Резолюция секции «Подготовка кадров как инвестиции в создание интегрированных АСУ для предприятий ОПК»

Модераторы:

Борис Позднеев, председатель ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», проректор по менеджменту качества МГТУ «СТАНКИН», действительный член Академии проблем качества, заведующий кафедрой информационных систем, профессор, д. т. н.;

Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис, заведующий базовой кафедрой теоретической и прикладной информатики МФТИ (ГУ), руководитель российского отделения IEEE, д. ф.-м. н.

Участвовали 16 докладчиков: МФТИ (ГУ), МГТУ «СТАНКИН», МГТУ МИРЭА, МГУПС (МИИТ), Университета Иннополис, Института системного анализа и управления Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Института социальных и гуманитарных знаний, Лаборатории Интеллектуальных Робототехнических Систем Университета Иннополис, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова», УлГТУ

Текущее состояние и проблемы в предметной области секции

В настоящее время образовательные организации высшего образования осуществляют переход на многоуровневую подготовку (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) в соответствии с требованиями ФГОС 3, 3+, 4 и профессиональных стандартов. При этом требования ФГОС (профессиональные компетенции) и профессиональных стандартов (трудовые функции, трудовые действия) не гармонизированы, что осложняет разработку и применение практико-ориентированных образовательных программ.

Со стороны предприятий ОПК не завершен процесс формирования перечня требований к квалификации ИТ-специалистов с учетом специфики ОПК.

Отсутствует набор отечественных программно-технических платформ, допущенных к применению в образовательном процессе подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК.

Необходима проработка механизма эффективного взаимодействия предприятий ОПК и образовательных организаций, в том числе по вопросам регулярной актуализации образовательных программ и применения современных образовательных технологий (например, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

Инструменты решения проблем в предметной области секции и риски, возникающие при решении указанных проблем

Основные инструменты решения проблем в предметной области секции:

  • применение лучших мировых стандартов и практик при формировании системы подготовки и переподготовки ИТ-кадров в интересах ОПК;
  • активизация взаимодействия научно-образовательных, образовательных организаций и предприятий ОПК по вопросам проведения исследовательской деятельности и подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК;
  • применение технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ в целях снижения издержек в связи с реализацией образовательных программ подготовки ИТ-специалистов и сокращения периода разработки и актуализации образовательных программ при сохранении качества образования.

Риски, возникающие при решении проблем в предметной области секции:

  • постоянно появляющиеся новые ИТ предопределяют необходимость регулярной актуализации содержания образовательных программ подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК;
  • неподготовленность образовательных организаций к массовому применению в образовательном процессе преимущественно отечественных программно-аппаратных средств;
  • отставание от современного уровня развития ИТ нормативно-правовой, методической и материальной базы, организационных форм взаимодействия всех заинтересованных сторон образовательного процесса.

Предложения и рекомендации секции в итоговую резолюцию

  1. Рекомендовать организаторам конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса» включить с 2016 г. в повестку деловой программы вопросы прогнозирования развития ИТ и связанных с этим существующих и перспективных задач в сфере подготовки кадров для ОПК.
  2. Рекомендовать коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации во взаимодействии с Минобрнауки России и Минкомсвязью России, Госкорпорацией Ростех и другими заинтересованными предприятиями ОПК сформулировать предложения по приоритетным в ближайшие десять лет направлениям подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК и источникам ресурсного обеспечения образовательных программ подготовки таких специалистов.
  3. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность отнесения расходов предприятий по созданию в образовательных организациях базовых кафедр для подготовки ИТ-специалистов на себестоимость производства продукции (товаров и услуг) и продлить период действия существующих льгот по страховым взносам для компаний – разработчиков программного обеспечения.
  4. Обратиться в Минтруд России с предложением внести изменения в положения профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части исключения требования к преподавателям ИТ-дисциплин о педагогическом образовании при наличии профильного образования в области ИТ.
Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку