Дата старта определена

К 2022 году ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) собирается вывести на геостационарную орбиту (ГСО) пять спутников связи (в рамках планового обновления существующей группировки), а также запустить на ВЭО – высокоэллиптическую орбиту – четыре космических аппарата (в рамках выполнения проекта «Экспресс-РВ»). И если с высокоэллиптическими спутниками пока нет полной ясности со сроками запуска, то с геостационарными аппаратами все идет по плану.

В российской прессе в начале декабря появилась информацию о том, что российские телекоммуникационные спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» будут выведены на геостационарную орбиту 30 марта 2020 года. Для отчетности заметим, что в самом «Роскосмосе» данную информацию пока официально подтверждать не хотят.

Насколько известно к данному моменту, запуск спутников будет осуществляться тяжелой ракетой-носителем «Протон-М» с космодрома «Байконур» с пусковой площадки №81. Как мы знаем, на площадке №81 расположено две пусковых установки: №23 («левая») и №24 («правая»). 14 мая 2018 года было объявлено о том, что запланирован вывод пусковой площадки №23 из эксплуатации и перевод ее в режим консервации, поэтому 30 марта 2020 года старт будет производиться с установки №24.

Новые спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103», произведенные АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» в интересах ГП КС, будут выведены на геостационарную орбиту (круговую орбиту высотой 35 786 километров) и размещены в точках 80 градусов и 103 градуса восточной долготы, соответственно.

Данные космические аппараты предназначены для предоставления услуг связи и вещания в С- и Ku-диапазонах на всей территории России и в странах СНГ.

Николай Тестоедов, генеральный директор, объединения «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», выступая на конференции SatComRus 2019 в Петербурге, отметил наличие двух новшеств у двух спутников «Экспресс»: пассивной системы терморегулирования и системы довыведения, которая позволит ракете «Протон-М» доставить на геостационарную орбиту дополнительно 700 кг полезной нагрузки.

Согласно сведениям, официально предоставленным Юрием Прохоровым, генеральным директором ФГУП «Космическая связь» (ГП КС), в разработке и создании спутников связи «Экспресс-80» и «Экспресс-103», помимо АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», также принимала участие компания Thales Alenia Space – Italia, поскольку российская радиоэлектронная промышленность пока еще не позволяет нам полностью перейти на отечественные комплектующие.

Николай Тестоедов еще в 2017 году заявлял о том, что его компании удалось решить проблему замены части западных комплектующих российскими с полным сохранением функциональности, однако вынужден был признать, что это привело к увеличению веса спутников практически на 40%.

Оба новых спутника построены на платформе «Экспресс-1000НМ». Как ожидается, эти космические аппараты смогут прослужить на геостационарной орбите по 15 лет. Общая мощность системы электропитания каждого из спутников «Экспресс» составляет 8,5 кВт, энергопотребление – 6,3 кВт.

Масса спутника связи «Экспресс-80» составляет 2080 кг, масса «Экспресс-103» – 2260 кг. Небольшая разница в массе объясняется различием установленного на этих аппаратах оборудования. На спутнике «Экспресс-80» установлены 16 транспондеров C-диапазона и 20 транспондеров Ku-диапазона – для обеспечения фиксированной и мобильной связи, цифрового телевизионного и радиовещания, а также для высокоскоростного доступа в Интернет и передачи данных по всей России. Кроме того, на спутнике также имеются два транспондера L-диапазона, обеспечивающие глобальное покрытие.

На спутнике связи «Экспресс-103» установлены 16 транспондеров диапазона C и 20 транспондеров диапазона Ku – для обеспечения фиксированной и мобильной связи, цифрового телевизионного и радиовещания, а также для высокоскоростного доступа в Интернет и передачи данных по всей России. Кроме того, на спутнике имеется один транспондер диапазона L, обеспечивающий глобальное покрытие.

Как видим, оба аппарата, хотя и относятся к средней весовой категории, оснащены десятками транспондеров и способны поддерживать работу в трех диапазонах.

На очереди за ними стоят спутники связи «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ7», но о них мы поговорим позднее, когда в прессу просочится побольше конкретной информации.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку