Облако для банка – это сокращение издержек


3 декабря 2015 г. представители российского отделения компании
SAP и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) России опубликовали результаты уникального исследования, посвященного восприятию топ-менеджерами и ИТ-специалистами идеологии облачных технологий в российском банковском секторе. По прогнозам IDC, уже к концу следующего года объем сегмента облачных технологий составит 460 млн долл., что означает 50%-ный среднегодовой темп роста. Авторы исследования решили выяснить, каковы позиции облаков в ИТ-структурах российских банков? В чем заключаются основные страхи, и есть ли реальные риски  использования новых технологий в банковском секторе?

В отличие от Германа Грефа, большинство банкиров смотрят на ситуацию в банковском секторе с нескрываемым оптимизмом

В отличие от Германа Грефа, большинство банкиров смотрят на ситуацию в банковском секторе с нескрываемым оптимизмом

Заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Красюков сразу же отметил, что исследований подобного рода в России до сих пор никто еще не проводил, поэтому его результаты представляют живой интерес для всей компьютерной общественности, а не только компании SAP, выступившей в качестве заказчика данной программы. Сейчас мировой рынок облачных технологий оценивается в 4,5 млрд долл., на Россию приходится только 0,1% этого объема. Чтобы было понятно реальное положение дел, можно привести для сравнения долю Северной Америки в «облачном бизнесе» – 70%.

– Глядя в окно на стены Кремля, Эльман Мехтиев в шутку поблагодарил журналистов, которые утром 3 декабря «выбрали» пресс-конференцию SAP

Глядя в окно на стены Кремля, Эльман Мехтиев в шутку поблагодарил журналистов, которые утром 3 декабря «выбрали» пресс-конференцию SAP

Тем не менее, уже сегодня примерно 5% банковских ИТ-бюджетов в России тратятся на облачные технологии. На вопрос о том, сколько российские банкиры планируют израсходовать на данный сегмент ИТ через год, подавляющее большинство опрашиваемых ответили, что «облачный бюджет» вырастет в два раза. Таким образом, можно констатировать явную тенденцию на рост, причем в самом консервативном ИТ-секторе – банковских структурах, традиционно с подозрением относящихся к облакам.

В связи с этим исследователи интересовались сопутствующими вопросами, в частности, они анализировали общие настроения, царящие в банковском секторе России. К удивлению сотрудников НАФИ, выяснилось следующее: около 60% наших банкиров однозначно утверждают, что финансовое положение их организаций за последний год (который все называют «кризисным» или «санкционным») улучшилось; 36% опрошенных заявили об ухудшении отдельных показателей; 56% банкиров ожидают улучшения финансового состояния банка; подавляющее большинство опрошенных из топ-100 российских банков уверены в будущем благосостоянии своих учреждений. Как видим, в банковской сфере в России царят самые оптимистичные настроения, несмотря на экономический кризис.

Далее, исследователи уделили большое внимание уровню компетентности российских сотрудников банков и выяснили, что «облачный ликбез» приносит свои плоды, поэтому современные технологии становятся понятными и близкими. Так, 32% из опрошенных ассоциируют облачные сервисы прежде всего с бизнес-приложениями (а это именно то, чем и занимается SAP); 28% ориентируются в различных моделях облачных сервисов (PaaS, IaaS, SaaS) и видят их основные преимущества; 58% ИТ-специалистов указали, что они отлично осведомлены обо всех моделях облачных решений. Естественно, что уровень осведомленности ИТ-директоров оказался заметно выше, чем у рядовых представителей банковского сообщества.

Дмитрий Красюков особо подчеркнул, что компания SAP отметила агрессивный рост в секторе продаж своих облачных технологий в России. Понятно, здесь надо учитывать тот факт, что стартовала компания с небольшой базы, тем не менее, рост продаж в 2015 г. составил выше 400%, что не может не впечатлять. Среди известных клиентов компании SAP, которые используют ее облачные сервисы, можно указать, например, «Лабораторию Касперского», компанию «Спортмастер» и «ЮниКредит Банк».

Естественно, что ключевым был вопрос заинтересованности: «Почему банки России выбирают облачные технологии?». Оказалось, что определяющим фактором для банков стало сокращение издержек. Именно так – экономический фактор обошел по влиянию все остальные. Другими немаловажными факторами были названы следующие: снижение нагрузки на ИТ-подразделения; общее увеличение производительности системы; возможность легкой масштабируемости ИТ-инфраструктуры. О последнем пункте стоит сказать несколько слов отдельно. Понятно, что в работе любого банка имеются некоторые пики, связанные, например, с какими-то календарными событиями (предновогодними продажами и пр.), когда ИТ-инфраструктура предприятия подвергается самой высокой нагрузке. При классической модели ведения ИТ банку приходится создавать систему, способную проходить пиковые нагрузки, но все остальное время имеющиеся ИТ-мощности просто не используются. При задействовании облачных технологий появляется возможность закупать дополнительные ресурсы лишь на определенный период времени, что обеспечивает существенную экономию средств.

Заказчики исследования в лице SAP также стремились понять, почему многие российские банки все еще сторонятся облачных технологий. Как выяснилось, среди сдерживающих факторов в России особое место занимает миф о том, что облака якобы разрушают конкурентные преимущества банков, переводя их всех на «конвейер». Другой распространенный в банковской среде миф связан с неготовностью отказаться от предыдущих инвестиций. Исследователи, например, обнаружили, что многие наши банки, когда жизненный цикл использовавшейся ИТ-системы подходит к концу, при выборе новой ИТ-системы начинают рассматривать возможность перехода на облачные технологии. Было выявлено, что российские банки, уже использующие облачные технологии, как правило, имеют положительный опыт и с гораздо большей готовностью идут на реализацию новых облачных решений. Таким образом, опыт (положительный, разумеется!) использования облаков со временем нивелирует все те страхи и мифы, которые еще существуют на рынке.

Исследование показало, что 46% банков России в настоящее время пользуются в рамках своих бизнес-процессов теми или иными облачными сервисами. Более того, для 21% банков облачный сервис – предпочтительный вариант.

Еще один результат исследования, который можно отнести к неожиданным: чем крупнее банк, тем больше он настроен на использование облачных технологий, хотя, казалось бы, ведущие банки из первой российской сотни, обладая своей мощной ИТ-инфраструктурой, могут самостоятельно решать все ИТ-проблемы.

А вот к ожидаемым результатам можно отнести следующий: наибольший интерес к облачным технологиям сегодня проявляют те российские банки, которые занимаются экспансией, в первую очередь географической.

Если же говорить о тех направлениях, в которых преимущественно используются облачные технологии, то лидером сейчас является ИТ-управление банков (до 46%). Использование облачных сервисов для разработки продуктов в ИТ-системах банка, в омниканальном управлении отношениями с клиентами, розничном банкинге, а также маркетинге и корпоративном банкинге – на уровне 44%.

Важная часть данного исследования была посвящена теме взаимодействия банковского сектора России с государственным регулятором. В частности, банкиров спрашивали, что они ожидают от ЦБ России? Подавляющее большинство ответили – использования облачных технологий в рамках стандартизации и унификации регуляторной отчетности, которое должно сократить затраты банков и помочь им наладить бизнес-процессы, связанные с подготовкой отчетности: 85% банкиров ждут соответствующей инициативы от Банка России, подкрепленной нормативно-правовыми актами. Кроме того, респонденты  считают, что облачные технологии следует использовать для получения агрегированной аналитической информации по отрасли с целью анализа конкретной ситуации на рынке.

В заключительной части исследования банкирам задавался вопрос о том, что мешает сегодня активно двигаться в сторону облачных технологий? Заказчики исследования из SAP признались, что ожидали получить стандартный ответ: «Проблемы с безопасностью». Но реальность оказалась иной – чаще всего следовал ответ: «Нам необходимо решение руководства». Довольно часто банкиры ссылались на отсутствие нормативной базы и  необходимость выделения дополнительного бюджета. Как видим, классический миф о «небезопасных облаках» постепенно выветривается из голов финансовых руководителей.

После такого подробного доклада генеральному директору НАФИ Гузелии Имаевой осталось лишь рассказать о конкретных технологиях, которые были использованы в ходе проведения данного исследования, а также об отдельных результатах, которые плохо укладывались в привычные представления о банковском секторе. В частности, она отметила, что сотрудники НАФИ провели 30 экспертных интервью по преимуществу с представителями высшего и среднего звеньев управления российских банков, которые принимают непосредственное участие в выборе ИТ-стратегии. Далее были опрошены 250 человек из банковского сообщества, 67% из которых приходится на топ-100 российских банков (из них 28% –  топ-10, 15% – топ-30). 45% опрошенных – это розничные банки России. Третью часть выборки составляли непосредственно ИТ-специалисты. Весь проект был реализован в жесткие сроки – с апреля по август текущего года.

Гузелия Имаева подчеркнула, что недавно НАФИ участвовало в подобном исследовании, которое было посвящено общемировой ситуации с облачными технологиями, и это дает им возможность проводить корректные сравнения с российской ситуацией. К сожалению, Россия пока заметно отстает от общемировых стандартов. Так, в мире уже 40% ИТ-бюджетов приходится на облачные технологии, в России – только 5%. Далее, в мире облачные технологии используются практически во всем спектре ИТ, а в России они до сих пор применяются по преимуществу как вспомогательные сервисы. Тем не менее, само время работает на облачные технологии – наличие положительного опыта постепенно меняет ситуацию в России в лучшую сторону.

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Махтиев, завершавший своим выступлением официальную часть пресс-конференции, уделил главное внимание проблемам взаимодействия банковского сектора с государственным регулятором финансового рынка – Центральным Банком РФ.

В частности, возвращаясь к вопросу об ожиданиях, которые были отмечены со стороны банковского сообщества к регулятору, Эльман Мехтиев заметил, что Центральный Банк будет помогать решать проблемы, но только в том случае, если сами банки будут это требовать от регулятора. Должен быть четкий заказ со стороны банковского сообщества на новую нормативно-правовую базу – тогда она и появится. Если сам рынок не будет подталкивать регулятора, то процесс у нас затянется на годы. В качестве примера Эльман Мехтиев рассказал об австрийском опыте, когда само банковское сообщество предложило местному регулятору создать общий хаб, в который можно было бы сдавать отчетность.

К сожалению, начавшаяся сессия вопросов и ответов была неожиданно прервана сигналом пожарной тревоги, раздавшимся из громкоговорителей отеля «Балчуг Кемпински». Как выяснилось, тревога была учебной, но продолжать в такой нервозной обстановке пресс-конференцию оказалось уже невозможно. Тем не менее, Гузелия Имаева заверила нас, что результаты исследования будут выложены в свободном доступе на сайте НАФИ, поэтому журналисты смогут ознакомиться со всеми подробностями, которые не успели озвучить в своих выступлениях уважаемые спикеры.

Дмитрий Шульгин








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика