Морской VSAT вытесняет «Инмарсат» и «Иридиум»

Светлана Кравченко, Отдел спутникового позиционирования и связи ФГБУ ЦСМС

Сегодня рынок VSAT-услуг переживает существенную трансформацию. Ушли в прошлое те времена, когда спутниковый ресурс был дефицитом. Сейчас мы наблюдаем переход на использование отечественных космических аппаратов и клиентских терминалов. Общий уровень цен на оборудование немного поднялся, а цены на услуги остались прежними. Появляются новые, более гибкие тарифные планы, привлекательные как по цене, так и по скорости или объему трафика, что заставляет наших операторов спутниковой связи либо искать новые ниши и решения, либо уходить с рынка, либо консолидироваться с более крупными игроками. Сейчас активно развивается направление мобильных VSAT-технологий, позволяющих оказывать услуги в движении – как на суше, так и на море. В условиях конкуренции многие российские спутниковые операторы стремятся выйти на рынок морского VSAT.

 

Преимущества технологии морского VSAT

Морской VSAT – это технология, которая способна обеспечить судно непрерывной связью по самым современным стандартам. В отличие от стационарных VSAT-терминалов на суше морские VSAT-станции находятся в постоянном движении. Для удержания антенн в заданной позиции применяются специальные стабилизирующие системы, способные контролировать положение антенн, обеспечивая постоянные прием и передачу сигнала. При этом морской VSAT умеет то, чего не достигли крупнейшие операторы связи на море −  «Инмарсат» и «Иридиум». Они работают в L-диапазоне частот и обеспечивают максимальную скорость передачи данных не более 492 кбит/с, в то время как морской VSAT способен обеспечить скорость передачи данных 4−10 Мбит/с. Это связано с тем, что услуги VSAT предоставляются в основном в Ku-диапазоне.

На первый взгляд, сопоставление стоимости оборудования оказывается не в пользу морского VSAT вследствие высокой цены сложных стабилизированных антенн. Однако расчеты показывают, что первоначальные вложения окупаются за счет более дешевого (в разы) трафика. Применение систем морского VSAT в качестве широкополосной спутниковой связи дает ощутимый экономический эффект по сравнению с системами, работающими в системах «Инмарсат» и «Иридиум».

 

Варианты VSAT в различных диапазонах

Существует несколько различных способов предоставления морской широкополосной связи на борту судна. У каждого из вариантов есть свои преимущества по стоимости, зоне охвата, мощности сигнала и простоте установки.

Системы VSAT C-диапазона традиционно являются выбором для судов, которые работают по трансокеанским маршрутам и имеют значительные коммуникационные требования. Лучи C-диапазона обеспечивают глобальный охват и обеспечивают высокие скорости. Хотя С-диапазон требует больших антенных систем и нескольких дней в порту для установки, они стали абсолютной необходимостью для многих крупных судов.

Системы Ku-диапазона становятся все более популярным выбором для широкополосного подключения. Лучи Ku-диапазона охватывают прибрежные судоходные пути, а поставщики морских услуг интегрируют эти лучи в обширные региональные и даже квазиглобальные зоны охвата. Оборудование Ku-диапазона менее дорогостоящее и проще в установке, чем системы C-диапазона.

В настоящее время появляются морские системы, работающие в Ка-диапазоне, например стабилизированная морская VSAT-антенна EPAK DSi9 Ka Evo компании EPAK GmbH. EPAK GmbH − первый в мире производитель, успешно реализовавший систему класса морской VSAT в Ka-диапазоне. Развитие оборудования и услуг в этом диапазоне должно привести к уменьшению затрат на связь в море.

 

Таблица. Сравнение диапазонов

 

Параметр С-диапазон Ku-диапазон Ка-диапазон
Размер антенны, м 1, 8–2,4 0,6–1,8 0,3–1,8
Частота, ГГц 3−6 12−18 15,40−26,50

27,70−30,20

Скорость передачи данных, Мбит/с До 4 До 10 40 на VSAT

5 от VSAT

Зона покрытия Глобальная Прибрежная, региональная, квазиглобальная Глобальная
Применение Для крупных судов, выполняющих трансокеанские маршруты Для большинства малых и крупных судов Для всех видов судов
Особенности Менее слабый сигнал, чем в Ku-диапазоне, но имеет большую зону покрытия Компактность луча, можно соединять друг с другом (beam switching) Бесшовное переключение подвижного терминала при движении из одного спутникового луча в другой

 

Экономический эффект и социальные бонусы применения морского VSAT

Высокая скорость передачи данных делает возможным внедрение новых сервисов на судах, повышение уровня безопасности работы. Грамотное использование возможностей морского VSAT на судах позволяет судовладельцу значительно повысить эффективность работы флота.

Применяя оборудование VSAT для корпоративной передачи информации, телефонии и видеоконференцсвязи по низким тарифам, судовладелец существенно снижает расходы на связь. Интеграция морского VSAT-терминала с бортовыми навигационными, грузовыми и пропульсивными системами позволяет реализовать возможности по удаленному мониторингу, электронному декларированию (электронная цифровая подпись, электронный промысловый журнал), передаче телеметрии и дистанционному управлению этими системами, что повышает эффективность использования указанных систем и в то же время сокращает эксплуатационные и сервисные расходы. Наличие широкополосного доступа на судах обеспечивает возможность использовать флот в целом, как единую информационную среду, в которой офис компании, береговые службы и корабли объединяются в единую корпоративную сеть.

Нельзя не отметить социальную роль морскогоVSAT. Во время длительного пребывания в море для здоровой психологической атмосферы на судне нельзя недооценивать возможности для экипажа поддерживать связь с землей, общаться с друзьями, родными, семьями. Кроме того, компания, реализующая дополнительные средства связи для экипажа (доступ в Интернет, Wi-Fi, VoIP и GSM-телефония, спутниковое ТВ), становится наиболее привлекательной для новых квалифицированных кадров и повышает лояльность уже имеющихся работников.

 

Операторы морского VSAT

Технология морского VSAT востребована в различных сегментах рынка: на судах торгового флота, пассажирских судах, правительственных и военных судах, рыболовных, морских вспомогательных судах, буровых платформах.

Как известно, в РФ оказание услуг на море требует специальных разрешений. Несколько российских компаний, являясь спутниковыми операторами связи, предоставляют услуги для обеспечения качественных легальных сервисов на базе систем морского VSAT. Среди них, например, СТЭК.КОМ (система STEC.COM SeaSpaсe) − оператор, обладающий частным решением ГКРЧ на право оказания услуг спутниковой связи по технологии VSAT на подвижных объектах на всей территории РФ.

Операторы сотрудничают с мировыми производителями морских антенн, предлагают гибкие схемы покупки оборудования, производят пуско-наладку систем, предоставляют широкий спектр услуг спутниковой связи, обеспечивают гарантийное обслуживание и круглосуточную техническую поддержку заказчиков. Основными производителями спутниковых модемов являются следующие компании: «Гилат», «Ай-Директ», «И-стар», «Хьюз», «Линкстар». Производители гиростабилизированных антенных систем – Orbit, Cobham Sea Tel, EPAK, KNS, Furuno, C2SAT; Intellian, C-COMM.

 

Проблемы и пути их решения

Сегодня существуют некоторые трудности при использовании морского VSAT в России, но они постепенно решаются. В частности, проблемы, связанные с согласованием работы мобильных систем в приграничных и прибрежных зонах в целях недопущения их влияния на работу систем связи фиксированной службы. Решаются и вопросы оказания услуг при движении судна в Мировом океане, за пределами РФ.

В перспективе должны быть созданы и получить развитие международные системы подвижной VSAT-службы, использующие национальные, межнациональные и корпоративные спутниковые ресурсы, наземные технические средства. Развитию морского VSAT должно способствовать российское производство компонентов систем: антенн, каналообразующей аппаратуры, СВЧ-оборудования. Это приведет к удешевлению оборудования и исключит таможенные пошлины.

В России установлено пока несколько сотен VSAT-станций для работы на судах, но уже можно говорить о появлении сегмента этого рынка. Мировой морской VSAT также находится в начале пути − он используется на 10 тыс. судов. Для сравнения: система «Инмарсат» установлена на 200 тыс. судов. Но в отличие от «Инмарсат» мировой рынок морского VSAT демонстрирует взрывной рост. Крупнейшие мировые операторы спутниковой связи предоставляют VSAT-услуги спутниковой подвижной службы в С- и Ku-диапазонах частот.

 

Глобальные перспективы и будущее российского сегмента морского VSAT

В ближайшие годы для морских абонентов будут развернуты системы Ка-диапазона. В целом в каждый момент времени на планете в море находится до полумиллиона судов, многие из которых могут быть оснащены спутниковой связью, способной работать в движении.

В Российской Федерации у рынка огромный потенциал как на установку спутниковых антенн и терминалов морского VSAT, так и на оказание услуг передачи данных.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку