Умные города России: от идеи к воплощению

В круглом столе принимают участие:

Игорь ВОЙТЕНКО, директор подразделения «Системы управления и сервис для зданий» в России и СНГ, Honeywell

Владимир ДРОЖЖИНОВ,

Александр Евлампиев, главный конструктор Дирекции комплексной безопасности группы «Астерос»

Оливье КЕССОН, директор по развитию бизнеса, Orange Business Services в России и СНГ

Олег МАЙДАНСКИЙ, руководитель направления «Разумный город», КРОК

Андрей МАРКИН, директор по дистрибуции, POWERCOM

Алексей РОЩИН, руководитель Управления программных решений, компания «Инфосистемы Джет»

Алексей ШИПКОВ, ведущий аналитик, ФОРС

В минувшем году в Москве и других российских городах на остановках заработали электронные табло, информирующие пассажиров о времени прибытия общественного транспорта, – наглядный пример внедрения технологий умного города в транспортной сфере. Какие еще проекты в сфере построения умных городов, реализованные или стартовавшие в России, видны невооруженным глазом и, с вашей точки зрения, интересны и перспективны?

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Вопрос содержит ряд неопределенных понятий. Что такое «умный город» и в чем состоит его построение, что такое «технологии умного города в транспортной сфере»? Есть сотни определений понятия «умный город» и различные подходы к формированию таких определений. Специалисты выделяют такие компоненты системного проекта умного города, как рамки умного города, архитектура умного города, зрелость умного города и план мероприятий (дорожная карта) формирования умного города. Именно формирования, потому что умный город действительно можно построить в чистом поле – это и происходит в Юго-Восточной Азии, где сельское население массово перемещается в города, в которых сейчас не хватает домов для проживания. С другой стороны, можно трансформировать существующий город в умный город, как, например, в рамках Государственной программы города Москва «Информационный город (2012–2016 гг.)», причем эта трансформация сопровождается расширением территории (Новая Москва).

В России каждый владелец и поставщик той или иной технологии для городских нужд из маркетинговых соображений называет ее технологией умного города и как таковую продвигает на рынок. Но, во-первых, любая технология имеет в городском хозяйстве свою сферу применения (за исключением ИКТ-технологий, которые используются во всех сферах), во-вторых, вопрос, насколько технология умна. Например, IBM называет свои умные технологии (smart technologies) осторожнее – «более умные» (smarter technologies).

Возьмем весьма популярные сейчас умные технологии обеспечения безопасности города. Все сводится в основном к установке телекамер в подъездах, на улицах и автомагистралях и записи изображений. Самое когнитивное и интеллектуальное, чего удалось добиться, это автоматическое определение видимых невооруженным глазом передних номерных знаков автомобилей, нарушивших правила движения, поиск владельцев в базе регистрации автомобилей и рассылка им квитанций на оплату штрафов. Но автоматически распознавать в толпе лица разыскиваемых преступников пока ни одна технология обеспечения безопасности не может!

Оливье КЕССОН

Мы живем в эпоху Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything – IoE), мир меняется настолько активно, что можно с уверенностью говорить: мы стоим на пороге технологической революции. Только в 2013 г. было подключено 3 млрд новых устройств. Аналитики утверждают, что показатель в 50 млрд устройств будет достигнут уже в 2017 г. Поэтому умный город, умный транспорт, умные ЖКХ стремительно превращаются в реалии сегодняшнего дня. Из наиболее ярких примеров в России – проекты внедрения камер видеонаблюдения, Wi-Fi в общественных местах, новые приложения для оплаты парковок. В Казани наш давний партнер – компания Cisco открыла инновационный центр, на базе которого будут вестись разработки в области проектирования систем связи, навигационных систем и перспективной антенной техники. Россия идет по пути создания умных городов, а в мире есть немало примеров реализованных проектов. Один из них – Барселона. Там уже созданы умные парковки, транспортные системы, интеллектуальные системы вывоза мусора, освещения, умные городские услуги и ряд других решений. Это позволило Барселоне дополнительно заработать более 3 млрд долл. за два года.

У России есть серьезные перспективы в данном направлении. В частности, создание умных парковок или установка в автобусах экранов, на которые выводится контент в зависимости от местоположения автобуса. Это будущее, но будущее близкое и реальное.

Олег МАЙДАНСКИЙ

Если говорить про Москву, то я бы отметил развитие уже ведущихся проектов. Например, на северо-западе города на нескольких перекрестках и выездах были изменены режимы управления светофорными объектами за счет использования результатов статистических наблюдений и моделирования дорожной обстановки в ИТС (интеллектуальной транспортной системе) Москвы. Кое-где светофорные объекты были вообще демонтированы или выключены, что позволило оптимизировать дорожное движение на данном и прилегающих участках. И это видно даже невооруженным глазом, т. е. наконец проявился эффект от внедрения и эксплуатации ИТС.

С точки зрения безопасности увеличивается количество камер городского видеонаблюдения, информация с которых передается в Единый центр хранения данных (ЕЦХД). А силовые ведомства все чаще обращаются к видеозаписям, хранящимся в ЕЦХД, в ходе следственных мероприятий.

Заметно улучшилось управление пригородными пассажирскими перевозками. Например, на станциях Казанского направления Московской железной дороги развернута система видеоаналитики, ведется мониторинг очередей перед билетными кассами, дисплеи отображают актуальное расписание движения поездов и корректировки в нем, работают билетопечатающие автоматы и пр.

И конечно, уже сложно представить столицу без сервисов http://pgu.mos.ru и http://www.gosuslugi.ru. Качество предоставления электронных услуг на этих сервисах в минувшем году значительно повысилось. По крайней мере, я как регулярный пользователь это замечаю.

Алексей РОЩИН

Я бы отметил сам факт раскрытия координат местонахождения общественного транспорта: маршруты его передвижения (в Москве и ближайшем Подмосковье) теперь можно отслеживать в приложении «Яндекс. Транспорт».

С конца 2014 г. беспроводная сеть Wi-Fi стала доступна в поездах всех линий Московского метрополитена: оснащены все 12 линий протяженностью более 325 км, количество вагонов, имеющих точки доступа, превышает 5 тыс. Проект по оснащению подвижного состава метрополитена сетью Wi-Fi начал реализовываться с 1 сентября 2013 г. Первыми линиями, оборудованными бесплатным доступом в Интернет, стали Каховская и Кольцевая. Надо отметить, что создание такого подземного сервиса – в духе умного города, который обеспечивает удобный удаленный доступ ко всем интерактивным сервисам и услугам.

В 2014 г. была введена в эксплуатацию новая версия электронного дневника школьника. Это решение позволяет не только повысить качество взаимодействия между образовательным учреждением, учеником и родителями, но и улучшить коммуникации внутри класса (за счет новой информационной площадки) и с преподавателем (благодаря оперативному обмену интерактивной информацией, размещенной в Интернете).

Появилась возможность подключения к камерам наружного наблюдения, что делает деятельность московского правительства более прозрачной.

Алексей ШИПКОВ

Не все по-настоящему значимые для города проекты столь наглядны и заметны, как вышеприведенный пример, который является результатом огромной работы. Главная идея концепции умного города – создание саморегулируемой инфраструктуры, способной обеспечивать бесперебойное функционирование всех элементов городского хозяйства – от дорог до уполномоченных органов исполнительной власти. Для этого необходимо интегрировать между собой огромное количество разнородных систем, выработать регламенты их взаимодействия, создать реестры объектов, справочники, разработать порталы для мониторинга действий заказчиков и подрядчиков и выполнить много другой незаметной для горожан работы. И в результате мы получаем слаженную работу коммунальных служб по уборке улиц, своевременный вывоз снега и мусора, благоустроенные дворы, опрятные витрины и фасады зданий, значительно лучшее состояние дорог.

Можно привести и пример заметного проекта – это автоматизированный инспекционный контроль на улицах с применением систем городского фото- и видеонаблюдения. Инспектор на своем рабочем месте осуществляет мониторинг состояния объектов с помощью фото- и видеонаблюдения и, обнаружив нарушение (например, снег на тротуарах дворовой территории), тут же его фиксирует и использует в качестве материала для возбуждения дела об административном правонарушении на организацию, ответственную за содержание данного объекта. Сформированное дело отрабатывается, выписывается штраф, обязательства по его оплате передаются по связанным информационным системам (банки, казначейство, финансово-экономические управления), контролируется его оплата. Данная функциональность востребована настолько, что в ближайшее время она может быть выделена в отдельную систему – Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области городского хозяйства (ЦАФАП). Эта система будет обрабатывать еще больший объем нарушений и еще теснее взаимодействовать с другими городскими системами.

Любые проекты класса «умный город» предполагают тесное взаимодействие и взаимопонимание городских властей и компаний – поставщиков ИТ-решений. С какими проблемами сталкиваются ИТ-компании при продвижении идеологии и технологий умного города на российском рынке? Насколько заметны ментальные проблемы, недопонимание со стороны представителей городских хозяйств?

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Городские власти и поставщики ИТ-решений – лишь малая часть государственных, коммерческих и общественных организаций, заинтересованных во внедрении технологий умного города, не говоря уже о жителях города и их объединениях. Во многих российских городах время от времени, а в Москве и Санкт-Петербурге почти каждый день мы слышим о противостояниях строителей и граждан, защищающих архитектурное наследие и еще сохранившиеся островки живой природы от разрушения ради строительства умных торговых центров и умных высокоскоростных магистралей.

Технологии умного города не сводятся к ИТ-технологиям, есть еще умные городские технологии, которые становятся возможными за счет использования ИТ-технологий и решений: сбор, вывоз и утилизации мусора, «зеленые» технологии энергоснабжения от альтернативных источников электроэнергии, мобильные (на прогулке) и стационарные (на дому) технологии мониторинга здоровья с автоматическим вызовом скорой помощи в случаях кризисных ситуаций, умные офисные и производственные здания и др.

Процедуры согласования противоречивых требований различных участников формирования умного города теоретически рассматриваются в рамках такой науки, как конфликтология. Практически же в мегаполисах мудрость городского руководства состоит в том, чтобы не доводить противоречия до антагонизма («стенка на стенку»). Для этого, как правило, создаются специальные городские сайты, предоставляющие жителям возможность среди прочего выразить свое мнение о тех или иных проектах внедрения технологий умного города или формирования умного города.

Александр ЕВЛАМПИЕВ

Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, предлагающие инновационные технологии, – это отсутствие общей идеи, а иногда и нежелание что-то менять. Для повышения эффективности нужна команда идеологов на уровне администрации городов. Проблема межведомственного взаимодействия по-прежнему актуальна: чтобы получить максимальный эффект от умного города, все службы города должны работать оперативно, как единое целое.

Что касается технологической стороны вопроса, то государство стало уделять большое внимание интеллектуализации крупных российских городов и мы наблюдаем некоторые инвестиции в данной сфере. Однако цифровое неравенство и недостаточность телекоммуникационной инфраструктуры пока не дают возможности в полной мере ощутить преимущества технологической платформы умных городов.

Оливье КЕССОН

Как правило, разные департаменты города имеют свои собственные системы, поэтому встает вопрос интеграции новых систем и масштабирования. Например, система видеонаблюдения не может передавать данные в интеллектуальную транспортную систему и т. д. Это характерно как для России, так и для всего мира. Подобные проекты должны проходить под руководством руководителей города, мэра. Отсутствие единого центра управления – одно из препятствий.

Другая немаловажная проблема – безопасность. Если не решать эту проблему, вся критическая инфраструктура оказывается более подверженной рискам: хакерам становится доступно освещение в городе, управление автомобилями и т. д. Поэтому мы рекомендуем комплексный подход к построению систем защиты.

Олег МАЙДАНСКИЙ

Если не брать в расчет проблему финансирования, то следующая по остроте проблема – координация и взаимодействие различных городских служб и ведомств при проектировании, реализации и дальнейшей эксплуатации систем умного города. Чтобы создать эффективную и действительно полезную информационную или инженерную городскую систему, как правило, необходимо вовлечение целого круга городских служб и ведомств уже на первом этапе – построения концептуальной модели. Зачастую бывает нелегко всех собрать, добиться внимания и замотивировать на дальнейшую совместную работу. Но с каждым годом растет понимание того, что городские системы должны жить и развиваться в едином информационном пространстве, что необходима обратная связь, что это выгодно всем ответственным и эксплуатирующим службам и действительно позволяет повысить благоустройство города, оптимизировать качество и оперативность управления городским хозяйством.

Алексей РОЩИН

Анализируя выступления участников III Федерального форума «Умный город будущего – 2014», я вижу три больших направления, в которых развивается современный город: предоставление государственных услуг в электронном виде; обеспечение физической безопасности; повышение удобства использования городских сервисов.

В последнее время все активнее осуществляется перевод госуслуг из бумажно-очного формата в электронно-заочный. Причем непосредственно автоматизация процессов местами опережает реинжиниринг управленческой деятельности ведомств. Весьма распространенная ситуация: гражданин запрашивает информацию в той или иной госструктуре и получает «молчание». Причины кроются либо в том, что ведомство не способно принять такое количество информации, либо в неотлаженной работе производственных процессов. Случается, что ведомство публикует сервис, но ответственного за предоставление информации довольно долго нет. Такая реализация носит декларативный характер и задает негативный сценарий развития сервиса, вплоть до вывода его из эксплуатации. Одним из решений задачи упорядочивания процесса публикации сервисов стал ФРГУ – Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг.

В части оказания госуслуг до сих пор существует проблема межведомственного взаимодействия: процесс согласования и передачи информации от одного ведомства к другому занимает очень много времени. Ведомства и городские ОИВ испытывают «собственнические чувства» по отношению к информации в своих банках данных, действуя по принципу «мое, никому не отдам», что мешает автоматизации.

Проект открытых данных с языком описания неструктурированных данных RDF является, с одной стороны, по-настоящему прорывным. Но, с другой – давайте посмотрим на предоставляемый контент. Его крайне мало, и подчас, когда формально заявляется «предоставлено», по факту не решены вопросы, как предоставить информацию в удобном для пользователя виде, как ее обновлять и т. д.

Концепт безопасности в основном реализуется в проекте «Безопасный город». Соответствующее распоряжение Правительства РФ появилось в декабре 2014 г. Полномочия по реализации этой концепции переданы МЧС, таким образом, акцент будет делаться не на криминальной ситуации, а на комплексном взаимодействии городских служб, контроле и оперативном реагировании на нештатные ситуации. При этом планируется активно использовать инструменты видеоаналитики, позволяющие прогнозировать и превентивно воздействовать на ситуацию.

Ключевая проблема ФОИВ/РОИВ в части предоставления государственных услуг –унаследованный ведомственный ранжир, который используется уже многие десятилетия. Все электронные услуги сейчас распределены по ведомствам: регистрация в квартире – ФМС; справка об отсутствии задолженности – ФССП, ФНС; информация о дорожных штрафах – ГИБДД; информация о коммунальной задолженности – МФЦ.
Такой ведомственный подход не решает вопроса сценарного поведения горожан. Пример сценария – получение гражданином информации обо всех задолженностях и штрафах, заведенных делах и т. д. Сейчас он не может сделать это «в одном окне». Будущее, конечно, за комплексным сценарным подходом.

Алексей ШИПКОВ

Недопонимание, конечно, бывает. Порой трудно убедить заказчика в том, что прежде чем переносить бизнес-процессы в информационную систему, необходимо их серьезно доработать, может быть, перестроить, чтобы оптимизировать деятельность в целом. Проще скопировать текущий бизнес-процесс в систему, чем что-то менять в организационной структуре, но это снижает эффективность автоматизации и сказывается на результате проекта. Мы отдаем себе отчет, что существуют определенные административные препятствия, их трудно преодолевать, но это особенность работы с госсектором. Главное, что прогресс налицо, системы создаются, развиваются, взаимодействуют, и это происходит очень динамично.

Насколько остро стоит проблема ИТ-кадров в городских хозяйствах? Помогает ли здесь ИТ-аутсорсинг?

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Наверное, Москва уникальна, поскольку проблем с ИТ-кадрами для городского хозяйства в ней нет. Во-первых, существует Московский городской университет управления Правительства Москвы, готовящий для города специалистов с высшим образованием. И конечно, Москва притягивает ИТ-специалистов со всей России, включая Московскую и смежные области.

Александр ЕВЛАМПИЕВ

Дефицит ИТ-кадров – это проблема отрасли в целом, которая, конечно же, отражается и на штате в госструктурах. Низкий уровень зарплат ИТ-специалистов по сравнению с корпоративным сектором также не способствует привлечению высококвалифицированных кадров.

Олег МАЙДАНСКИЙ

Ситуация от города к городу различается довольно сильно. Но в основном на уровне городских администраций созданы департаменты (или отделы) информационных технологий, которые либо имеют в собственном штате соответствующих квалифицированных специалистов, либо пользуются услугами подрядчиков, привлекаемых на конкурсной основе.

Алексей РОЩИН

В каждом субъекте РФ задача автоматизации ОИВ решается по-разному. В некоторых городах работают большие ИТ-департаменты, которые самостоятельно автоматизируют деятельность подразделения исполнительной власти. Но таких единицы. В большинстве случаев (и Москва не исключение) не хватает квалифицированных ИТ-специалистов, способных решать сложные интеграционные задачи. Конечно, ИТ-аутсорсинг выручает, снимая непрофильную для городского хозяйства задачу. В Москве все значимые информационные ресурсы сопровождаются и развиваются коммерческими компаниями, таким образом, Москва выбрала 100%-ный ИТ-аутсорсинг.

Какие информационные технологии/решения будут наиболее востребованы в сфере создания умного города в ближайшие год-два? В каких сферах – управление, транспорт, ЖКХ, энергосбережение?

Игорь ВОЙТЕНКО

Умный город – это высокоэффективное использование энергии и водоснабжения, грамотный подход к строительству, транспортной инфраструктуре и сфере здравоохранения. Технологии необходимы в каждой из перечисленных сфер.

В плане экологии наиболее востребованы интеллектуальные здания, поскольку на управление зданиями приходится 40% всего энерго- и 70% электропотребления.

Динамическое управление объектом с использованием современных информационных технологий позволяет свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду, снизить нагрузку на электрическую сеть, при этом сократив эксплуатационные расходы.

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Во всех умных технологиях любой из сфер городского хозяйства будут востребованы ИКТ-технологии и решения. Но вот внедрить их вряд ли удастся, потому что все они заграничные и подорожали.

Александр Евлампиев

Сейчас идет активная подготовка к ЧМ-2018, в рамках которой принимающие города готовятся к этому масштабному событию, в том числе в части создания современной ИТ- и инженерной инфраструктур, отвечающих как потребностям граждан и государства, так и международным стандартам. Большое внимание уделяется вопросам безопасности, начиная от «универсальных» систем видеонаблюдения, которые применимы во всех социальных сферах (транспорт, образование, ЖКХ и пр.), заканчивая мощными комплексными системами защиты. Все зависит от нужд города и назначения оснащаемого объекта.

Если говорить о безопасности, то уже сегодня мы видим растущий интерес к новым для нашего рынка технологиям видеоаналитики. Например, система моделирования динамики поведения толпы позволяет изучать и прогнозировать действия больших групп людей в ежедневных и чрезвычайных ситуациях и, следовательно, анализировать потенциальные риски и предотвратить негативные последствия. Еще одно интересное решение – интеллектуальная система поиска, которая за очень короткое время находит в толпе нужного человека, например преступника или же потерявшегося ребенка. Это крайне эффективные инструменты для обеспечения безопасности стратегических объектов и мест массового скопления людей, когда каждая секунда на счету.

Оливье КЕССОН

В ближайшей перспективе будут востребованы технологии, обеспечивающие возможность автоматического контроля над движением автомобилей и анализа пробок, а также решения, связанные с повышением энергоэффективности.

Олег МАЙДАНСКИЙ

Состав технологий и решений умного города уже сложился, и в ближайшее время мы увидим бурное развитие интеллектуальных транспортных систем, систем обеспечения безопасности, энергообеспечения, мониторинга экологической обстановки. Но самое главное, возрастет степень интеграции систем друг с другом, чтобы обеспечить действительно интеллектуальный городской «организм».

Андрей МАРКИН

Любое использование технологий должно опираться в первую очередь на качественное электроснабжение. Ведь не секрет, что скачки, провалы напряжения, отключения приводят к сбоям в работе высокотехнологичных устройств, снижают срок их службы или полностью выводят из строя, исключая возможность дальнейшей эксплуатации. Если в Москве подобные ситуации встречаются не часто, то в других городах России потребители нередко становятся жертвами проблем с качеством электроснабжения.

Как избежать потерь от таких событий? Ответ прост: надо использовать специальные защитные устройства – источники бесперебойного питания. Например, POWERCOM предлагает несколько типов ИБП для различных областей применения. Для защиты небольших персональных устройств, компьютеров, небольших систем хранения данных, сетевых устройств используются недорогие устройства класса Off-Line, Line-Interactive, невысокой мощности – обычно до 1000 ВА. Более ответственные и требовательные к качеству электропитания устройства обычно защищаются более сложными ИБП класса On-Line. Эти устройства работают по принципу двойного преобразования, обеспечивают защиту от любых неполадок в сети и возможность удаленного мониторинга и управления, что важно для обеспечения непрерывной работы компонентов системы умного города.

Алексей РОЩИН

Наиболее востребованными, на мой взгляд, являются системы видеонаблюдения со встроенными функциями видеоаналитики, которые будут активно применяться в ЖКХ и транспортном секторе.

С экспоненциальным ростом информатизации пропорционально выросла и потребность в энергетических ресурсах, поэтому, несомненно, будут востребованы технологии управления энергоэффективностью. В частности, решения для сбалансированного управления энергопотреблением в жилых домах и производственном секторе.

Алексей ШИПКОВ

Основные задачи будут лежать в концептуальном поле: как структурировать различные функциональные блоки и обеспечить их взаимодействие, как сформировать единую метасистему управления умным городом. Соответственно повсеместно будут востребованы интеграционные технологии и аналитический инструментарий. В сфере управления транспортом и коммунальным хозяйством большую пользу может принести использование больших данных, Интернета вещей. Мобильные приложения уже сейчас используются очень широко, и их количество будет расти. Наблюдается тенденция к сращиванию технологий и появлению на их стыке новых решений и услуг.

Насколько остро стоит задача импортозамещения технологий при создании умного российского города? Каковы здесь основные проблемы и задачи?

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Все известные ИКТ- и умные городские коммунальные технологии, используемые в России, имеют заграничное происхождение. В связи с падением курса рубля они подорожают минимум в два, а то и три раза. В этих условиях нужно опять решать классическую задачу: что выгоднее – купить технологию или сделать ее самому?

Александр ЕВЛАМПИЕВ

Думаю, в первую очередь стоит задача в том, чтобы создать все условия для развития технологий в нашей стране. Государство должно разработать и начать реализацию прозрачной программы поддержки отечественных производителей, в свою очередь, самим разработчикам придется также приложить массу усилий и стать конкурентоспособными на нашем рынке.

Оливье КЕССОН

Мы практикуем мультивендорный подход. Тесные партнерские связи с ведущими вендорами позволяют нам решать задачи любого уровня, и мы всегда учитываем рекомендации наших заказчиков в данном вопросе.

Олег МАЙДАНСКИЙ

На данный момент существует достаточно много российских решений и разработок, на которых можно построить практически все компоненты систем умного города. И эти решения с каждым годом совершенствуются. Но не исключены ситуации, когда в силу специфики решаемых задач реализация возможна только на зарубежных продуктах и платформах. Хотя со временем подобные ситуации должны встречаться все реже, так как компетенции российских разработчиков расширяются с каждым годом.

Алексей РОЩИН

Использование иностранных технологий, в том числе ведущих американских и европейских производителей ПО, имеет преимущество только в краткосрочной перспективе – город быстро получает готовую систему, рассчитанную на высокие нагрузки, с огромной функциональностью и возможностями для интеграции.

В долгосрочной перспективе наиболее выгодно для города использование российских продуктов, уже зарекомендовавших себя в аналогичных проектах. Стоит отметить, что отечественные решения адаптируются гораздо быстрее и проще, чем заокеанские аналоги, при этом стоимость владения на пять лет будет в несколько раз ниже. Но, как обычно, есть и «ложка дегтя»: потребуется не менее двух лет, чтобы появились конкурентоспособные российские продукты. Учитывая, что города занимаются автоматизацией самостоятельно, им придется потратить в десять раз больше госбюджета на решение одной и той же задачи.

Нужна систематизация процессов создания умного города. Для этого достаточно выбрать три-пять типов городов, разработать для каждого типовую архитектуру и унифицированное ПО (в том числе с предоставлением облачного сервиса). Решение данной задачи может быть инициировано только на государственном уровне в виде федеральной целевой программы.

Три основных признака умного города: ваше видение…

Игорь ВОЙТЕНКО

Город – это живой, развивающийся организм, который должен защищать своих жителей и инфраструктуру, обеспечивать высокое качество жизни без негативного воздействия на окружающую среду. Три главных признака умного города: безопасность, эффективность применяемых технологий и способность реагировать на потребности жителей. Кроме того, очень важно, чтобы город мог быстро восстанавливаться в критических ситуациях, не прекращая оказывать основные услуги жителям.

Владимир ДРОЖЖИНОВ

Город может считаться умным, когда:

  • инвестиции в человеческий и социальный капитал, транспортную, энергетическую и ИКТ-инфраструктуры обеспечивают устойчивое экономическое развитие и высокий уровень жизни жителей;
  • городское руководство осуществляет мудрое управление окружающей средой, природными ресурсами и историческим наследием;
  • граждане вовлечены в управление городом на основе прямой демократии на платформе электронного голосования.

Александр Евлампиев

Умный город должен охватывать интересы всех своих пользователей – жителей, органы власти и бизнес, соответственно должны учитываться все потребности целевых аудиторий. Для представителей власти в первую очередь важно построение современной системы управления городским хозяйством и экономикой и, как следствие, устойчивое развитие города, формирование позитивного имиджа для привлечения инвестиций, рост туризма, решение миграционных проблем и пр. Для жителей главное – защищенность от внутренних и внешних угроз, сохранение стабильности, повышение уровня жизни, медицинского обслуживания, образования, осведомлённости во всех сферах, доступности госуслуг. Бизнес заинтересован в новых векторах развития на основе современной системы управления городским хозяйством и экономикой.

Оливье КЕССОН

Я бы выделил три признака умного города – энергоэффективность, безопасность, высокий уровень сервиса для населения. В конечном счете все преобразования нацелены на повышение уровня комфортности для населения: более быстрое получение информации, удобные парковки, комфортное передвижение на транспорте и т. д. При этом немаловажно выстроить комплексную систему безопасности, повысить энергоэффективность существующей экосистемы города.

Олег МАЙДАНСКИЙ

  • Удобство инфраструктуры и сервисов для жителей города, в том числе благодаря соответствующим инженерным и информационным системам.
  • Высокая степень интеграции городских систем, а также их адаптивность к изменяющимся условиям, в частности на основе постоянной обратной связи от жителей города.
  • Эффективность управления и эксплуатации городского хозяйства, которую можно измерить.

Алексей РОЩИН

Умный город – значит:

1) интерактивный – интерактивные сервисы (в том числе госуслуги), позволяющие, не выходя из дома, «разговаривать» с городом и получать оперативную и актуальную информацию о жизнедеятельности «городского организма»;

2) безопасный – безопасность любого гражданина;

3) удобный – удобство взаимодействия с любыми сервисами: от повседневной поездки на метро до покупки квартиры.

Алексей ШИПКОВ

Первое – это мощный аналитический блок для поддержки принятия управленческих решений на основе актуальной, достоверной и правильно интерпретированной информации. Он может базироваться как на традиционной BI-системе, так и на решении, разработанном с использованием больших данных. Наличие глубокой аналитической экспертизы повысит эффективность и своевременность тех или иных управленческих действий, позволит лучше контролировать все сферы жизни города.

Второй необходимый признак – способность к самоуправлению и самоорганизации на всех уровнях, т. е. развитость горизонтальных связей, их множественность. Умный город пронизывают тысячи нитей: общие информационные ресурсы, источники данных, многократное использование одной и той же информации для разных целей.

Третье – тесное взаимодействие с горожанами, получение от них обратной связи по вопросам городского хозяйства и управления, учет их мнения. Ведь умный город создается для людей, ради их комфорта и безопасности.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку