На пути к цифровому банку

XVII Международный форум iFin-2017 «Электронные финансовые услуги и технологии», организованный компанией «АйФин Медиа», состоялся в Москве в первой декаде февраля. Мероприятие проводилось при поддержке Ассоциации российских банков (АРБ) и НАУФОР. Одно из отличий форума в этом году – рекордная посещаемость. И это несмотря на то, что количество банковских учреждений стремительно уменьшалось в последние годы в результате политики ЦБ по оздоровлению финансового рынка. По данным организаторов iFin-2017, его участниками стали 863 человека. Более 85% посетителей – руководители и специалисты технологических, продуктовых и бизнес-подразделений банков и финансовых компаний из России и стран ближнего зарубежья.

Программа iFin-2017 включала в себя шесть тематических секций, на заседаниях которых было представлено в общей сложности 56 докладов. Предметное обсуждение и презентации технологичных решений для банков и финансовых компаний состоялись в формате круглых столов. По тематике этих заседаний можно судить об основных задачах, которые в центре внимания профессионального сообщества: «Перекрестное опыление, или Как использовать опыт дистанционного обслуживания физических лиц для работы с бизнесом и наоборот», «Банки переходят в наступление, или Как грамотно использовать новые возможности в небанковских сферах». Участники второго заседания обсуждали, в частности, одну из новинок форума: возможности, которые открываются перед банками в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона № 54-ФЗ и переходом на онлайн-кассы.

Интонация обсуждения актуальных задач в банковском и ИТ-сообществе была задана на пленарной сессии форума. Выступавшие говорили о преобладающих рыночных тенденциях. Отмечалось, что прибыль банковского сектора восстановилась, однако не превышает уровня трехлетней давности. Тем не менее сегодня эксперты в меньшей степени задаются вопросом, завершился кризис или нет, как это было год назад, а предпочитают обсуждать текущую ситуацию на финансовом рынке с точки зрения адаптации к новым экономическим условиям. Для ИТ-компаний, разрабатывающих решения для финансового рынка, важен тот факт, что впервые с начала реализации политики ЦБ по оздоровлению финансового рынка общее количество отозванных лицензий снизилось. С этим связана надежда на то, что перестанет уменьшаться число рыночных игроков – потенциальных потребителей ИТ-решений и услуг.

При этом стоит отметить, что глава Банка России Эльвира Набиуллина в недавнем интервью заявила о том, что процесс оздоровления банковского сектора продолжается. По ее оценке, больше половины пути пройдено. Закончить этот процесс года за три, как планировали, не вышло в силу объективных обстоятельств, вызванных спадом экономики и ухудшением активов банков. Период оздоровления банковского сектора еще займет какое-то время. Для банковской деятельности с широким набором операций по-прежнему характерны высокие издержки, обусловленные, в частности, вложениями в информационные системы и системы безопасности.

Общая ситуация на рынке такова, что появление новых возможностей в сфере банковского обслуживания, прежде всего удаленного или дистанционного, наряду с политикой госрегулятора меняет расстановку сил в этом сегменте. Активы первых пяти банков страны показывают устойчивый рост, в то время как активы банков третьей сотни демонстрируют не менее устойчивое снижение. Таким образом, рынок смещается в сторону крупнейших игроков. Нацеленные на долгосрочное развитие банки внимательно следят за своими издержками и рассчитывают повышать доходы за счет возможностей, которые предоставляют им информационные технологии.

Ежегодный участник и спонсор форума компания BSS представила банковскому сообществу достижения в области разработки и внедрения систем дистанционного обслуживания частных лиц и организаций. За минувший год компания вывела на рынок новую систему для розничных клиентов – CORREQTS Retail, которая получила высокую экспертную оценку эффективности агентства Markswebb. Система уже внедрена в нескольких банках. Реализованный в системе «Электронный офис» обеспечивает использование инструментов автоматизации неплатежного взаимодействия с клиентом, интеграции с облачными решениями. Примечательно, что одной из точек роста на ближайшие несколько лет в BSS называют проникновение в банковскую среду голосовых технологий. Компания представила на форуме концепцию голосового мобильного банка. Прототип голосового мобильного банка был презентован банковскому сообществу в ходе церемонии открытия iFin-2017.

Еще один спонсор форума – компания «БИФИТ» – рассказала о своих новых направлениях. Одно них – «БИФИТ ЭДО» – позиционируется как экосистема, которая обеспечивает функциональность классической системы электронного документооборота и при этом позволяет визуализировать процессы согласования, подготовки документов, оперативно узнавать об оплате выставленных счетов. Второе направление – «БИФИТ КАССЫ» получило развитие в связи с вступлением в силу новой редакции упомянутого закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

Консорциум iCAM Group был представлен на форуме стендами компаний iD Systems, iSimple Lab и iQ Store. Оживленному общению с посетителями стендов компаний помогал робот, хорошо знающий презентуемые продукты и решения консорциума. Специалисты компании iQ Store рассказали на форуме о мессенджере iQ Channels для служб клиентской поддержки. Решение помогает управлять качеством сервиса, предоставляя инструменты для анализа и ведения статистики. Пользователи мессенджера отмечают высокую скорость обслуживания клиентов, снижение количества пропущенных обращений и нагрузки на call-центры.

Компания iSimpleLab и партнер iQ Store по консорциуму также применяет этот мессенджер для совершенствования механизмов дистанционного банковского обслуживания iSimplebank 2.0. По словам специалистов, это отвечает новому курсу развития ПО – концепции микросервисной архитектуры цифрового банка. Среди преимуществ концепции эксперты отмечают отсутствие технологических ограничений по реализации визуальных интерфейсов, клиентоориентированность и удобство использования. На базе интернет- и мобильных ресурсов банков формируется единая площадка взаимодействия с клиентами. Такую площадку можно использовать и для проведения финансовых транзакций, и для продвижения новых продуктов.

Сервисы взаимодействия с госорганами предоставляет система iDБанк, разработанная компанией iD Systems, еще одним участником консорциума iCAM Group. Проекты внедрения этого ПО реализуются в десятках банков. Согласно требованиям законодательства банки, принимающие от граждан оплату жилья и ЖКХ, обязаны размещать в ГИС ЖКХ соответствующую информацию. Как стало известно на форуме, iD Systems продолжает развивать сервисы дистанционной регистрации частных лиц на едином портале Госуслуги.ру (ЕПГУ). В планах – работа над проектом для налоговой службы по предоставлению сведений об ограничениях на счетах и сведений из формы 2-НДФЛ.

На форуме iFin-2017 демонстрировались очередные версии классических систем дистанционного обслуживания (мобильного и интернет-банкинга), сервисы для контроля расходов и финансового планирования, приложения для смартфонов, системы коммуникаций, стимулирующие рост продаж банковских продуктов, решения и услуги на базе электронного документооборота с государственными органами, системы информационной безопасности и многое другое.

Большой интерес к электронным каналам, решениям в сегменте дистанционного банковского обслуживания объясняется влиянием двух противоречивых тенденций: необходимостью снижать издержки и при этом развиваться, в частности, за счет небанковских сервисов, чтобы повышать лояльность клиентов и быть готовым к экономическому росту. Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение значимости технологий в работе финансовых организаций.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку