«Мы создали инструмент для ежедневного мониторинга состояния дел в городском хозяйстве»

Важнейшим условием создания умного города является комплексная автоматизация работы служб, осуществляющих управление отдельными сферами городского хозяйства. О том, что уже сделано в этом направлении и что еще предстоит сделать, мы поговорили с ведущим аналитиком компании ФОРС Алексеем Шипковым.

На каких уровнях ведется управление умным городом?

– Для эффективной организации управления умным городом необходим дифференцированный подход к решению тех или иных задач на каждом функциональном уровне. Верхний – это уровень мониторинга и аналитики органов исполнительной власти, на котором выполняется общая оценка состояния городского хозяйства. Следующий уровень представляет собой совокупность отраслевых ведомственных информационных систем. Здесь также осуществляются мониторинг и аналитика, но уже в разрезе конкретных областей городского управления. Далее можно выделить такие подуровни, как учет объектов, телеметрический контроль, учет административных нарушений, оперативная аналитика и пр.

Все они должны быть взаимосвязаны, иначе комплексная автоматизация будет невозможной. Поэтому особенно важны сквозная коммуникация и взаимодействие всех информационных систем, обеспечение функций обмена, хранения и многократного использования информации. Для решения интеграционных задач создаются системы управления реестрами, единые ресурсы сбора, хранения и распространения информации. Так, сформированный классификатор адресов БТИ используется во многих отраслевых информационных системах, связанных с учетом объектов городского хозяйства. Его можно получить в системе управления реестрами, с которой взаимодействуют как системы – поставщики информации, так и системы-потребители, использующие эти данные для решения собственных задач городского управления.

А какая роль в этой системе управления отводится жителям?

– Хотелось бы считать, что главная. Ведь в итоге именно для них, для жителей мегаполиса, и создается умный город, в котором было бы комфортно жить, работать и отдыхать. Налаживание эффективной обратной связи людей с органами исполнительной власти – важнейшая задача, для реализации которой создаются специальные интернет-порталы и мобильные приложения. Используя возможности этих ресурсов, жители сообщают о замеченных ими проблемах в городе, высказывают свое мнение относительно различных вопросов, а представители органов власти обязаны реагировать, принимать меры для устранения и предотвращения нежелательных ситуаций или нарушений. Благодаря этому жители принимают самое непосредственное участие в управлении городом.

Главным инструментом, позволяющим точно и оперативно следить за событиями в городе и состоянием городских объектов, является информационный портал «Система мониторинга работы заказчиков и подрядчиков в комплексе городского хозяйства». На этом портале, разработанном ФОРС, представлены аналитические данные в виде интерактивных отчетов, диаграмм, а также карты города в статике и динамике, с помощью которых можно получить самую разнообразную информацию. К примеру, о состоянии выполнения работ, связанных с вывозом и утилизацией снега, сбором и вывозом бытовых отходов, уборкой улиц и дворов. Кроме того, там публикуются показатели результатов работы подрядчиков, на основе которых создаются рейтинги органов исполнительной власти и обслуживающих организаций.

Кто является пользователем портала?

– Его пользователями являются первые лица города: мэр Москвы С.С. Собянин, заместители мэра по вопросам городского хозяйства, префекты административных округов. В ближайшее время планируется развитие портала в целях обеспечения более полной информацией руководителей службы заказчика по содержанию и благоустройству городских объектов. Это позволит расширить единое информационное поле, в котором все уровни управления умным городом интегрированы между собой.

Какие еще важные для города проекты осуществил ФОРС?

– Их больше десятка. Но, пожалуй, наиболее интересными и значимыми являются следующие. Мы разработали автоматизированную систему управления объединенной диспетчерской службой Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, которая позволяет вести учет объектов комплекса городского хозяйства, планировать выполнение работ по их обслуживанию и благоустройству, осуществлять контроль полного цикла обработки отходов жилого сектора и телеметрический контроль коммунальной техники с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, она включает аналитический блок, обеспечивающий сбор и анализ данных из различных источников с представлением результатов в виде многомерных интерактивных отчетов.

Вторая развернутая нами крупная система разработана для поддержания порядка в городе – в домах, во дворах и на улицах, она автоматизирует деятельность административно-технических инспекций города Москвы. Система представляет собой современный инструмент для контроля и фиксации административных нарушений, контроля выполнения работ по их устранению и планированию соответствующих проверок. Одна из подсистем, называемая «Учет нарушений», позволяет контролировать соблюдение правил автомобильной парковки во дворах, качество содержания дорог, уборки и содержания территорий, состояние технических средств для проведения благоустройства и самоходной техники, а также внешний вид фасадов зданий и сооружений. Контроль над содержанием городских объектов и фиксация нарушений помимо выхода инспектора на объект осуществляются посредством городской системы видеонаблюдения, фотокамер и ГЛОНАСС. Сотрудники соответствующих служб имеют возможность фиксировать нарушения с помощью фото- и видеонаблюдения, результаты которого прикладываются к выписанному ордеру как объективное доказательство.

Важно, что это решение может использоваться для реализации любых других сходных задач, связанных с инспекционной и административной деятельностью во всех сферах городского управления.

Разработанные нами системы интегрированы между собой и с другими информационными системами города Москвы. Взаимодействие осуществляется посредством веб-сервисов.

Приведите, пожалуйста, примеры, иллюстрирующие возможности внедренных вами систем.

– Если раньше при фиксации административных правонарушений инспектор лично выходил на место правонарушения, чтобы сделать снимки на фотоаппарат, то теперь это делается видеокамерой автоматически. Полученное таким образом изображение обрабатывается системой, на основании чего формируется акт об административном правонарушении и открывается дело.

Другой пример касается портала, обеспечивающего мониторинг работы заказчиков и подрядчиков в комплексе городского хозяйства. Раньше информацией обменивались устно во время совещаний. Теперь же все участники рабочих совещаний получают информацию из единого объективного источника – системы мониторинга. Интерактивные отчеты позволяют просматривать показатели верхнего уровня и «опускаться» на самые нижние уровни, осуществляя детализированный анализ в разрезе каждого городского объекта. Ранее получить столь полную картину состояния дел в городе было просто невозможно.

Каковы на сегодняшний день главные задачи по созданию умного города? Что может помочь в их решении?

– На наш взгляд, первоочередной задачей является решение организационных вопросов на всех уровнях муниципального управления. Следует комплексно проработать концепцию умного города и перечень мер для ее реализации, зафиксировать этапы для решения тех или иных задач, согласовать их со всеми ведомствами и определить границы ответственности. Серьезных технологических и инфраструктурных проблем мы здесь не видим. Уровень отечественных интеграторов достаточно высок, чтобы решать практически любые задачи.

Что еще планируется сделать в ближайшем будущем: как будут развиваться существующие системы, какие новые будут созданы?

– Уже используемые системы будут более тесно интегрироваться друг с другом. Думаем, что все большая роль будет отводиться сквозным бизнес-процессам, предусматривающим одновременную работу двух и более систем при решении различных задач, что несомненно повысит эффективность управления и ускорит процесс принятия решений.

Планируется разработка Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), работа которого будет вестись на основе фото- и видеонаблюдения, телеметрического контроля техники, что позволит по аналогии с нарушениями в области дорожного движения фиксировать нарушения в сфере коммунального хозяйства. Зафиксированные нарушения будут передаваться соответствующим ведомствам для принятия мер – ведения дела об административном правонарушении, его устранения и применения штрафных санкций к подрядчику.

Системы будут развиваться в направлении повышения оперативности взаимодействия при управлении процессами содержания объектов комплекса городского хозяйства. Должны быть сокращены сроки доведения задачи до исполнителя и получения информации о результатах ее выполнения. Состав объектов городского хозяйства, управление которыми осуществляется с применением информационных технологий, будет и далее расширяться, охватывая такие области, как учет, хранение, сбор и анализ информации, диспетчерское управление и многое другое. Думаем, что начнут использоваться возможности облачных технологий и больших данных.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку