CSTB 2018: российский телеком в эпоху цифровой экономики

C 30 января по 1 февраля в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 20-я юбилейная международная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2018. На этом знаковом для отрасли связи мероприятии собрались отечественные операторы многоканального цифрового телевидения и связи, кабельные и спутниковые компании, мировые медиагиганты и российские контент-провайдеры, производители оборудования и услуг, вещатели и интернет-провайдеры, корпоративные заказчики решений, а также представители профильных ведомств и члены законодательных органов.

 

Интернет там правит бал

Безусловно, центральным событием первого дня форума стал большой круглый стол «Стратегия развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения», модераторами которого выступили Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM, и Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России.

Алексей Волин, заместитель министра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, указал на то, что пиратские сайты, занимавшиеся у нас распространением нелегального видеоконтента, были заблокированы по обращениям правообладателей. В последние месяцы министерство наконец-то получило возможность блокировать зеркала пиратских сайтов. На сегодняшний день уже 500 зеркальных сайтов подверглось блокировке: подсчитано, что общая городская аудитория заблокированных сайтов составляет около 200 млн человек. Так что результаты борьбы с пиратством за последние четыре месяца можно признать достаточно обнадеживающими.

Сегодня большинство российских каналов уже понимают, что без платформы ОТТ они дальше развиваться просто не могут. Статистика последнего года показывает, что у кабельщиков и спутниковых операторов рост составляет меньше 1%, в то время как OTT показывает скачок потребления в 70−80%! Тем не менее, как подчеркнул заместитель министра, из этого вовсе не следует делать выводов о «смерти» эфирного ТВ. В отрасли будет происходить четкая сегментация: конечно, сохранится определенная часть аудитории, которая будет брать контент традиционным способом – из эфира, но в то же время непрерывно будет увеличиваться доля новой молодежной аудитории, которая станет брать контент из мобильных приложений. Эта тенденция открывает широкие перспективы перед российскими каналами, создающими контент.

Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК, обозначил главный нерв дискуссии – взаимоотношения телеком-операторов и производителей видеоконтента (каналов). Телеком является у нас единственной индустрией, в которой не существует статистики, абсолютно необходимой для нормальной работы производителей контента: «Мы (российские каналы) не знаем статистику просмотров и статистику распределения платежей абонентов в телеком-среде, которая представляет для нас закрытый «черный ящик». Такое положение вещей снижает качество сервиса и телевизионных программ. Нет прозрачных правил игры, что приводит к сдерживанию роста ARPU.

OTT предлагает сегодня несколько иной сервис, чем традиционный телеком. Дело в том, что ОТТ изначально исходит из той посылки, что сервис создается для продажи контента. Это требует более тщательной работы с контентом, более строгого его отбора, работы со статистикой – в результате аудитория получает более качественную услугу. Традиционный российский телеком никогда не формулировал свой сервис как продажу контента – он продает мегабайты, устройства, ШПД, линии, но не контент! Не удивительно, что в России самые низкие отчисления телекома производителям контента. А это уже приводит к тому, что количество специально созданного, премьерного контента для тематических каналов, которые и создают ту самую добавленную стоимость, оказывается невелико. И если в США до 70% производства контента обеспечивается за счет разнообразных нелинейных сервисов и только 30% за счет денег, поступающих от рекламы, то в России каналы вынуждены производить до 97% контента исключительно за рекламные деньги.

Кирилл Махновский, генеральный директор «Орион Экспресс», затронул еще одну очень интересную тему, которая ускользнула от внимания остальных участников дискуссии – он обратил внимание на то, что в будущем мы будем наблюдать бóльшую интеграцию телевидения с социальными сетями. В частности, сеть Facebook в скором времени, возможно, начнет производить собственный контент. На реплику Яны Чуриковой о том, что нечто подобное уже делает соцсеть «Одноклассники», Кирилл Махновский ответил, что в случае с «Одноклассниками» речь идет о другом – об интеграции телевидения в социальную сеть, тогда как с сетью Facebook будет происходить обратное движение: интеграция социальной сети в телевидение, когда формирование телесмотрения будет происходить на основании соцсетей.

CSTB 2018: Связь для морских объектов

Последние годы спутниковые операторы России находятся в постоянном поиске новых точек роста. Процесс этот непростой, поскольку вся космическая отрасль – мы здесь говорим не только о России, но и о мировом рынке – находится в состоянии стагнации, из которой не так просто выйти без каких-то прорывных направлений развития. На Западе многие считают выходом из тупика создание крупных группировок спутников на низкой орбите. Однако российские эксперты с сомнением относятся к перспективам таких проектов и ведут поиск других решений.

В прошлом году больше всего разговоров было вокруг перспективного диапазона Ka. На CSTB 2018 эта тема обсуждалась меньше. Нет, разумеется, привлекательность диапазона Ka никуда не исчезла, однако российские операторы, ринувшиеся в этот сегмент, вскоре достигли некоего потолка прироста абонентов, поскольку наполеоновские планы здесь уперлись в стоимость комплекта оборудования, выросшую вдвое из-за скачка доллара.

 

В этом году на форуме в докладах выступающих гораздо чаще появлялась другая тема – спутниковая связь для подвижных объектов: морских судов, поездов, авиалайнеров, большегрузных трейлеров и даже легковых автомобилей. Особо стоит отметить, что эту тематику стало пропагандировать ФГУП «Космическая связь». Так, уже в первый день работы выставки CSTB 2018 на стенде ГП КС состоялась очень интересная презентация – «Оказание услуг связи по технологии VSAT для морских судов», которую сделал Андрей Абрамов, менеджер отдела продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь».

 

В небольшом интервью, которое представитель ГП КС дал корреспонденту Connect, он подчеркнул, что в настоящее время гораздо активнее идет процесс подключения судов на Дальнем Востоке (речь идет в основном о рыболовных судах). К данному моменту группировка судов, оснащенная спутниковой связью ГП КС, превышает 180 судов. Капитаны и судовладельцы наконец-то осознали, что широкополосная связь на судах им действительно необходима, а ежемесячная эксплуатация системы связи обходится не так дорого. Можно даже говорить о том, что пошел вал подключений.

Если свои первые 100 судов ФГУП «Космическая связь» подключала в течение примерно двух с половиной лет, то на вторую сотню уйдет менее года. Этому процессу сейчас способствует сарафанное радио.

А вот с государственными предприятиями процесс идет не так быстро, поскольку они связаны по рукам бюджетами, которые к тому же постоянно сокращаются. В отличие от коммерсантов государственные чиновники зачастую даже не могут осознать преимуществ современной спутниковой связи, зато сразу понимают, что им придется столкнуться с трудноразрешимой проблемой выбивания в министерствах и ведомствах дополнительных бюджетов. Для государственного сектора оборудование VSAT остается слишком дорогим.

Спутниковые сети и VSAT

 

Во второй день работы выставки и форума основное внимание было уделено тематике спутниковых технологий связи, которые обсуждались на секции «Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Перспективные спутниковые технологии связи и вещания в приложении к российскому рынку».

Первая сессия была посвящена новым спутниковым вещательным технологиям и стандартам, интеграции спутникового вещания с новыми сервисами и услугами. В качестве ее модератора выступил Всеволод Колюбакин, редактор направления журнала «Теле-Спутник».

Открыл сессию доклад Ильи Упхонова, руководителя службы продаж и обслуживания на корпоративном рынке «Триколор ТВ», на тему «Спутниковый Интернет и новые сервисы на базе спутниковой технологии как драйверы роста B2B-сегмента рынка платного телевидения в России». Он отметил, что вплоть до 2016 г. корпоративным клиентам «Триколор» предлагал только одну услугу – линейное спутниковое телевидение. С 2017 г. добавился спутниковый Интернет, а уже с 2018 г. корпоративным клиентам предлагается «Онлайн ТВ». Для общественных учреждений и публичных мест «Триколор ТВ» разработал уникальную услугу – «Территория «Триколор ТВ», которая позволяет бесплатно просматривать каналы «Триколор ТВ» с мобильных девайсов в заведениях, не расходуя дорогостоящий интернет-трафик. Спутниковый приемник-шлюз Neotion Pro Lite обеспечивает одновременную работу до 50 мобильных устройств. Еще одна новая услуга для корпоративных клиентов – «Спутниковый Интернет для юрлиц».

Тимур Алеев, руководитель отдела закупок ГК «Орион», отметил, что по итогам 2017 г. рынок платного ТВ в России показал очень скромный результат – прирост абонентов составил меньше 1 млн. Хорошая новость заключается в том, что при этом несколько вырос средний чек на одного абонента – до 170 руб., т. е. он стал на 10% больше, чем в 2016 г. В качестве основных драйверов рынка STB докладчик обозначил следующие направления: проникновение Интернета и развитие рынка IPTV; спрос на технологически продвинутые устройства; удешевление стоимости производства приставок. Тимур Алеев обратил внимание на то, что зрители пока не спешат отказываться от классического линейного телевидения, однако время и бюджеты на развлечения все больше и больше начинают перераспределяться в сторону современных сервисов.

Александр Красовский, генеральный директор ООО «Евтелсат Нетворкс», посвятил свое выступление возможностям Ka-диапазона. Он подчеркнул, что провайдер спутникового Интернета не конкурирует с мобильными операторами, хотя по стоимости тарифов и приближается к ним. «Евтелсат Нетворкс» просто закрывает те белые пятна в центре России, которые все еще остаются. Александр Красовский указал на тот факт, что существующая у большинства операторов стартовая цена за комплект оборудования в 30 тыс. руб. является для многих россиян психологическим барьером, поскольку в нашей провинции такая сумма, по сути, сопоставима со средней заработной платой. Для решения этой проблемы «Евтелсат Нетворкс» создала уникальное предложение для рынка частных пользователей: стоимость оборудования для конечного клиента составляет всего 14 990 руб. Стоимость тарифного плана 20 Мбит/с – 2990 руб. в месяц; 40 Мбит/с – 4990 руб. в месяц (объем включенного трафика не ограничен). Отвечая на вопрос о том, насколько сегодня загружены ресурсы спутника, Александр Красовский ответил, что на ближайшие два-три года никаких проблем с нехваткой емкости не предвидится.

Одним из самых познавательных для российской аудитории выступлений стал доклад Андрея Мочалова, менеджера проекта ФГУП «Организация «Агат», в котором он рассказал о применимости спутниковых технологий для программ устранения цифрового неравенства на примере зарубежного опыта. В частности, он представил программы устранения цифрового неравенства, реализуемые властями США, Великобритании, Австралии и Аргентины. Интересно отметить, что в той же Великобритании, например, первоначально программа не предусматривала использования спутникового ресурса, однако при ее реализации выяснилось, что в стране остается 5% населения, которое не имеет возможности подключиться к Интернету по кабелю или сотовым сетям, так что властям пришлось решать проблему с помощью спутников совместно с Europasat.

 

Вторая сессия спутниковой секции, посвященная точкам роста спутниковой связи, оказалась не менее интересной. В качестве модератора сессии выступил Сергей Пехтерев, руководитель ГК AltegroSky. В ходе ее работы прозвучало множество интересных докладов. Так, Валентин Анпилогов, руководитель департамента спутниковой связи и услуг J’son & Partners Consulting, к. т. н., рассказал о спутниковых технологиях на рынке M2M/IoT. Константин Ланин, региональный директор, глава представительства «Хьюз Нетворк Системс», дал глубокий анализ изменения рынка корпоративных сетей и роли спутниковой связи. Михаил Глинка, начальник отдела продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь», выступил с докладом на тему «Рынок связи с подвижными объектами с точки зрения провайдера». Андрей Гриценко, генеральный директор АО «Информационный Космический Центр «Северная Корона», проанализировал возможности синергии с негеостационарными спутниковыми системами. Как всегда, ярким и запоминающимся было выступление Виктора Донианца, генерального директора ООО «Д.К.Орбитал».

Однако гораздо интереснее всех докладов маститых представителей отрасли оказалось короткое, но весьма содержательное и эмоциональное выступление Андрея Свинцова, депутата ГД ФС РФ, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Тему своего выступления он обозначил так: «Государственные программы как драйвер развития спутниковой связи». Оказалось, что депутат поднял самые животрепещущие проблемы всей отрасли связи (не только спутникового сегмента), поэтому мы решили максимально подробно передать как само его выступление, так и последовавшие ответы на вопросы аудитории.

Андрей Синцов известил представителей отрасли о том, что РТРС уже открыто обсуждает с Минкомсвязи создание государственного спутникового мега-оператора, который будет конкурировать с частными российскими компаниями, например с теми же «Триколором» и «НТВ Плюс». Идею создания государственного мега-оператора Андрей Синцов назвал «неэффективным расходованием денежных средств», при этом он подчеркнул, что это не только его личное мнение, но и позиция многих депутатов Госдумы. Он выразил надежду, что новое Правительство России, которое появится после майских праздников, не станет заниматься «огосударствлением отрасли».

Депутат обратился к экспертному сообществу за поддержкой: «У нас в Думе часто возникают дискуссии с Правительством, и я предлагаю выступать с консолидированной позицией отрасли, чтобы нас лучше слышали». Стоит ли говорить о том, что позиция депутата Госдумы, как и все его выступление, вызвала положительные эмоции у аудитории.

В заключение нашего небольшого обзора заметим, что на форуме в этом году было гораздо больше оптимистичных выступлений. Представители отрасли перебороли первоначальное недоверие и страхи по поводу новой «цифровой реальности» и теперь видят в переменах, в наступлении Интернета и ОТТ-сервисов не только «закат эпохи большого советского телевидения», но и открывающиеся перспективы новых рынков.

 

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку