Космическая связь на Севере: новые вызовы, новые решения

Bujdinov1
Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов

На вопросы журнала отвечает заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов

– Недавно делегация ГП КС посетила архипелаг Шпицберген и встретилась с руководством ФГУП «ГТ Арктикуголь». Какова была цель визита, какие вопросы стояли на повестке дня?

– Построенная на архипелаге инфраструктура связи используется уже второй год, в ходе визита мы проверяли ее состояние и качество раннее выполненных работ. Кроме того, обсуждались вопросы передачи телекоммуникационной инфраструктуры в ведение «ГТ Арктикуголь». Строительством сети связи ГП КС занималось по поручению Федерального агентства связи в рамках реализации программных мероприятий ФЦП «Мировой океан». Теперь созданную инфраструктуру необходимо поддерживать в работоспособном состоянии. К сожалению, бюджетом не предусмотрено выделение дополнительных средств «ГТ Арктикуголь» на эти цели. На сегодняшний день поддержку инфраструктуры за свой счет осуществляют ГП КС и подрядчик, выполнявший строительство второй очереди проекта (создание мультисервисной сети) – компания «В-Люкс». Для нас это фактор социальной ответственности. Однако мы не можем постоянно нести такую нагрузку. «Россвязь» неоднократно предлагала Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть варианты финансирования, в том числе из фонда универсальной услуги, но предложение не было принято в силу статуса территории.

В ходе визита мы совместно с руководством «ГТ Арктикуголь» рассматривали всевозможные варианты по поддержанию инфраструктуры связи в Баренцбурге.

– Какие телекоммуникационные услуги доступны сейчас в Баренцбурге? Используются ли там другие каналы связи кроме спутникового?

– Баренцбург имеет свой узел связи, обеспечивающий подключение к космическому и наземному сегментам. В поселке обеспечиваются стационарная телефония, сотовая связь, интернет-доступ, прием почти трех десятков российских телевизионных каналов. Услуги сотовой связи предоставляются компанией «МегаФон», причем по безроуминговым тарифам, благодаря спутниковому каналу связи ГП КС. В Баренцбурге присутствует также норвежский оператор Telenor, проложивший туда оптический кабель от Лонгйира. Стоимость интернет-доступа по кабельному каналу не сопоставима со стоимостью доступа через спутник, поэтому жители поселка имеют возможность подключаться к Интернету через норвежского оператора. Для обеспечения деятельности «ГТ Арктикуголь» используется также спутниковый канал ГП КС. К слову, «Росгидромет», осуществляющий научную деятельность на архипелаге, использует только наши каналы.

– В ходе визита обсуждалась также возможность использования на Шпицбергене автономной платформы спутниковой связи, предназначенной для работы в условиях Крайнего Севера. Что представляет собой эта платформа?

–  «ГТ Арктикуголь» намерен возродить поселок Пирамида, который долгое время оставался бесхозным. В советское время там была создана инфраструктура связи, но она пришла в полную негодность. Сейчас в поселке вновь организовано постоянное присутствие дежурной смены, кроме того, он является туристическим объектом. «ГТ Арктикуголь» уделяет большое внимание развитию туризма как дополнительному источнику дохода, соответственно необходима организация не только гостиничного сервиса, но и стабильного доступа к сети Интернет.

Особенности расположения объектов на архипелаге и сложный рельеф местности не позволяют устанавливать спутниковые станции на зданиях или поверхности земли. Предыдущая спутниковая станция размещалась на высоте около 500 м на склоне горы Пирамида, от которой поселок и получил свое название. Установка станции на такой высоте требует больших затрат на организацию электропитания и прокладку линий связи. Поэтому одно из направлений наших НИОКР – создание автономной платформы спутниковой связи для работы в условиях Крайнего Севера. Проектирование платформы по заказу ГП КС выполняется Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова.

Специалисты университета разрабатывают автономный контейнер для использования в северных условиях. Он будет оснащаться как дизель-генератором и аккумуляторными батареями, так и независимыми энергоустановками – солнечными батареями, ветрогенераторами, системой управления, которая в автоматическом режиме будет выбирать тот или иной источник энергии для подзарядки аккумуляторных батарей. Когда автономная платформа будет создана, мы планируем ее испытание в поселке Пирамида: автономная станция может устанавливаться на склоне горы, а связь для пользователей (туристов и постоянных обитателей поселка) будет организована по радиоканалу. Услуги связи планируется предоставлять на коммерческой основе.

Данный проект – это продолжение работ по созданию комплексов связи, которые мы ведем для морских судов и труднодоступных станций в акватории Северного Ледовитого океана. Специально разработанная сервисная платформа позволяет на базе одного и того же оборудования предоставлять и необходимый ресурс для производственных нужд, и платные услуги для личных нужд экипажа и пассажиров судов, экспедиций и пр. Как показала практика, такие услуги очень востребованы. То же техническое решение будет использовано для проекта в поселке Пирамида – мы сможем проверить работу платформы в максимально жестких условиях.

– В нынешних экономических условиях цена услуги стала более чувствительным фактором для многих заказчиков. За счет чего ГП КС удается поддерживать привлекательность своих услуг, соблюдать баланс между ценой и качеством?

– Цена и качество любых услуг в VSAT-сети ГП КС вполне приемлемы, если речь не идет о передаче тяжелого видеоконтента. Скорость канала связи для юридических лиц оговаривается контрактом исходя из потребностей и финансовых возможностей заказчиков. Для частных пользователей скорость искусственно не ограничивается, расчет производится по трафику. Реальная скорость зависит от загрузки и параметров конкретной VSAT-сети. ГП КС тщательно следит за качеством предоставляемых сервисов. Если загрузка приближается к критической, мы расширяем пропускную способность сети. Поскольку ГП КС является владельцем ресурса, нам проще поддерживать оптимальную пропускную способность сетей, чем другим спутниковым операторам. Как правило, у коммерческого оператора загрузка сети составляет не менее 90%, иногда приближается к 100%, мы же не превышаем предела 70%. Это позволяет поддерживать высококачественный сервис. По сравнению с альтернативными операторами наши услуги несколько дороже, но их качество всегда поддерживается на высоком уровне. Поэтому в последнее время все больше компаний обращаются к нам, несмотря на более низкие цены, предлагаемые альтернативными VSAT-операторами. Стоит отметить, что до конца года мы не планируем менять тарифы – они останутся теми же, что и до начала кризисных явлений, и зафиксированы в рублях.

Еще одно наше конкурентное преимущество – готовность подписывать краткосрочные контракты. В настоящее время мы сопровождаем одновременно от семи до десяти судов в акватории Северного морского пути. Некоторым экспедициям услуги связи требуются всего на один-два месяца – на время плавания. Мы идем навстречу таким заказчикам.

Акваторию Северного морского пути мы покрываем с помощью нескольких VSAT-сетей, построенных с использованием емкостей трех космических аппаратов. Как подвижный объект судно попадает в зону действия то одной, то другой сети. У нас имеется специальный програмно-аппаратный комплекс, который следит за положением судна и в автоматическом режиме выдает соответствующие целеуказания и команды комплексу спутниковой связи для работы в соответствующей сети.

– В процессе движения по Северному морскому пути судно переходит в зоны обслуживания разных VSAT-сетей ГП КС. Не вызывает ли проблем роуминг? В какой степени он является бесшовным?

– Физическая перенастройка антенны (которая выполняется автоматически) занимает от десятков секунд до нескольких минут. Для получения по-настоящему бесшовного роуминга нужно установить на судне две антенны, чтобы вторая антенна заблаговременно наводилась на другой спутник при приближении к границе зоны покрытия. Такое решение будет весьма затратным для заказчика, ему проще потерпеть минуту без связи.

Был случай, когда нам пришлось решать проблему, связанную с личными предпочтениями пользователей. Один спутник позволяет и работать в VSAT-сети, и принимать телевизионный сигнал, другой – только работать в VSAT-сети. При переходе границы зон обслуживания команда судна предпочла продолжать смотреть телепрограммы, и обслуживающая бригада не позволила автоматике переключиться в другую VSAT-сеть. В результате пострадала связь. Мы разобрались в проблеме и в индивидуальном порядке, совместно с заказчиком, вопрос решили.

Качество связи обеспечивается благодаря правильным техническим решениям и квалификации персонала. Надо понимать, что территории Крайнего Севера находятся на границе зон обслуживания спутников, поэтому услуги будут того качества, какое теоретически возможно. Например, пребывая на Шпицбергене, мы слышали претензии к телевизионному сигналу. Но эта территория не входит в зону гарантированных услуг связи ни по одному регламенту – физику не обманешь. Поэтому, кстати, не все операторы решаются предоставлять свои услуги в полярных широтах.

– Как развиваются проекты ГП КС на Дальнем Востоке? Каковы успехи, есть ли сложности?

– Весной этого года мы ввели в эксплуатацию восточный сегмент спутниковой системы высокоскоростного доступа (ССВД) в Ка-диапазоне на базе спутника «Экспресс АМ-5». С мая началось активное использование системы. Проблемы, конечно, есть – это и сложности логистики на Дальнем Востоке, и особенности экономической ситуации, которые привели к снижению покупательского спроса. Тем не менее технические параметры сети и уровень сервиса приятно удивляют потребителей. В некоторых местах для доступа в Интернет использовались сети мобильной связи, где скорость в канале составляет 1–2 Мбит/с. В случае использования спутниковой станции Ka-диапазона и сервиса ГП КС потребителям обеспечивается скорость на прием до 25 Мбит/с, а в тестовом режиме был получен результат 100 Мбит/с.

Изначально запланированную политику продвижения сервисов ССВД нам приходится корректировать. Бизнес-модель, отработанная на спутнике Ka-Sat, для текущих экономических условий оказалась не идеальна. К моменту включения западного сегмента ССВД нам необходимо наработать опыт привлечения абонентов в условиях снижения покупательной способности, отработать схемы взаимодействия с партнерами и их взаимодействия с потенциальными клиентами. Сейчас, например, совместно с партнерами мы рассматриваем возможность предоставления безлимитных тарифных планов в ночное время.

Важно повысить узнаваемость сервиса. Один из путей продвижения услуг ССВД – работа с региональными администрациями. Например, мы тесно взаимодействуем с администрацией Приморского края, в том числе через Общественный экспертный совет по развитию информационного общества при губернаторе Приморского края, куда входят руководители предприятий ИКТ-отрасли, региональных образовательных учреждений и краевых СМИ. В ходе последнего заседания совета было принято решение о создании совместной рабочей группы, которая займется координацией и продвижением социальных телекоммуникационных проектов в Приморском крае. Это первый наш опыт совместной работы с администрацией субъекта федерации, но она обещает быть плодотворной и взаимовыгодной. Не забываем и о своих партнерах: для тех, кто будет участвовать в социальных проектах, мы готовы назначать специальные цены на ресурс, чтобы партнеры могли предоставлять доступные услуги, не пренебрегая своим коммерческим интересом.

– Расскажите о дальневосточных проектах по предоставлению спутниковой связи на подвижных объектах. Что нового в этой области?

– На Дальнем Востоке к нашей сети подключено более 20 морских судов. Мы подписали соглашение с дистрибьюторской компанией, которая взяла на себя установку и обслуживание оборудования спутниковой связи на судах, мы же предоставляем сервис.

Есть перспективы расширения данного проекта. Этому способствует решение, когда ГП КС предоставляет услугу не для каждого судна по отдельности, а организует групповой канал для множества судов одного заказчика. Распределение загрузки такого канала между судами осуществляется автоматически по оговоренным приоритетам. Такое решение является более выгодным для корпоративных заказчиков.

За последние три года отношение заказчиков к спутниковой связи на судах качественно изменилось: если раньше судовладельцы считали достаточными возможности систем подвижной связи типа «Инмарсат», то теперь заказчики стали гораздо более требовательными и отсутствие широкополосной связи воспринимают весьма болезненно.

Расширению услуг спутниковой связи на Дальнем Востоке значительно способствует обновление группировки КА ФГУП «Космическая связь». Ввод в эксплуатацию КА «Экспресс-АМ5» и «ЭкспрессАТ1» в позиции 140° в. д. позволяет удовлетворять актуальный спрос на услуги связи и непосредственного телевещания в этом развивающемся регионе.

– Как развивается сотрудничество ГП КС с операторами наземной связи в ходе проектов по освоению северных и дальневосточных территорий?

– Мы сотрудничаем практически со всеми операторами, поскольку они являются потребителями наших услуг. В свою очередь, пользуемся услугами многих наземных операторов по организации наземных каналов связи.

В нынешнем году мы стали активнее привлекать операторов к использованию технологической инфраструктуры предприятия. В первую очередь этому способствовала модернизация технологических и инженерных сетей центров космической связи при создании комплексов связи в Ka-диапазоне частот. Сегмент, созданный на Дальнем Востоке, не имеет альтернативы на сегодняшний день и поэтому является привлекательным для многих операторов. В настоящее время подписаны два контракта по использованию инфраструктуры для предоставления услуг связи с компанией «Ka-Интернет» и КБ «Искра».

Кроме того, подписан договор с оператором «Исател» о предоставлении инфраструктуры на территории ССС «Владимир» для размещения телепорта.

В процессе реализации находится совместный проект с компанией «Ka-Интернет» по использованию ресурсов центральной стации VSAT-сети в Ku-диапазоне на территории ЦКС «Хабаровск». Это новое направление, активизированное в нынешнем году. Такой формой сотрудничества интересовались многие операторы, надеюсь, данный проект послужит для них хорошим примером.

– На какой стадии находятся работы по созданию системы связи на базе спутниковой группировки на высокоэллиптической орбите? В какой мере удалось приблизиться к цели?

– По поручению «Россвязи» ГП КС разработало проект ФЦП, предусматривающий развитие группировки КА как на геостационарной, так и на высокоэллиптической орбитах (ВЭО), который был направлен на рассмотрение в Минкомсвязь. Мы получили первые отзывы, замечания, предложения и провели соответствующие доработки проекта ФЦП. Сейчас проект находится на повторном рассмотрении.

На сегодня существуют две принципиально различные концепции реализации системы спутниковой связи на ВЭО. Одна рассчитана на частичное финансирование из бюджета и решение в основном целевых государственных задач. Вторая – чисто коммерческая, не предполагающая государственного участия. В настоящее время прорабатываются оба варианта, а окончательное решение будет принято в ходе согласования проекта ФЦП всеми заинтересованными сторонами.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку