Технологии настоящего на ISR-2017

С 31 октября по 2 ноября в московском комплексе «Экспоцентр» прошла очередная 11-я выставка Integrated Systems Russia (ISR), организованная компанией «Мидэкспо». Специалисты, представляющие индустрию аудиовизуального оборудования, разработчики решений и системные интеграторы обсуждали ключевые тенденции в отрасли, делились наблюдениями и сомнениями, прислушивались к аргументам оппонентов. По традиции параллельно работала выставка HiTech Building, которая в этом году проводилась в 16-й раз, став точкой притяжения специалистов по автоматизации зданий и энергоэффективным технологиям.

В этом году в программе ISR появился Аудиофорум, который привлек внимание специалистов в сфере профессиональных аудиотехнологий, акустического проектирования и звукоизоляции помещений. Его участники ознакомились с решениями для театров, концертных залов, спортивных и бизнес-центров, транспортных объектов, торгово-развлекательных центров и т. д. В выступлениях на форуме шла речь об акустическом моделировании, системах звукоусиления на примере Государственного Кремлевского Дворца, системах компенсации шума, а также об эксплуатации и обслуживании таких систем.

Инновации и современные технологии для театров и концертных залов были представлены в рамках конференции «Театр XXI века». Еще одна площадка для профессионального общения была предусмотрена для специалистов, занятых в гостиничной индустрии. Организаторы ISR ищут новые тематические ниши и параллельно развивают сформировавшиеся дискуссионные площадки, одной из которых является конференция «Digital Музей. Инновационные технологии для музейных и выставочных пространств».

Ключевыми темами конференции, которая прошла в третий раз, стали применение в музейной среде мультимедиа-технологий, мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, а также использование интеллектуальных инженерных систем и современных инструментов безопасности. По ходу выступлений на конференции можно было сделать вывод о том, что среди музейных работников есть новаторы и консерваторы. Первые содействуют интеграции музейного пространства в умную городскую среду. Вторые продолжают считать музей храмом искусства и настороженно относятся к технологическим новациям на его территории. По словам экспертов, основные музейные ценности – экспонаты и пространство, в котором они представлены. Противостоять технологиям неразумно, как, впрочем, и форсировать их внедрение в расчете на то, что с их помощью удастся решить проблемы. В споре между новаторами и консерваторами победа окажется на стороне не технологий, а здравого смысла.

 

Тематика обсуждения на конференции охватывала самые разные направления, что можно было проследить на примере отдельных докладов. В частности, выступление заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа А. Богданова началось с разговора о программе энергосбережения, росте цен на тепло- и электроэнергию, а завершилось рассказом о взаимодействии с хакерами, которые помогли обнаружить несколько «дырок» в программных продуктах.

В 2010 г. в Эрмитаже была принята программа энергосбережения. За последние пять лет в музее выполнили массу мероприятий, и энергопотребление снизилось. По мере ввода в эксплуатацию новых музейных пространств программа не утрачивает своей актуальности. Появление цифровых технологий благоприятно сказывается и на электросбережении. В музее используют динамические системы для рационального потребления так называемой активной и реактивной энергии. Если говорить о затратах, то, по расчетам А. Богданова, применительно к зданию фондохранилища срок окупаемости составляет три-четыре года при условии, что не будут повышаться тарифы.

Что касается перспектив использования в Эрмитаже цифровых технологий, то музей решился на эксперимент. С помощью инструментов виртуальной реальности создали зал Юпитера в 3D и представили этот проект в рамках Дней Эрмитажа во Владивостоке, в Екатеринбурге, Казани и других городах. Суть проекта состоит в том, что даже когда будут построены выставочные центры в регионах и музей будет устраивать в них свои экспозиции, у команды Эрмитажа не появится возможность доставить в другие города залы, чтобы посетитель смог побывать в них. В музее решили преодолеть эту «невозможность» с помощью цифровых технологий. Для этого музейное помещение отсканировали.

Посетитель, облаченный в виртуальный шлем, оказывается в музейном зале, хотя в реальности находится в помещении, которое за сотни километров от него и значительно меньше по площади. Более того, технологии виртуальной реальности открывают дополнительные возможности – «подняться наверх» и увидеть зал с потолка. Спрос превзошел ожидания: образуются очереди из желающих записаться на такие сеансы посещения Эрмитажа в регионах. (Правда, проект реализуется в порядке эксперимента и обходится бесплатно для ценителей искусства.) Стоит ли продолжать такие эксперименты, – вопрос, на который руководству музея еще предстоит ответить.

Между тем в Эрмитаже продолжают оцифровывать экспонаты музея. Согласно плану – по миллиону в год. Завершить работу планируется в следующем году. Съемка техническая – четыре изображения на предмет. В высоком разрешении оцифровывают живописные полотна, к настоящему времени выполнено около 37 тыс. из 80 тыс. запланированных. Все оцифрованные экспонаты планируется разместить на сайте, для этого пришлось сделать специальную программу, которая преобразует изображения в нужный формат и работает круглосуточно (со скоростью два экспоната в минуту). Ожидается, что через пару лет все экспонаты музея будут доступны на сайте.

Еще одна тема выступления представителя музея на конференции – хакатон, или марафон по программированию, – состязание среди разработчиков по созданию новых продуктов и решению проблем. Эрмитаж предложил участникам хакатона ВКонтакте задание оптимизировать посещение Эрмитажа, чтобы разгрузить очередь в музей. За решение задач по направлению культуры взялись 18 команд, 13 из них выбрали задания Эрмитажа.
Лучшими стали работы команд, которые разработали несколько приложений. Рассказывая об этом проекте, представитель музея отметил, что варианты и пути решения поставленной задачи иногда важнее законченного продукта. Участники хакатона предложили массу идей, которые администрация музея намерена реализовать.

Новые аудиовизуальные и мультимедийные решения в музейных экспозициях представил директор компании «Эй Три Ви» Ю. Ильин на примере технических изюминок, реализованных в Музее художественной культуры Новгородской земли и Музее «Ингосстраха», где используются проекторы Canon. О концепции развития цифровой инфраструктуры рассказали представители Государственного музея истории ГУЛАГа.

Опыт создания интерактивного музея есть у компании Polymedia, которая реализовала проект в Театре на Таганке к 100-летию со дня рождения режиссера Юрия Любимова (30 сентября 2017 г.). Центральная экспозиция музея – комплекс из 12 проекторов, передающих на стены фойе театра специально созданное круговое видео, посвященное главному режиссеру. Музей предусматривает также виртуальный интерактивный 3D-тур по театру. Одним из элементов музея являются интерактивные киоски. Видеоинсталляция реализуется на основе проекторов Panasonic, системы коммутации Atlona, мультимедиа-сервера и программного обеспечения Unity. В рамках выставки ISR в «Экспоцентре» компания Polymedia провела открытую партнерскую конференцию, на которой представила основные тенденции на рынке аудиовизуальных решений.

В дни проведения выставок состоялась торжественная церемония ProIntegration Awards 2017. Одноименной премии в восьмой раз были удостоены лучшие авторские решения и проекты в области оснащения коммерческой и жилой недвижимости современными аудиовизуальными технологиями и системами автоматизации. В соревновании участвовали полтора десятка компаний. Системные интеграторы и инсталляторы представили на суд жюри 32 проекта. Cреди победителей стоит отметить, в частности, компании «Аскрин», Polymedia, AUVIX, которые реализовали несколько проектов, удостоенных премии.

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку