Fujitsu World Tour 2018: место человека во Вселенной данных

20 сентября в Москве прошла ежегодная конференция Fujitsu World Tour 2018, которая является частью общемирового мероприятия Fujitsu, проходящего в 20 странах на всех шести континентах. Fujitsu World Tour в этом году проходит под девизом «Сотрудничество для достижения успеха». Главными действующими лицами форума стали топ-менеджеры европейского офиса Fujitsu, руководители российского отделения компании и партнеры.

Конференцию открыло приветственное выступление Виталия Фридлянда, генерального директора компании Fujitsu в России и СНГ. Указав на ключевые слоганы форума, он отметил, что без этих двух составляющих сейчас просто невозможно успешно работать в сфере ИТ. Первый из них гласил: Human Centric Innovation – «Инновации, нацеленные на человека». Второй слоган – Co-creation for Success – можно перевести как «Сотворчество, порождающее успех».

Напомнив присутствующим, что конференция Fujitsu проходит в Москве уже в 15-й раз, Виталий Фридлянд заявил о том, что никогда еще «сумма технологий» не была так близка к тому, чтобы кардинально изменить наш мир. По мнению руководителя российского офиса, ИТ сегодня перестали быть выделенным видом деятельности, превратившись в некое подобие электричества: они сейчас везде и всюду, проникли во все поры экономики и жизни людей, ИТ стали незаметны, как мы не замечаем освещение в своих домах.

Отметив высокий уровень образования в России и свойственную русским людям тягу ко всему новому, Виталий Фридлянд с гордостью констатировал, что Россия сегодня, по качественному развитию ИТ, находится на втором месте в Европе после Германии, так что к нашему рынку приковано самое пристальное внимание компании Fujitsu.

Глен Фитцджеральд, технологический директор Fujitsu в регионе EMEIA

Глен Фитцджеральд (Glenn Fitzgerald), технологический директор Fujitsu в регионе EMEIA предложил участникам форума свое видение драйверов развития ИТ-отрасли.

Обратив внимание на радикальное ускорение развития технологий, когда ИТ-отрасль буквально полностью меняется за каких-то три-четыре года, Глен Фитцджеральд привел знаменитую цитату английского футуролога Артура Кларка: «Пределы возможного можно определить только путем перехода от них к невозможному».

Большое внимание в своем докладе он уделил таким современным тенденциям, как AI (искусственный интеллект) и ML (машинное обучение), подчеркнув, что они меняют наши устоявшиеся представления о возможных путях работы с клиентом. Вместе с тем, он призвал не переоценивать возможности AI («машины не захватят мир людей») и трезво подходить к таким модным технологиям как Blockchain, пошутив, что большинство людей, употребляющих термин направо и налево, и понятия не имеют о его смысле.

Хотя за спиной у Глена Фитцджеральда сиял лозунг Human Centric, на самом деле центральной темой его доклада стал вовсе не человек, а данные. Топ-менеджер Fujitsu красочно описал «Вселенную данных» и то, как компьютерные данные сегодня превращаются в самодостаточную ценность для крупных компаний.

Виталий Фридлянд, генеральный директор компании Fujitsu в России и СНГ

Затем с большим докладом выступил Виталий Фридлянд. Он представил множество интересных идей и концепций, а также не побоялся высказать и некоторые весьма дискуссионные суждения.

Так, рассуждая о российской специфике, Виталий Фридлянд заявил, что на самом деле Россия, если рассматривать ее потребности в различных современных технологиях, включая ИТ, ничем не отличается от всего остального мира. Глобализация процессов – это не выдумка, а реальность нашей жизни. Вместе с тем, он отметил, что сами ИТ-потребности очень неоднородны и сильно различаются у нескольких основных групп ИТ-потребителей: государства, крупных корпораций (зачастую государственных), среднего и малого бизнеса, социальных групп и отдельных индивидуумов.

Руководитель российского офиса считает, что ИТ имеют стойкую тенденцию становиться EaaS – Everything as a Service, т.е. все функции ИТ превращаются в услуги (не путать с Encryption as a Service или с Environments-as-a-Service).

Соглашаясь с Гленом Фитцджеральдом о ключевой роли данных, к обработке которых сегодня, по сути дела, и сводятся все ИТ, Виталий Фридлянд поднял очень интересную тему некоторого отката от 100% облачных сервисов. В самом деле, в России сегодня наблюдается возвращение многих компаний к модели on-premises. Разумеется, у нас эта тенденция легко объясняется принятием «законов Яровой», однако Виталий Фридлянд считает, что постепенный откат от 100% облаков произойдет и в остальном мире.

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Коннект» о причинах такой тенденции, руководитель российского офиса Fujitsu заметил, что невозможно в облачной модели обеспечить требуемую некоторыми заказчиками 100% безотказность. Компании хотят иметь резервные ИТ-мощности, которые находятся во внутреннем контуре и не могут быть подвержены каким-то внешним воздействиям. Для банка утрата связи с облачным ЦОД может означать такие потери, которые нельзя будет оправдать никакой экономией ИТ-бюджета. Кроме того, Виталий Фридлянд также заметил, что разрекламированная экономичность облачных сервисов на деле перестает выглядеть столь привлекательной, если рассматривать ее не на отрезке 2-3-х лет, а на более длительном периоде времени. К тому же, внесение изменений в облачный ЦОД зачастую оказывается очень недешевым удовольствием.

В своем докладе Виталий Фридлянд предложил по-новому взглянуть на многие вещи, которые мы привыкли воспринимать без предварительного анализа. Например, мы все привычно говорим о необходимости тотальной автоматизации производства, офисной работы – всего и вся. Но зачем, например, посылать своему коллеге по офису сообщение по E-mail, если вы просто можете подойти к нему, сделав два шага по офису? Иногда простейшие операции вовсе не требуют автоматизации и легко выполняются в, скажем так, «физическом», а не компьютерном мире. Одним словом, нам уже пора задуматься о «разумной достаточности автоматизации».

Пожалуй, наибольший отклик у аудитории вызвали рассуждения Виталия Фридлянда, связанные с политикой импортозамещения. Докладчик без дополнительных реверансов заявил об опасности постепенного сползания к самоизоляции: отказ от использования достижений западных стран и ставка исключительно на отечественные технологии может привести страну к серьезному отставанию, и не только в сфере ИТ. Он заявил о том, что бизнес (по обе стороны границы) не хочет санкций, и лидеры российской ИТ-отрасли должны доносить до Правительства России необходимость сотрудничества.

Эта часть выступления докладчика привела к достаточно бурной дискуссии, в ходе которой представители российской оборонки пожаловались на невозможность закупки современных ИТ-решений. Виталий Фридлянд на это ответил, что всегда сохраняются возможности для получения необходимых западных технологий.

Завершил свое выступление руководитель российского офиса кратким анализом положения Fujitsu в России. В частности, Виталий Фридлянд отметил, что сегодня возрастают продажи мощных, высокопроизводительных систем, в то время как сектор традиционных компьютерных решений (персональные компьютеры и пр.) постепенно теряет свои рыночные позиции.

Михаэль Мартике (Michael Marticke), ИТ-евангелист направления ЦОД компании Fujitsu

Михаэль Мартике (Michael Marticke), ИТ-евангелист направления ЦОД компании Fujitsu, рассказал о стратегии бизнес-ориентированных систем хранения данных.

Он начал свое выступление на фоне картинки, на которой была изображена солнечная система, а на месте солнца красовалась надпись DATA – Михаэль Мартике поддержал своих коллег в том, что именно данные становятся центром современной Вселенной ИТ.

Центральной темой доклада Михаэля стали твердотельные диски. Обратившись к истории вопроса, он напомнил участникам форума, что HDD был изобретен компанией IBM 61 год тому назад, а японская Toshiba еще в далеком 1980 году разработала технологию NOR Flash, так что и твердотельные диски никак нельзя отнести к современным изобретениям. Тем не менее, долгое время SSD находились несколько в тени, пока не научились делать вместительные твердотельные модули.

Перейдя к сегодняшнему состоянию Flash, Михаэль Мартике привел аргументы в пользу сверхвысокой надежности SSD, а также сопоставил стоимость СХД на базе HDD и SSD и объяснил, почему вариант с твердотельными дисками оказывается в конечном итоге более выгодным и с экономической точки зрения.

Представив актуальную линейку СХД ETERNUS и описав множество инноваций, встроенных в систему, Михаэль Мартике заметил, что японская компания тратит колоссальные деньги на разработку новых технологий, но при этом уделяет мало внимания пиару, поэтому заказчики зачастую просто не знают о преимуществах новых продуктов Fujitsu.

Докладчик также особо подчеркнул хорошие возможности для апгрейда системы – заказчику нет необходимости сразу же приобретать мощную систему «про запас», поскольку наличие универсального ПО позволяет легко перейти на систему более высокого уровня, когда это будет необходимо. В завершение выступления Михаэль Мартике привел несколько конкретных примеров внедрения современных СХД.

Николай Гришин, технический консультант компании Fujitsu, рассказал участникам форума о партнерстве Fujitsu и SAP. Он отметил, что в серверах линейки PRIMEQUEST, разработанных для решений типа mission-critical, Fujitsu использует стандартный дизайн Intel, пи этом все компоненты сервера продублированы и их можно легко заменять на ходу, не извлекая сервер из стойки. Он рассказал, как компания Fujitsu смогла перенести технологии, отработанные на RISC-системах, на платформу Intel. Особое внимание в своем докладе Николай Гришин уделил резервной системной плате, которая сокращает время простоя при аппаратных сбоях.

По утверждению технического консультанта Fujitsu, сегодня серверы PRIMEQUEST, созданные на платформе Intel, превосходят аналогичные машины на процессорах POWER и SPARC. При этом Николай Гришин сослался на данные независимых источников.

В завершение своего доклада он привел реальный пример из российской практики, когда одна промышленная компания решила вернуть из облака свой ЦОД, но хотела при этом сохранить гибкость конфигурации. Fujitsu предложила решение на базе PRIMEQUEST с различными вариантами масштабирования.

Алексей Картышев, ИТ-директор компании Ralf Ringer, рассказал об опыте совместной работы Fujitsu и Ralf Ringer при создании удаленного ЦОД.

Поскольку ЦОД располагался не во внутреннем контуре предприятия, то для Ralf Ringer основным требованием к системе была надежность, а производительность отошла на второе место. Был выбран вариант PRIMEQUEST, поскольку Fujitsu смогла предложить искомую золотую середину: не очень дорогое решение, но с нужными характеристиками.

При обсуждении доклада возник интересный вопрос, почему Ralf Ringer при реализации проекта отказалась от первоначально провозглашенной идеи перехода на тонкие клиенты. Как объяснил Алексей Картышев, после перемещения 80% приложений в ЦОД в офисе осталось примерно 20%, связанных с работой дизайнеров. ИТ-отдел не видит смысла передавать в ЦОД, связанный с офисом каналом 1 Гбит, тяжелые данные. Отвечая на вопрос о рисках, связанных с обрывом канала связи с ЦОД, Алексей Картышев сказал, что торговый бизнес не связан с приложениями, которые крутятся в ЦОД, поэтому, даже при остановке на сутки, бизнес не встанет.

Михаил Цветков, технический директор офиса Intel в России, представил новинки своей компании. Интересно, что и его доклад, как и выступления топ-менеджеров Fujitsu, начался с фразы «данные определяют будущее». Он рассказал участникам конференции о дата-центричной инфраструктуре, предлагаемой Intel, подчеркнув, что теперь именно ИТ-инфраструктура всегда будет адаптироваться под данные, а не наоборот.

Напомнив слушателям, что компания Intel начала свой путь 50 лет назад с разработки модулей памяти, Михаил Цветков представил новейшую разработку в этой области – энергонезависимые модули памяти Optane Persistent Memory, созданные на базе микросхем 3D XPoint.

В заключение своего выступления он сделал достаточно смелое предложение: оставить в пошлом аббревиатуру IT (информационные технологии) и перейти к варианту DT – Data Technology (технологии данных).

Завершилось пленарное заседание церемонией награждения партнеров и заказчиков, после чего участники форума имели возможность посетить, на выбор, технологическую сессию или сессию для партнеров.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку