Навстречу «безопасным городам» будущего

Алексей Дронов, руководитель направления комплексных систем безопасности, «Открытые технологии»

Проект «Безопасный город» реализован во многих городах нашей страны. Однако основные тенденции показывают, что на данном этапе можно говорить о развитии только одного направления этого проекта – о развернутой системе видеонаблюдения с единым центром сбора и обработки информации.

Стоит заметить, что сегодня такие системы часто распределены по ведомствам (УВД, ГИБДД, МЧС и т. д.). И это не дает возможности увидеть общую картину города в одном месте, чтобы принимать на ее основе оперативные решения. В связи с этим было бы логичным, чтобы система являлась общегородской, а отдельные ведомства получали доступ к информации на правах пользователей.

Главная проблема запуска проекта «Безопасный город» – то, что эксплуатирующие органы (непосредственные заказчики) хотят сразу увидеть улучшение экономических показателей: снижение уровня преступности, уменьшение количества ДТП и т. п. Сама же задача по созданию «Безопасного города» усложняется отсутствием у проектов единого ответственного органа власти, а также зависимостью от местных властей в интеллектуализации общегородской инфраструктуры. Понятно: при всех этих сложностях возникает риск, что реализация данной программы будет дороже, чем создание систем, работающих независимо друг от друга.

С другой стороны, реализация концепции «Безопасный город» позволяет создать жизненно необходимую комплексную интегрированную «умную» систему, которая бы обрабатывала, анализировала, хранила разнородные данные, поступающие из различных источников, о работе городских служб и состоянии города, а также предоставляла набор инструментов для эффективного управления работой правоохранительных органов. Система также должна информировать население, службы города и ведомственные структуры о появлении и развитии криминогенных, экологических, технологических, природных и других угроз безопасности горожан.

Поскольку каждый город является уникальным, со своими приоритетами и основными задачами, общего подхода к построению «безопасных городов» в данный момент не существует. Для их создания используются разнородные подсистемы различных производителей, которые требуют интеграции между собой.

Руководить разработкой проекта «Безопасный город» должны аналитики в сфере комплексной безопасности, а не программисты, которые зачастую не понимают основных целей разрабатываемого продукта. Важно учитывать, что конечным продуктом при реализации данного проекта является разработка автоматизированной информационной системы управления безопасностью (АИС КУБ), включающей интеграцию всех систем, отвечающих за безопасность, ресурсоснабжение, экологию, связь, финансы и прочие сервисы.

При подготовке регионов к реализации программы «Безопасный город» начинать нужно с создания нормативно-правового документа государственного уровня, определяющего концепцию и план развития системы, порядок финансирования, а также ответственных за координацию работ.

В большинстве случаев проект «Безопасный город» оправдывает себя, а успех его реализации зависит от выработанных проектных решений и базируется на принципах:

  • комплексности – все системы должны быть ориентированы на решение основной задачи;
  • интегрируемости – все системы должны взаимодействовать между собой в целях эффективного функционирования всего комплекса в целом;
  • практичности – параметры системы должны обеспечивать решение задач общественной безопасности на установленном уровне;
  • оперативности – информация должна передаваться незамедлительно в единый координационный центр для принятия решения;
  • универсальности – результаты деятельности системы должны быть использованы и городскими службами, и администрацией;
  • масштабируемости – должна быть обеспечена возможность наращивания системы за счет расширения аппаратной и программной частей без нарушения работоспособности;
  • распределенной архитектуры – должна быть построена комплексная территориально распределенная инфраструктура;
  • информационности – должны быть обеспечены мониторинг и архивирование результатов работы системы в соответствии с задачами.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку