EMC анализирует готовность компаний к ИТ-трансформации
Корпорация EMC представила в Москве результаты своего исследования «Анализ готовности к трансформации ИТ»

Корпорация EMC представила в Москве результаты своего исследования «Анализ готовности к трансформации ИТ»

Начиная с 2010 г. компания EMC начала проводить семинары во всех регионах мира по определению ИТ-стратегии предприятий в эпоху всеобщей цифровизации. При участии экспертов EMC на таких семинарах достигался некий консенсус между ИТ и бизнесом, что позволяло точнее определять приоритеты для последующих шагов. Однако первые семинары проходили, скорее, в тестовом режиме, когда EMC только набиралась опыта, и лишь начиная с 2014 г. проект заработал в полную силу. О результатах этого направления работы российским журналистам рассказал Игорь Корнетов, технический директор EMC Россия и СНГ.

Специалисты компании EMC на сегодняшний день смогли провести более 660 семинаров, причем большая их часть – 343 мероприятия – приходится на 2014–2015 гг. Понятно, что основной объем работы проводился в Североамериканском регионе и Западной Европе. Если же говорить о России, то пока в нашей стране было проведено около 20 семинаров, поэтому делать какие-либо выводы приходится с большой осторожностью. Что же касается отраслевой структуры, то в семинарах были представлены основные сегменты (точнее говоря, основные сегменты для американского рынка), включая: 1) управление благосостоянием (в России данный сегмент бизнеса отсутствует); 2) здравоохранение (опять же в России пока семинары в этом сегменте не проводились); 3) правительство; 4) розница; 5) банки и 6) телекоммуникации.

Касательно последнего сегмента – телекоммуникационных компаний Игорь Корнетов сразу же сделал важную оговорку: они присутствовали в очень ограниченном количестве поскольку в телекоме ИТ являются одной из основных движущих сил. Там имеет место достаточно грамотное взаимодействие бизнеса и ИТ – телекоммуникационные компании идут на гребне волны, и им незачем объяснять необходимость ИТ-трансформации. Они, как правило, уже располагают своими планами развития ИТ-служб и сами знают, в каком направлении необходимо двигаться дальше. Причем это замечание действительно не только в отношении компаний Североамериканского региона и Западной Европы, но применимо и к российским реалиям.

Три основные области трансформации ИТ предприятия: приложения, инфраструктура, операционная модель

Три основные области трансформации ИТ предприятия: приложения, инфраструктура, операционная модель

Собственно говоря, комплексная услуга, предлагаемая компанией EMC своим заказчикам, обычно включает в себя три этапа. На первом заказчик знакомится с методологией EMC и происходит обсуждение опросника, который содержит до 100 и порой даже до 200 вопросов, адресованных различным уровням заказчика – от управленцев топового уровня и до ИТ-специалистов низшего звена. Основная идея этого первичного этапа – собрать всех этих людей в одном месте и постараться промодерировать их общение, чтобы получить на выходе примерную картину того, что именно заказчик хочет от своей ИТ-службы и каким образом он понимает цифровую трансформацию.

На втором этапе проводится непосредственно сам семинар. Как отметил Игорь Корнетов, самый быстрый семинар из проведенных в России занял всего шесть часов. Обычно же такие мероприятия затягиваются на больший срок: бывали случаи, когда семинары EMC продолжались по 12 часов. После второго этапа компания EMC берет время на обработку материалов и через две-три недели представляет заказчику некое «решение» или, точнее говоря, структурированный взгляд на прошедшие на семинаре дебаты.

Итак, что же компании хотят улучшить в ИТ в первую очередь? Как выяснилось, имеются три основных направления: облачная инфраструктура, процессы и сервисы, приложения.

Облачные технологии не первый год являются одной из самых модных тем в наших ИТ, и сегодня о переходе в облако не говорит, пожалуй, только самый ленивый ИТ-директор. На этом фоне может даже создаться обманчивое впечатление, что проблема уже решена. Однако общение с заказчиками EMC показало, что на практике (не только в России, но и во всем мире!) 90% компаний пока находятся на стадии оценки и пробной эксплуатации облачных технологий и лишь технологически продвинутые лидеры рынка перешагнули уровень пилотной эксплуатации и движутся в сторону промышленных решений (но даже они пока переместили менее 20% своих приложений в гибридные облака). При этом представители тех самых 90% заявляют о желании использовать гибридные облака для запуска промышленных приложений в ближайшие 18–24 месяцев.

Почему же заказчики так тормозят с внедрением столь популярной технологии? В ходе семинаров выяснилось, что одной из главных преград здесь выступает неуверенность в том, что облачные решения смогут выдержать большой уровень нагрузок. В то же самое время обнаружилось, что только 3% заказчиков контролируют свои нагрузки и могут распределять их в соответствии с нуждами бизнеса. 6% оценивают нагрузки вручную, а 91% вообще не имеют никакой организованной системы оценки нагрузок. Отсутствие у заказчиков грамотной методологии оценки нагрузок шокировало экспертов EMC. Поэтому в своих проектах в России EMC стремится помочь заказчику структурировать представления об имеющемся у него ландшафте приложений и о его нагрузке.

Еще одним популярным не первый год термином в сфере ИТ является «виртуализация». Однако и в этой области реальное положение дел несколько отличается от рекламных проспектов. Лучше всего дело обстоит с виртуализацией вычислительных ресурсов: лидеры рынка довели здесь свои показатели до 80–100%, в то время как большая часть заказчиков остается на уровне 60–80%. Если же говорить о виртуализации приложений и систем хранения данных, то в этой области лидеры рынка находятся на уровне 60–80%, а бóльшая часть компаний балансирует на уровне 20–40%. Заметно хуже ситуация с виртуализацией сетей и рабочими местами: здесь лидеры достигли уровня 40–60%, а бóльшая часть заказчиков не поднимается выше 20%. Причем если низкий уровень виртуализации сетей понятен (только у телекоммуникационных компаний показатель виртуализации сетей был заметно выше) – это пока еще относительно новые технологии, которые требуют времени для повсеместного распространения, то заметный провал в реализации виртуальных рабочих мест остался для экспертов EMC загадкой, объяснить которую какими-то рациональными доводами они пока не могут.

Второе важное направление улучшений связано с процессами и сервисами. Выяснилось, что 95% заказчиков считают своей задачей построить такую ИТ-организацию, которая была бы способна предоставлять сервисы, ориентированные на бизнес, по минимальной цене. При этом меньше 4% заявили о том, что они уже сегодня достигли этой цели. 88% участников семинаров признались, что так и не начали или находятся на начальной стадии внедрения навыков в области облачных технологий и определения критичных для бизнеса сервисов. Наконец, 90% участников семинаров хотят располагать задокументированной стратегией ИТ-трансформации, которую будут поддерживать и топ-менеджеры бизнеса.

Основной пробел в сервисной стратегии, отмеченный всеми участниками, – способность получения и эффективного управления запросами пользователей через каталог сервисов и портал самообслуживания. У 76% нет ни портала, ни каталога, и сервисы недоработаны.

И третье важное направление трансформации – это приложения. В результате опроса участников семинаров обнаружилось, что одной из главных проблем, препятствующих внедрению новых приложений, является устаревшая инфраструктура ИТ: так, у 82% заказчиков нет масштабируемой, готовой к трансформации среды для разработок, независимой от инфраструктуры для создания облачных и мобильных приложений. Возможно, из-за недостатка таких масштабируемых современных сред для разработки приложений 68% участников заявили о том, что их программистам требуется около 12 месяцев для завершения нового цикла разработки, другими словами, создание приложений идет по старинке.

В завершение своего обзора Игорь Корнетов обозначил наиболее критичные области, которые являются пробелами в ИТ-трансформации сегодня. Наибольшую тревогу со стороны экспертов EMC вызывают три главные проблемы. Во-первых, это портал самообслуживания и сервисный каталог – на эти моменты указали 74% участников семинаров по всему миру. Во-вторых, это отсутствие механизмов оценки нагрузок в гибридном облаке – данную проблему обозначили 69% заказчиков. В-третьих, речь идет о необходимости изменения самой операционной модели, что включает в себя следующие пункты: предсказуемость сервисов (76% участников), ИТ-навыки (71%) и изменение потребления сервисов (70%).

Если же проанализировать распределение по отраслям, то картина вырисовывается следующая. Организации из сферы здравоохранения демонстрируют наименьший уровень зрелости на пути ИТ-трансформации, но они и наиболее заинтересованы в улучшении ситуации. Наибольших успехов в виртуализации рабочих станций добился ритейл-сегмент: ведущие участники рынка демонстрируют уровень виртуализации рабочих станций свыше 60%. Также в этих лидирующих компаниях 50% приложений работают в масштабируемой и независимой от инфраструктуры среде. Телекоммуникационная отрасль является лидером в сетевой виртуализации: более 40% виртуализированы, а у ведущих компаний уровень сетевой виртуализации достигает 80%. В финансовом секторе 40% компаний имеют полностью задокументированную сервисную стратегию и план ИТ-трансформации. Поэтому средний уровень технологической зрелости в этой индустрии выше, чем во всех других отраслях, где у большинства компаний нет четкого плана развития ИТ-модели. Ведущие представители государственного сектора заявили о переводе в гибридное облако более 20% основных приложений и достигли практически 100% в области виртуализации вычислительных ресурсов и приложений.

Некоторый оптимизм внушает постоянно растущий уровень зрелости участников семинаров EMC. Причем наиболее показательные изменения (если абстрагироваться от отраслей и географии) происходят в сервисной стратегии компаний. Все больше и больше заказчиков понимают, что наше будущее – это функционирование ИТ как сервиса.

Дмитрий Шульгин








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика