Спутники связи 2018 – год больших стартов

 

Программа развития спутниковой группировки ГП КС

 

Мировая космическая отрасль спутниковой связи в течение всего 2018 г. продолжала существование как бы в двух параллельных мирах. С одной стороны, мировые СМИ, в том числе популярные российские издания, наперебой описывали все прелести глобальных проектов негеостационарных (НГСО) многоспутниковых систем, таких как OneWeb, SpaceX, «Эфир» и др. Однако все эти грандиозные проекты пока еще остаются «бумажными тиграми». С другой стороны, ведущие спутниковые операторы продолжали наращивать свои группировки, расположенные на геостационарной (ГСО) и средней (MEO) орбитах Земли.

 

Российская пауза

Подготовка к запуску спутника серии «Экспресс-АМ»

В российском секторе спутников связи (сразу же оговоримся, что в настоящей статье мы не рассматриваем военный сегмент коммуникационных технологий) наблюдалось некоторое затишье: в 2018 г. не было произведено ни одного запуска космических аппаратов.

Объясняется эта пауза достаточно просто: с успешным запуском на орбиту 25 декабря 2015 г. спутника «Экспресс-АМУ1» было завершено обновление государственной группировки гражданских спутниковых систем связи и вещания, реализованное в соответствии с Федеральной космической программой на 2006–2015 гг.

Для решения задач по обеспечению безопасности, государственного управления и развития экономики Российской Федерации на период 2017–2025 гг. Минкомсвязью России совместно с «Россвязью» и ГП КС продолжается работа по формированию проекта концепции ФЦП «Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптических орбитах, для решения задач обеспечения безопасности, государственного управления и развития экономики Российской Федерации на 2017–2025 годы». Ведутся все необходимые подготовительные работы по плану запуска четырех спутников на высокоэллиптические орбиты для системы «Экспресс-РВ» в перспективе в 2022–2023 гг.

В соответствии с планируемым обновлением группировки геостационарных спутников ГП КС до 2022 г. на орбиту будут выведены пять новых космических аппаратов (КА), четыре из которых уже находятся в производстве в ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва». В 2025–2026 гг. рассматривается возможность запуска еще двух тяжелых космических аппаратов для плановой замены действующих спутников связи. Так, уже в 2018 г. стартовал новый проект, включающий два космических аппарата – «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7». Они создаются в беспрецедентно короткие для отечественной промышленности сроки.

Кроме того, ОАО «Газпром космические системы» (ГКС) имеет собственные планы по обновлению космической группировки спутников связи. В частности, ГКС планирует запустить весной 2019 г. космический аппарат тяжелого класса «Ямал-601».

 

Геостационарная орбита

Спутник связи Hispasat 30W-6 (масса более 6 т)

Как уже было отмечено, если оставить в стороне различные тестовые запуски (22 февраля SpaceX вывела на орбиту первые прототипы интернет-спутников – Microsat-2a и Microsat-2b – для будущего проекта Starlink), а также запуски любительских микро- и нано-спутников связи, то можно увидеть, что основные усилия ведущих операторов были сосредоточены, как и прежде, на геостационарной орбите. В этом обзоре ГСО-аппаратов мы назовем лишь самые значительные старты 2018 г.

25 января 2018 г. с космодрома Гвианского космического центра был произведен запуск под номером Flight VA241. С помощью ракеты-носителя «Ариан-5» на орбиту были выведены два спутника: SES-14 и Al Yah 3. Таким образом, концерн Arianespace продолжил традицию доставки на ГСО сверхтяжелых дублей (оба спутника относятся к аппаратам тяжелого класса).

SES-14, построенный корпорацией Airbus Defence and Space на заводе в Тулузе (Франция) на платформе Eurostar E3000 EOR, является одним из трех гибридных спутников связи, объединяющих лучи с широким охватом территории (wide beam) и узконаправленные – с высокой пропускной способностью (HTS). Полезная нагрузка спутника включает в себя как широкополосные транспондеры диапазонов C и Ku, так и HTS-транспондеры Ku и Ka. Масса спутника SES-14 составляет 4423 кг; размеры: 7×5,4×2,7 м; мощность к концу планируемого срока службы (15 лет) – 16 кВт. Спутник связи SES-14 будет занимать орбитальную позицию 47,5° з. д. – в зону действия аппарата попадают Латинская Америка, Северная Америка, Карибский бассейн, Северная Атлантика, Западная Европа и Средиземноморье.

Спутник Al Yah 3 принадлежит оператору Yahsat (Al Yah Satellite Communications Company) из ОАЭ. Аппарат построила Orbital ATK на платформе GEOStar-3. Масса спутника Al Yah 3 составляет 3795 кг; размеры: 5,18×3,35×2,87 м; мощность к концу планируемого срока службы (15 лет) – 8 кВт. Al Yah 3 будет занимать орбитальную позицию 20° з. д., что позволит ему обеспечивать ШПД-интернетом в Ka-диапазоне 60% населения Африки и более 95% населения Бразилии.

6 марта с базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) стартовала ракета-носитель Falcon 9, которая вывела на орбиту испанский коммуникационный спутник Hispasat 30W-6, принадлежащий оператору связи Hispasat. Спутник построен американской компанией SSL в Пало-Альто (штат Калифорния) на хорошо себя зарекомендовавшей платформе SSL 1300. Спутник Hispasat 30W-6 без преувеличения можно назвать монстром – этот аппарат обладает массой 6092 кг и мощностью 10,5 кВт. Ожидается, что срок службы спутника составит 15 лет. Он будет размещен в орбитальной позиции 30° з. д. и будет предоставлять услуги в диапазонах Ku и C для Европы, стран Средиземноморья и Латинской Америки.

5 апреля французская компания Arianespace произвела успешный запуск ракеты-носителя «Ариан 5» с космодрома Куру Гвианского космического центра. На орбиту ГСО были выведены два спутника связи: DSN-1/Superbird-8 японского оператора SKY Perfect JSAT и HYLAS 4 британской компании Avanti Communications.

Аппарат Superbird-8 был построен компанией MELCO – Mitsubishi Electric Corporation в сотрудничестве с NEC Corporation на платформе DS2000. Масса Superbird-8 составляет 5348 кг, как ожидается, он прослужит на геостационарной орбите более 15 лет. Этот космический аппарат расположен в орбитальной позиции 162° в. д.

HYLAS 4 построен компанией Orbital ATK на платформе GEOStar-3. Спутник обладает внушительными размерами (5,18×3,3×3,1 м), массой (4050 кг) и мощностью (8 кВт). HYLAS 4 будет размещен в орбитальной позиции 33,5° з. д. и, как ожидается, прослужит на геостационарной орбите 15 лет. Как и его предшественники, HYLAS 4 оснащен транспондерами Ka-диапазона: 64 фиксированных луча общей емкостью 28 ГГц будут обслуживать территорию Европы и Африки.

3 мая 2018 г. в Китае со стартовой площадки LC2 космодрома Сичан, расположенного в городском уезде Сичан провинции Сычуань, был произведен успешный запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-3B», которая вывела на орбиту спутник связи Apstar 6C, являющийся собственностью компании APT Satellite Holdings Limited (зарегистрирована на Бермудах, штаб-квартира компании находится в Гонконге).

Спутник связи Apstar 6C основан на платформе CASC DFH-4. Это современный аппарат, оборудованный 45 транспондерами диапазонов C, Ku и Ka, он рассчитан на 15-летний срок службы. Apstar 6C сможет предоставлять различные сервисы пользователям на всей территории Азиатско-Тихоокеанского региона. Отметим также, что луч диапазона C практически полностью покрывает всю территорию российского Дальнего Востока и отдельные южные районы Восточной Сибири.

4 июня 2018 г. со стартовой площадки SLC-40 космодрома станции ВВС США Мыс Канаверал компанией SpaceX был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, которая вывела на орбиту спутник связи SES 12, принадлежащий оператору связи SES S.A. (штаб-квартира расположена в Люксембурге).

Спутник связи SES 12 относится к аппаратам класса HTS (High Throughput Satellite) – он был построен французским концерном Airbus Defence and Space на платформе Eurostar E3000. SES 12 размещен в орбитальной позиции 95° в. д. Спутник SES 12 располагает шестью широко- и 72 узконаправленными лучами и является сегодня одним из самых мощных аппаратов флота оператора. SES 12 способен удовлетворить запросы самой требовательной ТВ-аудитории, обеспечивая отличное качество просмотра HD и Ultra HD контента. Аппарат оснащен 54 транспондерами диапазона Ku.

22 июля 2018 г. со стартовой площадки SLC-40 космодрома станции ВВС США Мыс Канаверал компанией SpaceX был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, которая вывела на геопереходную орбиту спутник связи Telstar 19 Vantage («Выгодная позиция»), принадлежащий канадскому оператору Telesat.

Аппарат оснащен транспондерами с высокой пропускной способностью, работающими в диапазонах Ku и Ka. Мощность энергетической установки спутника – 15 кВт. По данным производителя, космический аппарат рассчитан на 15-летний срок службы. Telstar 19 Vantage размещен в орбитальной позиции 63° з. д. Hughes взяла на себя обязательство использовать пропускную способность Ka-диапазона в Южной Америке для расширения услуг ШПД. Telstar 19 Vantage также будет предоставлять услуги в диапазоне Ka на территории Северной Канады, Карибского бассейна и Северной Атлантики. Кроме того, спутник может обеспечивать современными услугами Ka- и Ku-диапазона Бразилию и Андский регион (север и запад Южной Америки).

25 сентября 2018 г. французская компания Arianespace произвела успешный запуск ракеты-носителя «Ариан 5» с космодрома Куру Гвианского космического центра. На орбиту были выведены два спутника связи: Azerspace 2 (Intelsat 38), принадлежащий Azercosmos OJSCo, и Horizons 3e для операторов Intelsat и SKY Perfect JSAT Corporation.

Azerspace 2 (Intelsat 38) размещен в орбитальной позиции 45° в. д. Intelsat 38 может предлагать услуги абонентам Центральной и Восточной Европы, а также Азии и Африки. По заявлению Рашада Набиева, председателя Azercosmos OJSCo, уже проданы 46% емкости Azerspace 2 (Intelsat 38). Спутник был построен американской компанией SSL (Space Systems Loral) на платформе SSL-1300; аппарат Azerspace 2 оснащен 35 транспондерами диапазона Ku; срок службы спутника связи, как ожидается, составит стандартные 15 лет.

Спутник Horizons 3e построен компанией Boeing на платформе 702 MP. Космический аппарат массой 6441 кг и мощностью 8,5 кВт рассчитан на 15-летний срок службы. На борту спутника установлены транспондеры диапазонов C и Ku. Аппарат размещен в орбитальной позиции 169° в. д. и может покрывать весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

15 ноября со стартового комплекса Launch Complex 39A (LC-39A) космодрома Мыс Канаверал (США) состоялся успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, принадлежащей компании SpaceX Илона Маска. Ракета вывела на геостационарную орбиту спутник связи Es’hail-2 катарского спутникового оператора Es’hailSat.

Спутник связи Es’hail-2 был разработан и построен японской корпорацией Mitsubishi Electric (MELCO) на платформе DS 2000. Масса Es’hail-2 составляет 5300 кг. Спутник Es’hail-2 расположен в орбитальной позиции 26° в. д. Этот аппарат оснащен транспондерами диапазонов Ku и Ka: он может предлагать достаточно широкий спектр услуг в коммерческом секторе, а также обеспечивать государственные ведомства и организации безопасной связью по всему Ближнему Востоку и северу Африки. Помимо стандартной нагрузки Es’hail-2 несет две любительские радиоантенны, которые позволят радиолюбителям с трети поверхности Земли выходить на связь друг с другом одним «прыжком» – от Бразилии на западе и до Таиланда на востоке.

 

Главное направление – Юго-Восток

Спутник связи Bangabandhu-1

Юго-Восточную Азию многие крупные игроки на мировом рынке спутниковой связи признают одним из самых перспективных секторов ближайших десятилетий. В самом деле, здесь проживает бóльшая часть населения планеты и сосредоточены достаточно крупные быстроразвивающиеся государства, нуждающиеся в современных системах связи. К тому же эта территория изобилует огромными островными архипелагами. В конечном счете именно Юго-Восточная Азия является сейчас сердцем нового мирового экономического «чуда» – Тихоокеанского пояса, включающего в себя помимо молодых «драконов» и таких индустриальных гигантов, как США и Китай.

Интересно отметить, что в последнее время обозначилось стремление развивающихся стран этого азиатского региона выстраивать собственную космическую инфраструктуру: их больше не устраивает участие в качестве пользователей глобальных провайдеров – они хотят иметь на орбите свои мощные спутники связи.

Так, 11 мая 2018 г. компания SpaceX произвела успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9. На геостационарную орбиту был запущен спутник связи Bangabandhu-1 (BD-1), который принадлежит Комиссии BTRC (Bangladesh Telecommunication Regulatory Commission) Республики Бангладеш.

Спутник Bangabandhu-1 обладает достаточно внушительными характеристиками: масса космического аппарата составляет 3500 кг, мощность энергетической установки – 6 кВт. На спутнике установлены 14 транспондеров диапазона C и 26 транспондеров диапазона Ku. Как ожидается, срок службы этого космического аппарата составит стандартные 15 лет. Bangabandhu-1 размещен в орбитальной позиции 119,1° в. д. и может предоставлять современные телекоммуникационные услуги на территории Республики Бангладеш, Индии, Непала, Бутана, Шри-Ланки, а также на Филиппинах и в Индонезии.

6 августа компания SpaceX произвела успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 со стартовой площадки SLC-40 Космического центра Кеннеди, которая вывела на орбиту спутник связи Merah Putih, принадлежащий Telkom Indonesia.

Merah Putih был построен американской компанией Space Systems/Loral, LLC (SSL). Спутник оснащен 60 транспондерами диапазона C, он размещен в орбитальной позиции 108° в. д. и сможет предоставлять телекоммуникационные услуги на территории Индии (на нее будут направлены 24 луча) и Индонезии (36 лучей). Спутник связи был создан на платформе SSL-1300. Как ожидается, индонезийский аппарат прослужит около 15 лет.

10 сентября 2018 г. со стартовой площадки SLC-40 космодрома станции ВВС США Мыс Канаверал компанией SpaceX был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, которая вывела на орбиту спутник связи Telstar 18 Vantage.

Поскольку масса аппарата Telstar 18 Vantage составляет примерно 7 т, он наряду с Telstar 19V стал одним из самых тяжелых коммерческих спутников связи в мире. Этот аппарат оснащен транспондерами, работающими в диапазонах C и Ku. Мощность его энергетической установки составляет 14 кВт, срок службы – 15 лет. Telstar 18 Vantage размещен в орбитальной позиции 138° в. д. Зона покрытия спутника охватывает всю Юго-Восточную Азию, большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также Гавайские острова.

 

Iridium NEXT

Если судить по узнаваемости бренда, то сегодня после таких аббревиатур, как GPS и ГЛОНАСС, наиболее известным названием орбитальной спутниковой группировки, пожалуй, является Iridium. Эти аппараты, используемые для передачи голоса по всей поверхности земного шара, находятся на низкой орбите (LEO), благодаря чему в качестве клиентского оборудования одноименной системы связи могут использоваться компактные спутниковые телефоны. В течение 2017–2018 гг. были выведены на орбиту спутники нового поколения – группировка Iridium обновилась до версии Iridium NEXT, которая заметно расширила возможности существующей системы.

Первоначально система Iridium была задумана американскими инженерами Б. Бертигером, Р. Дж. Леопольдом и К. Петерсоном в конце 1987 г. (защищена патентами Motorola в 1988 г.), затем она была разработана компанией Motorola в 1993–1998 гг., после чего стала работоспособной и коммерчески доступной. Владельцем этой группировки спутников сегодня является компания Iridium Communications, которая также занимается производством клиентского оборудования.

Для нормальной работы системы требуется наличие на орбите 66 активных спутников, кроме того, некоторое количество дополнительных аппаратов находятся на орбитах в целях оперативной замены отказавших аппаратов. Все спутники размещены на низких орбитах высотой примерно 781 км, наклонением 86,4° и периодом обращения 100 минут. Орбитальная скорость составляет порядка 27 000 км/ч. Спутник поддерживает связь с соседними аппаратами через трансивер Ka-диапазона на скорости 10 Мбит/с. Каждый спутник может поддерживать до четырех межспутниковых каналов: два к спутникам спереди и сзади в той же орбитальной плоскости и по два со спутниками в соседних плоскостях по обе стороны.

Интересно также отметить, что для запуска спутниковой группировки Iridium были использованы американские носители Delta II (12 стартов), российские ракеты «Протон» (три старта) и «Рокот» (один старт), а также китайские «Великий поход» (семь стартов).

Каждый спутник Iridium имеет на борту семь процессоров Motorola/Freescale PowerPC 603E, работающих на частоте 200 МГц и подключенных к оригинальной внутренней сети. По одному процессору выделено на обеспечение каждой из четырех межспутниковых антенн (HVARC), два процессора (SVARC) осуществляют общее управление, и один процессор находится в резерве. В конце проекта был добавлен дополнительный процессор (SAC) для управления ресурсами и обработки телефонных звонков. Фазированная антенная решетка имеет 48 лепестков, формирующих 16 лучей в трех секторах. Каждый спутник может поддерживать до 1100 телефонных соединений и весит около 689 кг.

Запасные спутники обычно размещаются на орбите высотой примерно 650 км – они переводятся на более высокую орбиту в случае отказа одного из спутников.

Следует признать, что у нас в России, особенно на Русском Севере, территории Сибири и Дальнего Востока, в силу отсутствия качественного российского аналога именно система Iridium остается фактически безальтернативным выбором для организации экстренной связи с удаленными поселками, стойбищами, геологическими партиями, охотниками и пр.

Например, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа около 3200 семей в настоящее время ведут традиционный, кочевой образ жизни, когда люди перемещают свои стойбища на расстояния порядка сотен километров в год. При таком образе жизни возникают различные ситуации, требующие скорейшего вмешательства медицинских и спасательных служб. Iridium обеспечивает своевременное получение сообщений обо всех происшествиях. Когда на Ямале в 2016 г. вспыхнула эпидемия сибирской язвы, именно система Iridium (наличие мобильных терминалов на стойбищах) позволила региональным властям своевременно локализовать эпидемию.

14 января 2017 г. с авиабазы Ванденберг ВВС США (Калифорния) был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, которая вывела на низкую околоземную орбиту первые десять спутников связи Iridium NEXT новой модели.

Проект Iridium NEXT является обновлением самого большого на сегодняшний момент спутникового флота коммерческой сети связи, потому названный проект мы можем без преувеличения назвать крупнейшей модернизацией в космической истории.

Компания Iridium заключила соглашение с французским концерном Thales Alenia Space для производства, сборки и тестирования 81 спутника Iridium NEXT, причем 75 из них будут запущены с помощью компании Илона Маска – SpaceX. Поскольку сами спутники достаточно легкие (около 700 кг), в каждый из стартов ракеты-носителя Falcon 9 на LEO (низкую околоземную орбиту) выводилось сразу десять аппаратов. Исключением стал только шестой запуск Falcon 9, состоявшийся 22 мая этого года со стартовой площадки SLC-4E космодрома Ванденберг. Тогда Falcon 9 вывела на орбиту пять спутников связи Iridium NEXT и два спутника проекта GRACE-FO.

Первоначально планировалось использовать для запусков спутников сразу две системы –ракету «Днепр» и Falcon 9, однако в феврале 2016 г. из-за очень длительных процедур получения лицензии от российских властей компании Iridium пришлось принять решение о пересмотре последовательности запусков группировки. А контракт, перезаключенный с компанией SpaceX, принес Илону Маску в итоге 492 млн долл.

Ко времени написания настоящей статьи на орбиту были выведены 65 спутников поколения Iridium NEXT – осталось произвести всего один старт.

Новые спутники включают в себя такие функции, как передача данных, которые не были предусмотрены в оригинальном дизайне. Аппараты Iridium NEXT несут дополнительную полезную нагрузку для Aireon, Inc., которая получает данные системы ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast – автоматическое зависимое наблюдение-вещание, используемое летчиками и авиадиспетчерами для управления воздушным движением) и сервиса FlightAware (для использования авиакомпаниями).

Iridium NEXT может также обеспечивать соединение для передачи данных на другие спутники, что позволяет осуществлять управление и контроль других космических средств независимо от положения наземных станций и шлюзов.

Новая группировка Iridium обеспечивает высокие скорости передачи данных: в диапазоне L до 128 кбит/с – для мобильных терминалов и до 1,5 Мбит/с – для терминалов класса Iridium Pilot marine; в диапазоне Ka до 8 Мбит/с – для фиксированных и мобильных терминалов.

Группировка спутников Iridium продолжит свою работу вплоть до того времени, пока система Iridium NEXT не будет доведена до стадии полной операционной готовности. Как ожидается, прежние спутники останутся в эксплуатации до 2020 г. Система следующего поколения спутников Iridium NEXT, располагающая повышенной пропускной способностью, обладает обратной совместимостью с существующей.

Если же затронуть интересный вопрос о стоимости этого глобального спутникового проекта, то Iridium Communications проявила истинно американскую смекалку, выбрав в 2008 г. для участия в конкурсе две компании – американского производителя Lockheed Martin и европейский концерн Thales Alenia Space (штаб-квартира расположена в городе Канны, Франция). В результате после жесткой схватки двух отраслевых гигантов 2 июня 2010 г. победителем контракта стоимостью 2,1 млрд долл. была объявлена европейская Thales Alenia Space.

Прибавим к этой сумме стоимость контракта с компанией SpaceX и получим 2,6 млрд долл. – согласитесь, не такая уж и астрономическая сумма для подобной спутниковой системы.

В число постоянных клиентов Iridium сегодня входят сотрудники крупнейших мировых корпораций, работающих в сфере добычи полезных ископаемых, морского, наземного и воздушного транспорта, строительства, туризма, других отраслях и службах спасения и экстренной помощи.

Одним из главных пользователей сети является правительство США.

 

«Северный Ковш»

Навигационный спутник китайской системы BeiDou

Вторым по масштабу обновлением космической группировки стало развертывание китайской системы BeiDou-3.

В 2018 г. Китай развернул настоящий космический марафон по запуску спутников серии BeiDou-3. С помощью ракеты-носителя «Чанчжэн 3B/CZ-3B» (Long March 3B/CZ-3B) было совершено восемь успешных запусков, каждый из которых включал выведение на орбиту двух спутников системы BeiDou-3. Кроме того, посредством ракеты-носителя «Чанчжэн 3B/E» был выведен один спутник BeiDou-3, а посредством «Чанчжэн 3A» на орбиту отправился последний спутник старой серии BeiDou-2.

Китайское правительство разработало систему BeiDou в качестве независимого аналога глобальной системы позиционирования США. Наряду с американской системой GPS, российской ГЛОНАСС и европейской Galileo BeiDou должна достигнуть глобального охвата в 2020 г. Первые спутники BeiDou были запущены еще в 2000 г., за последующие 18 лет Китай запустил на орбиту обновленные версии космических аппаратов BeiDou-2/3. Как ожидается, к концу текущего года в группировке BeiDou будет достаточно спутников третьего поколения для обеспечения позиционирования по странам, которые являются частью инициативы «Пояс и дорога» (Belt and Road Initiative – BRI).

После полного развертывания система BeiDou-3 будет состоять из 35 спутников. Из них 27 космических аппаратов будут находиться на средней орбите высотой 21 700 км. Еще восемь дополнительных спутников составят вспомогательную группировку BeiDou на геостационарной орбите (высота около 36 тыс. км), в том числе: пять спутников будут находиться над экватором, три будут располагаться на наклонных орбитах – между 55º северной и южной широты. Все 27 спутников BeiDou-3 М выполнены на базе новой, более компактной космической платформы с использованием некоторых деталей DFH-3B. Размеры спутника в сложенном состоянии составляют 2,25×1×1,22 м, стартовая масса – 1014 кг.

Пять геостационарных спутников BeiDou-3G (один из них был запущен 1 ноября 2018 г.) должны располагаться на орбитальных позициях 58,5°, 80°, 110,5°, 140° и 160° в. д. – их планируется запускать по мере окончания срока службы уже действующих аппаратов второго поколения. Эти спутники созданы на базе китайской космической платформы DFH-3B, стартовая масса составляет около 4600 кг.

Три спутника BeiDou-3 I, которые будут располагаться на геосинхронной орбите (ГСО) с наклонением 55°, созданы на основе той же платформы, но с более низкой мощностью и чуть меньшей массой – около 4200 кг. Еще несколько дополнительных навигационных спутников BeiDou, как ожидается, составят орбитальный резерв.

 

2019 г. – момент истины

Первый реконфигурируемый спутник связи Eutelsat Quantum

2019 год должен стал переломным для глобальных проектов негеостационарных многоспутниковых систем – в том смысле, что они или начнут выполняться хоть в каком-то (тестовом, исследовательском) формате, или их разработчикам придется признать  полное фиаско. В любом случае дальше отделываться от акционеров рекламными буклетиками и анимационными 3D-фильмами уже не получится.

Что же касается серьезных, коммерчески просчитанных проектов, то здесь нас ожидает качественный рост по линии тяжелых геостационарных аппаратов.

С одной стороны, ведущие операторы продолжат вечную гонку в отношении пропускной способности спутников связи. Так, американская коммуникационная компания Viasat, Inc. планирует с помощью ракеты-носителя «Ариан-5» вывести на геостационарную орбиту первый аппарат серии ViaSat-3, который обладает пропускной способностью до 1 Тбит/с. Три таких аппарата (второй и третий спутники планируется запустить в 2020–2022 гг.) будут обладать емкостью большей, чем все остальные спутники связи в мире вместе взятые.

С другой стороны, будут отрабатываться новейшие технологии работы космических аппаратов. В частности, оператор Eutelsat в 2019 г. выведет на геостационарную орбиту новый спутник связи Quantum – его фазированные антенные решетки можно будет направлять, фокусировать и «синтезировать» прямо с земли и благодаря этому легко подстраивать спутник под необходимые задачи операторов связи.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку