Хостинговые компании оштрафованы за отсутствие филиалов в России. Мировой судья участка № 422 Таганского района Москвы назначил оборотные штрафы 11 облачным хостинговым компаниям на общую сумму более 367 млн руб.
Перечень штрафников
Штрафы назначены в отношении компаний Amazon Web Services, Inc., HostGator.com LLC, Bluehost Inc., Kamatera Inc., Ionos Inc., Network Solutions LLC, DigitalOcean LLC, DreamHost LLC, GoDaddy.com LLC, WPEngine, Inc.
и Hetzner Online GmbH. Все компании предоставляют услуги по обеспечению облачной и веб-инфраструктуры.
Причина судебного взыскания – неисполнение обязанностей по регистрации личного кабинета на сайте Роскомнадзора, отсутствие формы обратной связи для российских граждан и организаций, а также отсутствие российского представительства.
При этом суммы штрафов различаются. Так, Hetzner Online GmbH оштрафована на 117 млн руб., DigitalOcean LLC – 30 млн руб., Amazon Web Services – 200 млн руб. Еще ряду компаний (Bluehost Inc., Kamatera Inc., Ionos Inc., DreamHost LLC, GoDaddy.com LLC, WPEngine Inc., HostGator.com LLC, Network Solutions LLC) необходимо выплатить 6 млн руб.
Законные нормы
Согласно действующему законодательству, иностранная компания, работающая в России, и подпадающая под действие закона «о приземлении», в обязательном порядке должна открыть свой филиал или представительство, напомнил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Также они должны разместить на своем веб-сайте форму обратной связи с пользователями из РФ, зарегистрировать на сайте Роскомнадзора личный кабинет для взаимодействия с органами власти, установить рекомендованный счетчик посещаемости на информационном ресурсе. Кроме того, такие компании должны ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство», – пояснил парламентарий.
Обоснованные требования
Требования закона «о приземлении» едины для всех зарубежных компаний, которые размещают информацию на русском языке, распространяют рекламу на аудиторию в РФ, осуществляют обработку данных граждан или получают денежные средства от российских пользователей. Посещаемость их ресурсов также должна превышать 500 тыс. российских пользователей в сутки.
Принятие подобных законов – необходимая мера, которая действует во многих странах, например, во Франции. «Обязательства по открытию представительств продиктованы необходимостью повышения прозрачности функционирования управленческих процессов как между российским юрлицом и материнской организацией, так и между головной структурой и органами власти. Ранее российские юрлица фактически не обладали полномочиями по работе
с органами государственной власти, а также не несли ответственность за действия материнской организации», – рассказал Антон Немкин.
Такой подход приводил к несоблюдению российского законодательства, в том числе к достаточно лояльной модерации пользовательского контента. В случае нарушения закона государство назначало небольшие для отрасли штрафы, и нарушения продолжались.
Закономерный итог
Был предусмотрен переходный период для реализации ИТ-компаниями установленных требований. «Кроме того, некоторым из них суд пошел навстречу – в ситуациях, когда компании по объективным причинам не успевали открыть свое представительство к обозначенным срокам. Поэтому назначение судом штрафов – закономерный итог нежелания выполнять установленные требования. Думаю, в дальнейшем мы можем ожидать наложения новых штрафов», – заключил парламентарий.