Новое качество комплексной системы обеспечения безопасности региона

 Нина Адамова, заместитель генерального директора по региональному развитию, НТЦ КАМИ

– В чем состоят особенности информационно-аналитического комплекса (ИАК) поддержки принятия управленческих решений «КАМИ-Эксперт»? Каковы ее отличия от других существующих систем аналогичного назначения?

– Информационно-аналитический комплекс «КАМИ-Эксперт» − система поддержки принятия решения (СППР), предназначенная для решения задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности субъекта РФ. Это новое поколение СППР, разрабатываемое ЗАО «НТЦ Фирма КАМИ» при активном участии специалистов ФОИВ субъекта и Правительства Ярославской области, а также с учетом накопленного опыта эксплуатации ИАК «КАМИ-ЧС-Прогноз».

На текущий момент в ИАК «КАМИ-ЧС-Прогноз» включены расчетные модули для моделирования последствий всего спектра природных, техногенных и биолого-социальных аварий и чрезвычайных ситуаций. ИАК позволяет как оперативно, так и заблаговременно определять оптимальный состав сил и средств, материальных ресурсов, необходимых для локализации, ликвидации последствий инцидентов, кроме того, решать задачи эвакуации и жизнеобеспечения населения.

В своем новом продукте мы значительно расширили функционал комплекса: помимо решения задач управления инцидентами в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, имеется инструментарий, позволяющий решать задачи долго- и среднесрочного планирования мероприятий.

ИАК «КАМИ-Эксперт» не просто осуществляет поиск оптимальных решений по факту уже случившихся инцидентов, но анализирует, ранжирует риски возникновения угроз безопасности с целью их профилактики и смягчения вероятных последствий. Такой подход даст возможность оптимизировать затраты, необходимые для решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, которые стоят перед главами субъектов в соответствии с действующим законодательством.

– Каков существующий на сегодня опыт использования комплекса? По каким направлениям планируется его дальнейшее развитие?

– ЗАО «Фирма НТЦ КАМИ» имеет практические внедрения ИАК «КАМИ-Эксперт» и его функциональных модулей с 2008 г.

  • Основанием для начала работ по созданию информационно-аналитического комплекса автоматизации процессов прогнозирования и управления силами ТП РСЧС, с имитацией подтоплений, лесных пожаров, взрывов, растекания загрязняющих и отравляющих жидкостей стало постановление Правительства Ярославской области от 08.08.2007 № 322-а об утверждении областной целевой программы «Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ярославской области и смягчение их последствий». Комплекс создан для ЦУКС МЧС России по Ярославской области и станет основой системы поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях руководством области. Данный опыт внедрения был одобрен на заседании научно-технического совета ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). ЗАО «Фирма НТЦ КАМИ» была рекомендована в рабочую группу для разработки тактико-технических требований к информационно-аналитическим комплексам автоматизации процессов принятия решений при планировании и проведении аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации различных ЧС, а также для формирования мероприятий по разработке и внедрении в 2011−2015 гг. перспективной АСУ деятельности территориального органа МЧС России.
  • В 2012 г. СППР ИАК «КАМИ-Эксперт» внедрена в ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области в рамках проекта по созданию системы управления сегментами защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ). Данная система интегрирована с основными подсистемами СЗИОНТ и охватывает территорию основных вокзалов и аэропорта города, что покрывает территорию всего административного центра города Курска.
  • В 2012−2013 г. на базе ИАК «КАМИ-Эксперт» разработан web-сервис «Сервер прогнозирования обстановки» для сервиса «Безопасный город» (О7.СИТИ) в действующий стенд в ОАО «Ростелеком».
  • В этот же период разработаны программные компоненты специального программного обеспечения подсистемы обеспечения безопасности пусков ракет космического назначения на космодроме «Плесецк» для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации ракетно-космической техники и наземной космической инфраструктуры космодрома.
  • Все основные вопросы сопряжения с внешними системами были практически отработаны в ходе реализации проектов в 2013−2014 гг. по интеграции ИАК «КАМИ-Эксперт» с комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) и подсистемой мониторинга состояния комплексной безопасности объектов на территории Ярославской области.

Нами предложено рассматривать ИАК «КАМИ-Эксперт» как активную систему, интегрированную с другими информационными системами управления регионом, осуществляющую: сбор и анализ разнородной информации; многофакторный анализ обстановки; поддержку принятия оптимальных управленческих решений; передачу сигналов управления силами и средствами; информирование и оповещение населения. Данный подход позволит в будущем реализовать такие функции антикризисного управления, как: автоматизированное обнаружение «больших событий» по характерным сигнатурам; прогноз возможных последствий кризисных ситуаций (КС); анализ данных разведки; оценку возможного ущерба от КС; ранжирование КС по степени опасности; определение потребных сил и средств для парирования КС.

– Совместно с Академией гражданской защиты МЧС России НТЦ КАМИ ведет НИР по созданию концепции системы межведомственного информационного взаимодействия в области обеспечения комплексной безопасности территории субъекта РФ. Каковы результаты этой работы?

– В 2014 г. нами выполнен первый этап НИР по теме «Разработка проекта концепции построения и функционирования системы информационного обмена в рамках межуровневого, межведомственного и межфункционального взаимодействия в области обеспечения комплексной безопасности и социально-экономического развития территории субъекта РФ». В результате были разработаны концепция и схема макета единой автоматизированной комплексной системы антикризисного управления РСЧС и определены задачи, решаемые на каждом из пяти уровней управления РСЧС в целях упреждения и парирования угроз, которые связаны с кризисными ситуациями, обусловленными природными, техногенными или биолого-социальными ЧС.

Результаты НИР позволили сформулировать пути дальнейшего совершенствования системы антикризисного управления в целях упреждения и парирования кризисных ситуаций разных видов. В первую очередь, вопросов, связанных со своевременным обнаружением и ранжированием угроз безопасности жизнедеятельности населения.

Анализ существующей системы информационного обмена показал, что КЧС, создаваемые при введении режима ЧС, являются эффективным средством антикризисного управления на территории субъекта РФ, но данная структура неприменима для повседневного управления субъектом. Задачи повседневного управления, равно как и задачи антикризисного управления, должны решаться с привлечением возможностей системы поддержки принятия решений, являющейся неотъемлемым элементом создаваемого сегмента системы управления комплексной безопасности жизнедеятельности, на основании анализа информации, которая поступает в рамках единого информационного пространства, формируемого технологической платформы, обеспечивающей межуровневое, межведомственное и межсистемное взаимодействие.

Выводы, полученные в ходе выполнения инициативной НИР, послужили базой для разработки на базе ИАК «КАМИ ЧС-Прогноз» новой технологической платформы ИАК «КАМИ-Эксперт», которая создавалась как интегрирующая платформа, позволяющая объединить в единое информационное пространство разрозненные автоматизированные системы и достичь нового качества комплексной системы обеспечения безопасности региона.

Сейчас ведутся работы над новым этапом, в ходе которого будет разработан опытный образец системы межведомственного информационного взаимодействия в области обеспечения комплексной безопасности.

– В чем состоят основные проблемы интеграции систем в сфере безопасности? Это проблемы технического или организационного плана? Каковы возможные пути их решения?

– В первую очередь это потребность в решении организационных и правовых вопросов. В настоящее время ведется активная работа по разработке единых регламентов взаимодействия автоматизированных систем разной ведомственной подчиненности. Мы надеемся, что данная работа в ближайшее время даст свои положительные результаты и уберет существующие затруднения.

Не менее сложны технические проблемы. Разработанные в рамках пилотных проектов системы это результат деятельности различных разработчиков, реализованы на различных принципах автоматизации и технологиях создания систем, включая использование различных программных средств и языков программирования и т. п. Внедрение автоматизированной системы, обеспечивающей интеграцию всех систем в сфере безопасности на единой программно-технической платформе, позволит решить проблемы наличия разрозненных специализированных АРМов и перейти от локальных решений к решению конкретных общесистемных общегосударственных задач.

Мы сформулировали базовые принципы для построения ИАК «КАМИ-Эксперт»:

  • модульное построение комплексной системы, что позволяет гибко изменять перечень решаемых системой задач;
  • открытые интерфейсы, что дает возможность сопрягать комплекс с другими автоматизированными системами;
  • элементы комплекса должны быть реализованы в виде электронных сервисов;
  • возможность сопряжения ИАК «КАМИ-Эксперт» с любой ГИС либо на базе собственного решения КАМИ-ГИС, который позволяет работать с картографическими данными других информационных систем.
Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку