Технологии реорганизации обсуждали на форуме «Телеком 2022»

В Москве прошел XVIII ежегодный международный форум операторов связи «Телеком 2022», организованный газетой «Ведомости». Основные темы обсуждения были связаны с вопросами импортозамещения оборудования, направлениями технологической реорганизации, мерами по обеспечению стабильной работы ИКТ-инфраструктуры, а также с возможностями развития проектов 5G и 6G.

О перспективах развития отрасли шла речь за круглым столом «Технологическая реорганизация в стратегически важных областях», в котором принимали участие представители госструктур, институтов развития и компаний – участников рынка телекоммуникаций.

Государство подставит плечо

Выступает Александр Хинштейн

По словам председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александра Хинштейна, к отрасли телекоммуникаций сегодня приковано особое внимание. Очевидно, что импортозамещение в этой сфере должно быть максимальным. Возможности для рывка у отечественных операторов законодатель назвал более чем серьезными. Парламент осознает роль и значение сотовой связи и со своей стороны готов на новые шаги и решения, которые позволят поддержать рынок. Среди направлений мер господдержки отрасли парламентарий назвал, в частности, приостановку требований закона Яровой, справедливую индексацию тарифов операторов с учетом роста потребительских цен, возможность совместного использования операторами инфраструктуры связи.

Для устранения цифрового неравенства государство готово подставить свое плечо. При этом важно, чтобы помощь и меры поддержки, которые будет получать отрасль, не создавали дополнительных трудностей для абонентов. Существующие проблемы следует решать не за счет кошелька потребителей, а за счет возможностей для диверсификации, оптимизации и сокращения расходов, эффективных бизнес-решений.

Транзитное состояние

Дарий Халитов (в центре)

Оперативное решение вопросов, связанных с поддержкой ИТ-отрасли, дает надежду на то, что многие вещи будут меняться в ближайшее время, отметил вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов. В условиях предстоящей технологической реорганизации операторы являются конечными потребителями ИКТ-оборудования, на основе которого они предоставляют услуги. На фоне ограничений наступает хороший период для разработчиков и производителей. Ключевая роль операторов связи в такой ситуации – формирование спроса.

«Мы как оператор связи понимаем, что нужно клиентам, мы можем сформировать запрос в адрес производителей. Такая задача прорабатывалась и в прошлом году. У нас есть сквозные проекты, которые были представлены на разных площадках. В частности, «Ростелеком» участвовал в рабочей группе по открытой архитектуре на базе АНО «Цифровая экономика», где рассматривались кейсы, связанные с созданием микроэлектроники», – рассказал вице-президент «Ростелекома».

Роль оператора в рамках технологической реорганизации двоякая. С одной стороны, компания как конечный потребитель, например, камер видеонаблюдения, понимает, какие технические характеристики должны быть у этих устройств. С другой стороны, у операторов есть исследовательские центры, лаборатории, на базе которых тестируется оконечное оборудование, сформирован пул компетенций, позволяющих определять характеристики различных устройств, самостоятельно разрабатывать прошивки. Оператор в состоянии формировать свои предложения в виде отдельных решений.

На общей ситуации сказывается условное транзитное состояние, в котором операторы оказались с конца февраля. Для большинства компаний на первый план вышли вопросы, связанные с отказоустойчивостью инфраструктуры, с тем, как ее масштабировать в условиях ограниченных поставок, нарушенных логистических цепочек.

Актуальным остается вопрос стоимости услуг, предоставляемых на территории страны. В сложившейся ситуации очевидно, что операторы вынуждены пересмотреть отношение к условиям предоставления безлимитного интернет-доступа («или он будет трансформирован, или возникнут сложности, связанные с наличием оборудования»).

По словам экспертов, предстоит оптимизировать имеющиеся решения, чтобы уменьшить объем ресурсов, потребляемых вычислительных мощностей. Линейки продуктовых предложений операторов будут пересматриваться. Ситуация на рынке меняется стремительно, и многие операторы, выступающие в роли конечных заказчиков ИКТ-услуг или оборудования, только формируют свои предложения.

Взаимодействие в новых условиях

Обеспечение бесперебойности услуг и сервисов – ключевая задача участников рынка, полагает коммерческий директор «Группы Т1» Сергей Лобов. Зарубежные поставщики и производители, которые покидают или приостанавливают работу на российском рынке, располагают экспертизой, которая не сравнится с экспертизой, полученной в любой другой стране мира. Ее уникальность объясняется географией обслуживания сетевой инфраструктуры, объемами банковского трафика, высоконагруженными банковскими системами.

Участники обсуждения затронули тему миграции сотрудников, располагающих уникальной экспертизой, и разошлись в оценках масштаба данного явления. По словам Сергея Лобова, в «Группе Т1» трудится несколько тысяч сотрудников, изменить свою судьбу решили «до сотни человек». При этом в компанию поступает много запросов от клиентов, заинтересованных в поддержании инфраструктуры. «Группа Т1» приглашает на работу специалистов, имеющих опыт обслуживания аппаратной и программной инфраструктуры.

Постепенно меняются модели работы в отрасли. До сих пор на рынке доминировали покупатели, которые диктовали процедуры, цены, спецификации, пользуясь широким разнообразием конкурентных предложений. Сейчас фокус смещается в сторону производителей – их готовности к работе с клиентом с использованием новых подходов. В частности, эксперты отмечали перспективы совместного обслуживания базовых станций, использования решений IoT. В зависимости от локации и климатических условий применение дронов, IoT-технологий при обслуживании базовых станций может обеспечить снижение затрат на эти цели на 20%.

Восстановить компетенции

Предпосылки нынешней ситуации с обслуживанием и поддержанием инфраструктуры операторов были заложены более десяти лет назад, когда на российском рынке начал активно развиваться аутсорсинг. Этот процесс привел к перетоку компетенций от сотовых операторов к производителям оборудования (прежде всего Ericsson, Huawei, Nokia), которые создали у себя мощные команды системной интеграции. Данный подход обеспечил возможность оптимизировать бизнес-кейсы.

Виталий Шуб (в центре)

Сегодня, когда зарубежные производители ушли или приостановили свои поставки в Россию, компетенции, отданные компаниям, аффилированным с Ericsson, Huawei, Nokia, телеком-операторы вынуждены возвращать либо создавать в новой реальности. «Операторам приходится брать на борт команды инженеров», – сказал руководитель исследовательского центра по технологиям 5G Сколтеха Виталий Шуб.

Еще одна проблема для российских телеком-операторов обусловлена закрытостью и проприетарностью решений в сфере сотовой связи четвертого поколения, в том числе LTE. Условно говоря, невозможно базовую станцию Nokia использовать в сети Huawei и наоборот. Однако сегодня, в условиях развития сетей открытой архитектуры пятого поколения, появляется уникальная возможность форсированной модернизации сетей 4G, 5G. Переход к новой парадигме работы телеком-оператора, в том числе в плане выбора поставщиков, позволяет создавать современные отказоустойчивые сети. «Работа в самом начале, но избежать ее невозможно, ибо старая модель сломалась и в ближайшем будущем, скорее всего, не восстановится», – сказал представитель Сколтеха.

Три трека одной задачи

Участники круглого стола высказывали мысль, что операторы оказались перед дилеммой: сфокусироваться на решении задачи отказоустойчивости сетей четвертого поколения либо с учетом ограничений сплотить усилия и попытаться перейти к развитию сетей пятого или даже шестого поколения.

Виталий Шуб полагает, что дилеммы нет. Типичная картина классического кризис-менеджмента требует проанализировать ситуацию, оценить существующие ресурсы, сформировать план действий и перейти к его реализации.

Актуальную для операторов задачу можно разделить на три трека. Первый (краткосрочный) предусматривает поддержание существующей телеком-инфраструктуры («чтобы сигнал проходил из конца в конец страны с нужной задержкой и качеством) и решение прежде всего логистических задач.

Второй трек со среднесрочной перспективой – это развитие сетей пятого поколения, переход на открытую архитектуру и одновременно расчистка частотного диапазона.

В долгосрочной перспективе (третий трек) нужно развивать сети шестого поколения, которые в мировом масштабе станут локомотивом отрасли телекоммуникаций. Соответствующие предложения направлены в Правительство, сообщил представитель Сколтеха. Дело за принятием решения на государственном уровне.

Как известно, в Сколково развернута пилотная сеть 5G, для индустриального применения предлагается около 100 кейсов В2В, «живых» сим-карт мало. В стране накоплено значительное отставание в развитии сетей пятого поколения. Достаточно сказать, что в Китае уже 700 млн абонентов 5G, в России – ноль. На форуме отмечалось, что отставание надо стремительно сокращать.

Для быстрого проникновения систем 5G в стране предстоит принять ряд организационных и технологических шагов, связанных, в частности, с рефармингом, высвобождением необходимого частотного ресурса. Огромный российский рынок (в России 265 млн активных сим-карт) открыт для сетей 5G, утверждают эксперты.

https://www.connect-wit.ru/

 

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку