Евгений Буйдинов: «Наиболее перспективным направлением для спутниковой связи будут услуги для подвижных объектов»

Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» по инновационному развитию Евгений Буйдинов

Спутниковая связь не стоит на месте: ГП КС продолжает работы по проектированию многофункциональной системы связи «Экспресс-РВ» на высоком эллипсе; активно реализуется проект предоставления услуг связи на морских судах, в том числе в акваториях северных морей; развивается проект высокоскоростного спутникового ШПД в Ка-диапазоне частот. При этом одним из главных вопросов для российской и мировой спутниковой отрасли становятся перспективы применения спутниковых технологий при развитии сетей 5G, а также

возможность предоставления полного спектра новых услуг и приложений, основанных на таком стандарте, включая Интернет вещей и промышленный IoT. Об этих и других направлениях развития нам рассказал Евгений Владимирович Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ГП КС.

 

– В каких направлениях развивается сегодня предоставление услуг на морских судах в северных широтах? Появились ли новые сервисы и устройства связи?

– Основные работы сегодня связаны с ростом абонентской базы, подключением новых судов и увеличением пропускной способности каналов связи. Если раньше мы оснащали и подключали к системе спутниковой связи преимущественно действующие суда ледового класса, то сейчас у нас ведутся работы на судах, которые еще строятся и будут спущены на воду к концу 2019 г. Такие работы мы планируем и на период 2020–2021 гг. Но этот перелом произошел не у нас – изменился подход у заказчиков. Что касается расширения набора услуг, предоставляемых на борту, то в настоящее время мы создаем новый сервис IPTV, работающий по спутниковым каналам связи. Планируем протестировать его уже в текущем году.

– В ряде северных и дальневосточных регионов завершился процесс прокладки ВОЛС. Замечаете ли вы в связи с этим изменение спроса на услуги спутниковой связи у ваших клиентов?

– И мы, и наши заказчики ощущаем изменение спроса на услуги спутниковой связи в регионах, куда дошли волоконно-оптические линии связи. Общая тенденция такова, что пользователи услуг, убедившись в надежности наземных каналов, либо постепенно, либо сразу отказываются от спутникового ресурса. Это логично, учитывая, что ВОЛС дает бóльшие возможности с точки зрения скорости предоставляемого канала связи, нежели спутник.

Вместе с тем в некоторых регионах ВОЛС не соответствует ожиданиям пользователей по надежности, поэтому они продолжают использовать спутниковые каналы связи для резервирования критически важных приложений. Сейчас все участники спутникового рынка находятся в поиске оптимальных решений, позволяющих, с одной стороны, предложить заказчикам пакетные решения по резервирования ВОЛС спутниковыми каналами связи, с другой – сделать эти решения если не сопоставимыми со стоимостью ВОЛС, то максимально близкими к ним.

– Как развивается освоение услуг связи в Ka-диапазоне? Какие услуги и решения ваша компания планирует предоставить для этого диапазона в будущем?

– Благодаря слаженной работе наших партнеров развитие услуг связи в Ка-диапазоне частот идет в соответствии с ранее намеченными планами. На сегодняшний день в спутниковой системе высокоскоростного доступа (ССВД), развернутой в Ка-диапазоне частот на космических аппаратах «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», реализуется полный спектр услуг на базе протокола IP: предоставление каналов связи, организация доступа к сети Интернет, оказание услуг IP-телефонии, видеонаблюдения и т. п.

Что касается новых сервисов и услуг, то, как уже упоминалось, специалистами ГП КС был создан новый сервис по предоставлению услуг IPTV с использованием спутниковых каналов связи. После тестирования будет оценен его рыночный потенциал, и в случае положительной оценки ГП КС также предложит его пользователям ССВД. Кроме того, мы рассматриваем варианты организации внеплановых ТВ-перегонов с использованием ресурсов Ка-диапазона.

– Какие проекты для развития телерадиовещательной сети в северном и дальневосточном регионах удалось реализовать за прошедший год? Как продвигается в этих регионах цифровизация телевидения?

– Отличие работы спутникового оператора от оператора наземных сетей заключается прежде всего в зоне обслуживания. Мы предоставляем услуги на региональном рынке на территории всей страны, а не в отдельных регионах. Поэтому наши сервисы равнодоступны сразу всем жителям страны.

Более трети ресурса группировки используется для организации телерадиовещания в Российской Федерации и за ее пределами. Технические средства ГП КС задействованы в трех основных сегментах: трансляции федеральных и коммерческих пакетов программ; спутникового непосредственного вещания; вещания на кабельных операторов, а также осуществления перегонов телерепортажей.

В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Развитие цифрового телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» предприятием были организованы спутниковые каналы доставки обязательных общедоступных телерадиоканалов, входящих в состав цифровых пакетов Первого и Второго мультиплексов, до приемных наземных технических средств РТРС для последующей цифровой наземной эфирной трансляции на все вещательные зоны Российской Федерации в стандарте DVB-T2. Кроме того, с начала 2019 г. ГП КС организовало доставку 11 временных дублей Первого мультиплекса до сети РТРС, что обеспечивает жителям нашей страны возможность смотреть телепередачи в соответствии со своим часовым поясом.

– Проект создания системы связи на высокоэллиптической орбите попал в программу «Цифровая экономика» в подпункт 1.42. Когда ожидаете начала финансирования создания спутников «Экспресс РВ»? Когда планируется разработка наземного оборудования для этого проекта?

– ГП КС продолжает работы по проектированию многофункциональной системы связи «Экспресс-РВ» на высоком эллипсе. Совместное использование космических аппаратов на геостационарной и высокоэллиптических орбитах не менее чем в три раза повысит пространственную доступность спутниковых услуг и позволит решать целый комплекс важнейших государственных и коммерческих задач.

К настоящему времени ГП КС совместно с партнерами завершило маркетинговые исследования коммерческого потенциала системы «Экспресс-РВ». Полученные результаты подтверждают высокий спрос на услуги связи на различных видах транспорта: в поездах дальнего следования и электричках, в междугородных автобусах и личных автомобилях, на речном, морском и авиационном транспорте. Кроме того, впервые для России мы планируем обеспечить цифровое спутниковое радиовещание.

С участием предприятий ГК «Роскосмос» и зарубежной кооперации обоснован технический облик и подтверждена реализуемость системы «Экспресс-РВ». Космический сегмент будет состоять из четырех космических аппаратов на высоких эллиптических орбитах типа «Молния», наземного комплекса управления, автоматизированной системы мониторинга и измерений.

Наземный сегмент системы включает наземный комплекс и абонентские терминалы различных потребителей.

Радиочастотное обеспечение системы осуществляется в соответствии с действующим решением ГКРЧ и процедурами Международного Союза электросвязи.

По текущим планам все четыре спутника системы «Экспресс-РВ» будут запущены в 2023 г., начало эксплуатации системы запланировано на первую половину 2024 г.

Финансирование работ по созданию спутников будет осуществляться в рамках национальной программы «Цифровая экономика», финансирование работ по запускам КА – в рамках новой ФЦП «Сфера». Сроки начала финансирования будут определены после утверждения бюджета РФ.

Концептуально для современного потребителя система «Экспресс-РВ» будет незначительно отличаться от систем на геостационарной орбите. Используются те же диапазоны частот и похожие платформы космических аппаратов. Отличие в том, что появляется возможность обеспечить связью любой движущийся объект в любой точке Российской Федерации, включая акватории омывающих ее морей и Арктический регион.

– В Москве уже разворачиваются пилотные зоны мобильной связи пятого поколения. Ожидается реализация аналогичных проектов в таких городах, как Мурманск, Салехард, Норильск. Могут ли спутниковые технологии дополнить 5G? Как учитывается эта технология в планах развития вашей компании?

– Конечно, вопрос использования спутниковых технологий при развитии сетей 5G – один из ключевых для спутниковой отрасли. Он станет одной из главных тем конференции SATCOMRUS-2019, которая состоится 3 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге. Однако объем спутниковых услуг в мире составляет единицы процентов от услуг мобильной связи. Для спутниковой отрасли важно, что впервые в истории создания нового стандарта сотовой связи возможность бесшовной интеграции со спутниковыми сетями вносится в ранние релизы стандарта 5G. Во все предыдущие версии (2, 3, 4G) спутник вносился в спецификации очень ограниченно и уже после формирования стандарта. Инициативы в рамках различных отраслевых консорциумов (3GPP, Sat5G, SATis5 и др.) обеспечат полную интеграцию спутниковый связи в рамках Релиза 16, который планируется выпустить к марту 2020 г. и который станет основным руководящим стандартом для внедрения 5G.

Какие рынки будут открыты для спутника? Прежде всего те, где максимально используются технологические и географические преимущества спутниковой связи: возможность гарантированного ШПД-подключения подвижных объектов (на море, в воздухе и на суше); вещательные возможности спутника по доставки контента на любое количество приемных устройств в зоне охвата (медиаконтент, апгрейд ПО); возможность гарантированного 100%-ного охвата определенной территории (подключение удаленных фиксированных объектов).

Развитие сетей на базе стандарта 5G в удаленных регионах и на подвижных объектах будет происходить посредством развертывания локальных мобильных сетей для обеспечения вышеуказанных услуг, что откроет для спутниковых операторов возможности по созданию интеллектуальных технологических платформ, ориентированных на данные рынки. Наиболее перспективным направлением для спутниковой связи будут услуги и приложения для подвижных объектов. Это прежде всего морские суда и самолеты, а также наземные подвижные объекты (автомобили, грузовики, автобусы, железнодорожный транспорт). По оценкам аналитиков, рынки объектов морского и авиационного транспорта, подключенных к сетям связи, к 2023 г. составят по 8 млрд долл. каждый.

Помимо обеспечения подключения подвижных объектов при внедрении стандарта 5G появится возможность предоставления полного спектра новых услуг и приложений, основанных на этом стандарте, включая Интернет вещей и промышленный IoT.

– Как вы оцениваете уровень индустриального развития северной и дальневосточной промышленности? Ожидается ли в этом направлении в ближайшее время прорыв, связанный с внедрением в промышленности технологий Интернета вещей, предиктивной аналитики и облачных технологий?

– Как я уже отмечал, мы можем почувствовать «прорыв» только в размере 1,5% объема всего телекоммуникационного рынка, т. е. никак. А если серьезно, то мы увидели возникший спрос на потребности в высокоточной навигации (обеспечивающей точность до нескольких сантиметров) как для наземной техники, так и для морской. Нами был проведен ряд успешных тестов по доставке корректирующих данных отечественной навигационной группировки ГЛОНАСС на движущиеся объекты, позволяющие навигационным приемникам обеспечить необходимую точность. У этого высокотехнологичного решения огромный потенциал, но подробности – по завершении экспериментальных работ.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку