предполагалась управляемая посадка на двигателях (парашютная схема – в качестве резерва) и выдвижные опоры для мягкой посадки. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco, аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолета, а возможность управляемой посадки сохраняется даже при отказе 2-х из 8-ми двигателей – в случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати.

В дальнейшем было принято решение, что в первых полетах корабль будет приземляться в океан при помощи парашютов, а посадка его на землю при помощи двигателей будет использоваться в будущих полетах после завершения процесса сертификации. В 2017 году компания отказалась от управляемой посадки с использованием двигателей SuperDraco из-за сложности сертификации этой системы для пилотируемых полетов, поэтому корабль будет приводняться с использованием парашютов.

Несмотря на внешнее визуальное сходство с грузовым кораблем Dragon, пассажирская версия Dragon 2 содержит массу отличий и усовершенствований, связанных, в том числе, и с повышенными техническими требованиями для кораблей с экипажем.

В отличие от распространенной, «тянущей» схемы системы аварийного спасения, которая состоит из обтекателя с твердотопливным двигателем на верхушке корабля и отделяется после выхода аппарата за пределы атмосферы (например, «Аполлон», «Союз», «Орион»), Dragon 2 будет использовать собственные двигатели SuperDraco («толкающая» схема) при возможных аварийных ситуациях. Все 8 двигателей будут включаться одновременно для максимально быстрого отдаления от аварийного носителя. Обновленный негерметический отсек с системой закрылков будет оставаться соединенным с капсулой для стабилизации полета. При достижении высоты 1,5 км негерметический отсек будет отсоединен и затем начнется процесс приземления космического корабля.

300-й старт «Великий похода»

Старт китайской ракеты-носителя «Великий поход 3B/E»

9 марта состоялся успешный запуск китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-3B/E» («Великий поход 3B/E», Long March-3B/E) с космодрома Сичан, расположенного в городском уезде Сичан провинции Сычуань. Ракета «Чанчжэн-3B/E» вывела на геостационарную орбиту спутник связи Chinasat 6C (Zhongxing 6C).

Усовершенствованный вариант ракеты «Великий поход 3B/E» является на сегодня той «рабочей лошадкой», с помощью которой Китай осуществляет большинство запусков спутников на геостационарную орбиту. Первый запуск ракеты версии 3B/E состоялся 13 мая 2007 года, когда на геосинхронную орбиту был выведен африканский спутник связи NigComSat-1 – с тех пор «Великий поход 3B/E» работает, практически, безотказно.

Отметим также, что этой бы юбилейный 300-й запуск ракет семейства «Великий поход». 96,4 процента всех космический миссий в Китае были осуществлены с помощью ракет «Великий поход»: потребовалось 37 лет для первых 100 стартов, 7,5 лет – для второй сотни и всего около четырех лет – для третьей.

Спутник связи Chinasat 6C, разработанный Китайской академией космических технологий CAST (China Academy of Space Technology), принадлежит китайской аэрокосмической компании China Satellite Communications Co., Ltd. (сокращенное название – China Satcom), которая, с свою очередь, является подразделением Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation). 99,75% акций компании China Satcom принадлежит государству.

CASC также находится под непосредственным контролем Госсовета КНР и относится к числу десяти крупнейших корпораций военно-промышленного комплекса Китая. CASC была создана в июле 1999 г., в рамках реформы правительства Китая, предусматривающей разделение Министерства аэрокосмической промышленности на Китайское национальное космическое управление (CNSA) и Китайскую аэрокосмическую научно-техническую корпорацию (CASC). CASC на сегодня является основным подрядчиком для космической программы Китая.

Главные направления деятельности CASС – это исследования, разработка, производство и запуск космических систем, включая ракеты-носители, спутники, пилотируемые корабли, а также ракетные комплексы стратегического и тактического назначения. Кроме того, CASС предоставляет услуги по запуску коммерческих спутников на внешнем рынке.

Первоначально, запуск спутника связи Chinasat 6C был запланирован еще на сентябрь 2017 года, но откладывался в силу различных обстоятельств. Аппарат был разработан на платформе DFH-4. Этот спутник оснащен двадцатью пятью транспондерами диапазона С, поддерживающими высококачественную и надежную передачу программ. Кроме того, на Chinasat 6C установлены транспондеры диапазонов Ku, Ka и L. Аппарат будет размещен в орбитальной позиции 130° восточной долготы.

Платформа DFH-4 используется для создания спутников связи третьего поколения – они обладают высокой мощностью, большой полезной нагрузкой и увеличенным до 15 лет сроком службы. Аппарат состоит из силового модуля, сервисных модулей и солнечных батарей, его размеры составляют 2,36 × 2,1 × 3,6 м, масса – 5200 кг. Мощность солнечной батареи составляет 10,5 кВт, аккумуляторов – 8 кВт.

Последний старт «Дельты»

Старт американской ракеты-носителя «Дельта-4»

15 марта со стартовой площадки SLC-37B (Space Launch Complex 37B) космодрома ВВС США «Мыс Канаверал» (штат Флорида) компанией ULA (United Launch Alliance) был произведен успешный запуск ракеты-носителя «Дельта-4», которая вывела на орбиту военный спутник связи WGS-10. Обычно в своих обзорах мы не уделяем внимания зарубежным спутникам, запускаемым по военным программам, но в этот раз решили сделать исключение из правил. Это имеет смысл по двум веским причинам.

Во-первых, это был последний старт ракеты-носителя «Дельта» в конфигурации Medium+ (5,4). Ракета-носитель «Дельта», разработанная компанией Boeing, появилась на рынке космических запусков в тот период, когда глобальные возможности по выводу полезной нагрузки на околоземную орбиту уже превышали спрос. Более того, неопробованный дизайн новой ракеты-носителя привел к сложностям в поиске коммерческих запусков. К тому же и стоимость запуска «Дельта-4» несколько выше, чем у конкурирующих ракет-носителей. Поэтому в 2003 году компания Boeing отозвала ракету c коммерческого рынка, ссылаясь на низкий спрос и большие затраты. В 2005 году компания Boeing заявила, что может вернуть ракету-носитель для коммерческого использования, но вплоть до 2016 года все запуски, за исключением первого, были оплачены правительством США.

Существует пять вариантов ракеты: Medium, Medium+ (4,2), Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy. Первая цифра (4 или 5) в этих обозначениях указывает на 4-х или 5-ти метровые вторую ступень и обтекатель ракеты. Вторая цифра (2 или 4) указывает на количество твердотопливных ускорителей. В варианте Heavy вместо твердотопливных ускорителей используются два дополнительных универсальных ракетных модуля.

Во-вторых, спутник связи WGS-10 является последним десятым по счету аппаратом, с запуском которого на геостационарную орбиту было завершено построение новейшей высокопроизводительной спутниковой системы связи Министерства обороны США. Речь идет о группировке под названием Wideband Global SATCOM (WGS). WGS призвана со временем полностью заменить устаревшую систему связи Defense Satellite Communication System (DSCS), три поколения спутников которой обеспечивали связью армию США с 1966 года. Производительность каждого спутника WGS превосходит аппарат DSCS в десять раз, что позволяет пользователям быстрее принимать и обрабатывать данные.

Основным подрядчиком по созданию спутников выступает компания Boeing. Аппарат WGS-10 построен на платформе BSS-702HP. Стартовая масса спутника составляет 5987 кг; размах крыльев солнечных батарей на орбите достигает 41 м; мощность – 11 кВт; ожидаемый срок службы – 15 лет. Двигательная установка спутника включает основной жидкостный двигатель R-4D тягой 490 Н, использующий в качестве компонентов топлива монометилгидразин и тетраоксид диазота, а также систему ионных двигателей XIPS, для орбитальных корректировок и смены точки стояния.

Спутники WGS имеют 19 независимых зон покрытия, которые могут быть использованы по всему полю зрения каждого спутника между 65 градусом северной и южной широты: восемь управляемых лучей диапазона X, образованных отдельными передающими и приемными фазированными антенными решетками (ФАР); 10 управляемых лучей Ka-диапазона формируются с помощью параболических антенн (при этом для трех лучей можно выбирать поляризацию); один глобальный луч диапазона X.

Итальянская PRISMA выходит на орбиту

Старт ракеты-носителя «Вега»

21 марта 2019 года с космодрома Гвианского космического центра, расположенного на побережье Атлантического океана между городами Куру и Синнамари, со стартового комплекса SLV (Vega Launch Complex) был произведен запуск под номером Flight VV14. Это уже третий успешный старт концерна Arianespace в этом году. С помощью легкой одноразовой ракеты-носителя «Вега С» на солнечно-синхронную орбиту (SSO) на высоту 615 км был выведен итальянский спутник дистанционного зондирования PRISMA.

Изначально проект «Вега» разрабатывался с начала 1990-х годов ASI, как замена ракеты «Скаут» производства NASA. Италия является ведущим разработчиком проекта «Вега» и отвечает за 65 % бюджета, другие участвующие страны – Франция (15 %), Испания (6 %), Бельгия (5,63 %), Нидерланды (3,5 %), Швейцария (1,34 %) и Швеция (0,8 %).

Полезная нагрузка ракеты «Вега» составляет 1500 кг на полярную орбиту высотой ~700 км. Ракета разработана для вывода полезной нагрузки на низкую опорную орбиту и солнечно-синхронную орбиту. В отличие от большинства ракет данного класса «Вега» способна выводить сразу несколько космических аппаратов. Основные типы аппаратов, являющиеся потенциальной загрузкой: микроспутники – до 300 кг; миниспутники – от 300 до 1 000 кг; малые спутники – от 1 000 до 2 000 кг. «Вега» состоит из четырех ступеней, три из которых (Zefiro-23, Zefiro-9, P80) оснащены твердотопливными двигателями, а четвертая (AVUM) – жидкостным, топливом для которого служит несимметричный диметилгидразин с окислителем азотный тетраоксид. Технологии, отработанные на «Веге», в дальнейшем были использованы при разработке ракеты-носителя «Ариан». Первые три ступени и твердое топливо «Веги» были разработаны итальянской компанией Avio.

Спутник PRISMA (PRecursore IperSpettrale della Missione Applicativa) призван выполнить демонстрационную миссию ASI (Italian Space Agency – Итальянского космического агентства), ориентированную на разработку и доставку гиперспектральных камер на SSO и оценку возможностей гиперспектральной съемки в космосе.

PRISMA оснащен инновационным электрооптическим прибором, который сочетает в себе гиперспектральный датчик с панхроматической камерой среднего разрешения. Основное преимущество этой комбинации заключаются в том, что в дополнение к классической возможности наблюдения, основанной на распознавании геометрических характеристик, появился гиперспектральный датчик, который может определять физико-химический состав объекта, присутствующего в кадре. Это открывает перед научным сообществом и пользователями множество применений в области мониторинга окружающей среды, управления ресурсами, классификации культур, контроля за загрязнением окружающей среды и т.д. Но возможны и другие применения, в том числе и в области национальной безопасности. PRISMA выполнен в рамках программы, полностью финансируемой ASI и являющейся продолжением миссии HypSEO. Предшественниками спутника PRISMA были два аппарата второго поколения COSMO-SkyMed.

Спутник PRISMA является совместной разработкой корпорации Leonardo и OHB Italia. Размеры аппарата составляют: 1,75 × 1,54 × 3,4 метра; масса – 879 кг; мощность – 350 Вт (максимальная – 700 Вт); ожидаемый срок службы спутника – 5 лет. PRISMA оснащен транспондерами диапазонов S и X; рабочая частота – 9,6 ГГц; пропускная способность – 155 Мбит/с.

Использованные источники

 

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

 

China National Space Administration (CNSA)

Китайское национальное космическое управление

http://www.cnsa.gov.cn/

 

China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC)

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация

http://english.spacechina.com/n16421/index.html/

 

ULA (United Launch Alliance)

Совместное предприятие Боинг и Локхид Мартин

http://www.ulalaunch.com/

 

Arianespace SA

http://www.arianespace.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика