Orange запускает комплексную систему спутниковой связи на судах

Orange запускает комплексную систему спутниковой связи на судах

a31w3212

Orange обладает большим опытом работы по обеспечению спутниковой связи на морских судах. Этот глобальный оператор полностью отвечает за уровень предоставляемого сервиса, скорость, качество и безопасность связи. Не первый год Orange работает и в России, но только сейчас, в результате подключения ресурса российской спутниковой группировки, компания смогла выйти на новый уровень, обеспечив морские и речные суда широкополосным доступом, голосовой связью и возможностью работы с бизнес-приложениями. Об особенностях нового проекта нам рассказал Антон Липанин, руководитель отдела по развитию бизнеса Департамента глобальных сервисов Orange Business Services.

– Спутниковую связь часто критикуют за чрезмерную дороговизну сервисов. Orange располагает большим опытом работы в этом секторе коммуникационного рынка. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, подобного рода упреки?

– Безусловно, спутниковую связь нельзя назвать дешевой, но при этом надо отдавать себе отчет в том, что это специфический тип связи, который был разработан исходя вовсе не из соображений экономии средств. Здесь изначально ставились совсем другие задачи – обеспечение связью труднодоступных мест.

Использование спутниковой связи в малонаселенных районах Севера нашей страны гораздо выгодней (и с экономической точки зрения тоже!), чем проведение ВОЛС или других альтернативных линий связи (радиорелейные вышки и пр.).

Другое дело, что и в среде спутниковых сервисов существует своя ценовая градация. И в конечном итоге здесь все решают современные технологии: можно использовать различные спутниковые группировки, различные диапазоны, различные модуляции. Прогресс не стоит на месте, и постепенно 1 Мбит спутниковой связи становится все доступнее и доступнее.

 

– Насколько нам известно, в настоящий момент Orange запускает в России сервис, который будет предоставлять спутниковую связь на судах. Расскажите, в чем заключается новизна предлагаемого решения?

– Во-первых, отмечу, что Orange уже давно занимается предоставлением спутниковых сервисов на судах: наша компания даже имеет свой собственный флот и глобальный спутниковый ресурс (международная группировка Intelsat, спутники Asiasat, NSS, Telestar и др.), позволяющий покрыть морские пути почти в 100% присутствия кораблей. Конечно, и у нас имеются определенные ограничения, которые объясняются физикой. Так, если мы говорим про северные широты, то, к сожалению, ни один геостационарный спутник не может быть виден там на определенном градусе точки стояния (или орбитальной позиции). Из-за этого антенна направляется почти в землю. Чем выше значение, тем лучше для энергетики и, следовательно, стабильности сигнала.

Что же касается конкретно российского проекта, то здесь новизна заключается прежде всего в том, что мы начинаем в полном объеме использовать российский спутниковый ресурс («Экспресс-АМ5», «Ямал-401» и др.), который, между прочим, составляет на сегодня до 30% от всех спутниковых ресурсов Orange. Это позволит нам во многом повысить эффективность работы технологии «морской VSAT».

 

– Использование российских спутников обусловлено экономическими соображениями или же необходимостью покрытия территории России?

– Я бы отметил, что оба фактора здесь играют важную роль. Не секрет, что российские спутники для российских клиентов выгоднее с экономической точки зрения: в таком случае нет никакой привязки к зарубежным валютам, все работы оцениваются в рублях, что обеспечивает стабильность и предсказуемость цен.

Если же говорить о покрытии морских путей, то этот вопрос для Orange никогда не был критичным, поскольку наша глобальная группировка покрывает всю акваторию мирового океана. А вот с покрытием судоходных рек России у нас были проблемы, которые теперь легко решаются за счет российских спутников, например «Ямал-401» тут вне конкуренции.

 

– О каком конкретно типе связи идет речь в указанном проекте – о широкополосном доступе в Интернет или только о возможности передачи голосовых и текстовых сообщений?

– Давайте по порядку, существует несколько технологий связи для судов. Например, Iridium использует низкоорбитальную группировку. Грубо говоря, плывущее в море судно здесь выглядит примерно как автомобиль, который подхватывается вышками базовой связи на автотрассе, только роль БС играют низкоорбитальные спутники. Inmarsat работает с геостационарными спутниками, однако в этом случае речь идет об обеспечении судов специфической связью, предназначенной для передачи критичных данных. Изначально эта связь была предназначена для передачи исключительно служебной или экстренной информации. Поэтому использование ее для передачи относительно больших объемов данных очень дорого.

Но наши клиенты, в том числе и в России, хотят обеспечить экипажам своих судов доступ к различным современным сервисам, чтобы они могли на корабле чувствовать себя как дома. Кроме того, на современных судах используется все более сложное оборудование, которому необходимы для нормальной работы мощные каналы передачи данных. Все это приводит нас к закономерному появлению технологии ШПД на морских судах, которая в таком случае обозначается как «морской VSAT».

Далее, в том кейсе, который сейчас предлагает российским клиентам Orange, есть не только ШПД Интернет, но и унифицированные коммуникации, т. е. полноценный офис. Наконец, VSAT также используется для сбора и передачи телеметрии – данных с судов, например для контроля различных ресурсов (топлива). Так, один из наших клиентов в России благодаря данным телеметрии смог сократить потребление топлива на 70%.

Если говорить об элементах настоящего проекта Orange с технологической точки зрения, то можно указать четыре основных сегмента: наземная инфраструктура – это терминальные точки, хабы; орбитальная спутниковая группировка; абонентское оборудование на судах; сервисы (видеотелефония, Интернет и пр.), различные офисные приложения.

 

– Расскажите подробнее об абонентском оборудовании, которое размещается на судах: какими характеристиками обладают судовые терминалы, оборудование каких компаний используется?

– Использование спутниковой связи на морских путях Севера сопряжено с определенными трудностями: нужны большие тарелки, мощные транспондеры, системы корректировки направления антенны – в результате решения становятся очень дорогостоящими. Судно постоянно находится в движении, поэтому необходимо постоянно наводить антенну на геостационарный спутник, висящий в одной точке. А поскольку на море качка, антенна должна также корректировать и все движения корпуса судна: у оборудования имеется достаточно сложная гироскопическая система, включающая мотор-редукторы с высокой производительностью. Конечно, существуют определенные допуски, но они столь малы, что система корректировки антенны остается постоянно загруженной.

Если же говорить конкретно о Северном морском пути, то угол стояния там достигает величины 5º. Чтобы был понятен масштаб проблемы, отмечу здесь, что, по принятым в некоторых регионах стандартам качества, угол наклона должен быть не меньше 20º, а некоторые спутниковые операторы устанавливают в качестве минимума для морских решений VSAT значение в 10º. Когда мы говорим об угле в 5º, необходимо еще помнить и о таком факторе, как морская качка: на верхней амплитуде антенна может как-то настроиться на спутник, а вот на нижнем витке амплитуды антенне, чтобы настроиться на спутник, по сути дела, необходимо «просвечивать землю» (в данном случае – воду).

Далее, спутники имеют определенную зону покрытия, которая постоянно пересекается судами. Поэтому оборудование «морского VSAT» должно понимать, когда судно выходит из зоны покрытия одного спутника и попадает в зону другого, – тогда приемо-передающая аппаратура перенастраивается, перенаправляет антенну и входит в другую сеть.

Наконец, спутники имеют свои точки терминации – так называемые спутниковые хабы. Например, у российских спутников таких хабов три – в Москве, Иркутске и Хабаровске. При изменении точки терминации клиент должен оставаться в той же самой сети. И если в России это не так сложно сделать, поскольку имеются федеральные операторы связи, то с глобальным покрытием задача сложнее – оператору приходится собирать данные с разных континентов. На это способны только глобальные операторы связи, такие как Orange. Так, у нас имеются четыре спутниковых хаба – в США, Франции, Австралии и Гонконге.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку