Сундуки интернет-пиратов

Компания Group-IB оценила нелегальный рынок интернет-пиратства в России в 2021 г. в 50 млн долл. — за год онлайн-флибустьеры обеднели еще на 9 млн долл.

Лишили финансов

Пираты лишились финансирования от своих главных спонсоров — онлайн-казино и гемблинга, а их инфраструктура пострадала от блокировок со стороны правообладателей. Однако интерес зрителей к пиратскому контенту, напротив, продолжает расти, особенно на фоне приостановки работы в России иностранных кинопрокатчиков и ухода международных стриминговых платформ.

Теневой рынок

Седьмой год подряд аналитики Group-IB Digital Risk Protection оценивают размеры теневого рынка нелегального видеоконтента в России.

До 2019 г. доходы пиратов стремительно росли, потом началось его затяжное падение: в 2019 г. — 63 млн долл. (4 млрд рублей), в 2020 г. — 59 млн долл. (3,7 млрд рублей), а в 2021-м — 50 млн долл. (2,8 млрд рублей).

Кино в смартфоне 

В 2021 г. рынок легальных видеосервисов в России уверенно шел в гору и показывал высокие темпы роста — общая выручка составила рекордные 98,9 млрд рублей (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020-го.

Популярность онлайн-платформ, бум производства сериалов и рост онлайн-видеорекламы привели к росту выручки по подписной модели для легальных платформ почти на 80%.

Зеркально те же причины — кинобум, платная подписка и распространение покрытия мобильного интернета — привели к увеличению желания российских зрителей смотреть «пиратку». Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года увеличилось на 8,5% до 12,8 млрд (в 2020-м было 11,8 млрд).

Интерес к нелегальному контенту

Уход из России зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту: если в марте 2020 г. количество запросов на просмотр пиратки в популярном поисковике составлял 5 млрд, то в марте 2021 года — уже 6 млрд.

Нет добычи — нет почета

Сундуки интернет-пиратов в прошлом году, напротив, опустели. По оценке аналитиков Group-IB, средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) в 2021 году снизился с 5 долл. до 3,9 долл. (в 2019 году был 6 долл.).

Падение привлекательности пиратского трафика объясняется в том числе блокировками со стороны российских регуляторов, в частности Центробанка РФ, подозрительных транзакций онлайн-казино и гемблинга — главных спонсоров пиратов. О необходимости такого шага Group-IB впервые упомянула в аналитическом исследовании «С блэкджеком и шлюпками: раскрыты теневые инвесторы Интернет-пиратства», выпущенном в 2020-м.

Порог входа

Еще одной причиной затянувшегося финансового кризиса пиратов стали возросшие затраты на поддержание в рабочем состоянии своей инфраструктуры. Исходя из анализа отрытых данных, количество блокировок пиратских ресурсов в России в 2021 г. увеличилось в 2,5 раза.

Для сохранения трафика пиратам потребовались новые скрипты для обхода блокировок, больше затрат для продвижения контента в поисковых сервисах, приобретение новых доменов и т. д. Таким образом, увеличился «порог входа» в пиратский бизнес, а управление пиратскими сайтами стало требовать больше вложений, времени и технических навыков.

Опасные сигналы

«Несмотря на повышенный интерес отечественного зрителя к пиратскому контенту, а особенно к тем фильмам, которые официально не выходят в России, пиратский рынок продолжил падение — и в этом несомненно заслуга правообладателей и регуляторов, с одной стороны, и появления продвинутых технологий борьбы с пиратством — с другой, — отмечает Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков. — Легализация интернет-пиратства остается пока лишь на уровне разговоров, однако возникающие «инициативы» не могут не настораживать: с мая начались «частные» нелегальные показы ряда голливудских картин, которые официально не выходили в России, в сети можно встретить предложения по упаковке пиратских копий в специальные DCP-пакеты (цифровой формат, используемые кинопрокатчиками для распространения и показа кинокартин в кинотеатра) и даже зафиксирована коллаборация пиратской релиз-группы с легальным бизнесом. Все это выглядит опасными сигналами».

Метод защиты

Эксперты Group-IB предупреждают, что нарушение интеллектуальных прав даже в незначительном виде приводит к поощрению правового нигилизма и способно свести на нет все успехи многолетней борьбы с пиратством.

Group-IB Digital Risk Protection защищает бренды от пиратства и несанкционированного распространения уникального цифрового контента: 30 минут составляет среднее время обнаружения первой пиратской копии в сети, примерно 80% ссылок на нелегальные ресурсы удается зачистить в первые семь дней. 87% пиратских ссылок удаляется в досудебном порядке.

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку