Есть ли будущее у RCS в России?

Сергей Мальцев, консультант, J`son & Partners Consulting

Весной этого года МТС и «ВымпелКом» начали тестирование платформы «расширенных коммуникаций» (Rich Communication Services – RCS), во многом близкое идеологически (RCSlike) собственное брендированное приложение «МультиФон» уже насчитывает около 1 млн пользователей. По опыту внедрения RCS на развитых рынках эффект достигается лишь при одновременном запуске сервиса всеми операторами – только в этом случае создается единое межоператорское пространство общения критического объема абонентов. Есть ли будущее у RCS в России, зависит от того, сможет ли договориться между собой «большая тройка» о едином стандарте работы.

Экономические причины

На протяжении последних пяти-шести лет на мировом телекоммуникационном рынке наблюдаются два взаимосвязанных тренда. С одной стороны, активно развиваются сети мобильного ШПД 3G/LTE, с другой – быстро растет проникновение смартфонов после «революции Apple iPhone». Одновременно с этим все более популярными становятся многочисленные сторонние онлайн-сервисы (Over the Top, OTT – доставка сервиса пользователю по сети Интернет без прямого контакта с оператором связи), отнимая у операторов выручку от традиционных услуг (голос, SMS). Наиболее рисковые регионы для операторов – зрелые рынки с высоким проникновением смартфонов, развитыми сетями 3G/LTE и желанием абонентов сэкономить на услугах связи. Аналитики Yankee Group подсчитали, что каждые следующие 10% проникновения смартфонов в Европе вследствие все более широкого использования такими абонентами ОТТ-сервисов снижают доходы сотовых операторов от голоса и SMS на 1,5 млрд долл. ежегодно. При этом, по оценке Ovum, за счет ОТТ-конкуренции сотовые операторы в целом по всему миру потеряли за 2012 г. около 23 млрд долл. выручки от услуги SMS. В частности, на рис. 1 представлена структура выручки Vodafone в разбивке по странам за период 2012–2013 гг. Практически везде, за исключением Великобритании, доходы оператора увеличились лишь от передачи данных, доходы от голоса и SMS падали.

Рис. 1. Структура выручки Vodafone в разбивке по странам за период 2012–2013 гг.

Данные Chetan Sharma Consulting, J’son & Partners Consulting, 2013

В итоге операторам понадобилась собственная IP-альтернатива сторонним ОТТ-сервисам. С одной стороны, это поможет монетизировать рост передачи данных, с другой – оказать сопротивление OTT-сервисам, которые воспринимают операторские сети лишь как бесплатную среду доставки. В частности, CEO Viber Talmon Marco на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне 2013 г. отметил, что ежемесячные эксплуатационные расходы компании для обслуживания 175 млн клиентов во всем мире не превышают 0,2 млн долл.

Что такое RCS

Основные надежды в борьбе с OTT операторы всего мира возлагают сегодня на RCS. Платформа «расширенных коммуникаций» (Rich Communication Services – RCS), продвижением которой занимается международная Ассоциация GSM (GSMA) с 2008 г., должна помочь вывести на рынок собственные новые мультимедийные услуги на основе протокола SIP. Это может быть предоставление услуг чатов, мессенджеров (Instant Messaging – IM), видео, файлового шеринга и т. д., причем независимо от типа устройства и в любой сети – 2G, 3G, LTE или Wi-Fi. Инициатива RCS призвана, таким образом, обеспечить «транзит» традиционных операторских услуг голоса и SMS из мира коммутируемого доступа (Circuit Switched) в мир all-IP, попутно гарантировав паритетную конкуренцию с OTT-сервисами. Кроме того, RCS наряду с услугами VoLTE (голос в сетях LTE) и Video calls должен оправдать и обеспечить заполнение услугами развертываемые в настоящее время новые архитектурные платформы IMS (IP Multimedia Subsystem). Следует отметить, что RCS является межоператорским сервисом, т. е. для получения услуги необходимо, чтобы операторы всех участников коммуникации поддерживали данный стандарт. Такие межоператорские проекты внедрений RCS в мире сегодня происходят под единым брендом JOYN, созданным в феврале 2012 г.

Преимущества RCS

Каковы же преимущества платформы RCS и JOYN перед ОТТ? Прежде всего, это гетерогенность как на аппаратном (способность работы на устройствах под управлением всех трех ключевых мобильных OC – iOS, Android, Windows Phone), так и на сетевом уровне (единые стандарты), а также интероперабельность (нельзя, к примеру, отправить сообщение из iMessenger в Viber) и глобальный идентификационный номер (global user ID). С набором абонентских сервисов тоже все довольно интересно. Последние спецификации RCS/JOYN, к примеру, позволяют делиться мультимедийным контентом во время совершения голосового вызова (опция «see what I see»), имеют расширенную функциональность сервиса передачи сообщений (IM, одновременный чат с несколькими пользователями, шеринг документов, фото- и видеоконтента), социальный хаб Social Network Services и др. Если обратиться к преимуществам RCS/JOYN для операторов по сравнению с разработкой собственных OTT-сервисов, то в первую очередь стоит отметить единство стандартов, широкую маркетинговую поддержку GSMA бренда JOYN на международном уровне, единое межоператорское пространство на национальном уровне (в случае запуска JOYN всеми игроками), возможность выведения и монетизации новых сервисов (совместное редактирование фото, документов, конференц-звонки и т. д.).

Сложности с внедрением RCS

Несмотря на очевидные преимущества внедрения RCS/JOYN для операторов, массовое продвижение сервиса в мире происходит крайне медленно. Связано это в основном с межоператорским подходом к его реализации – именно он позволяет довести потенциальный размер аудитории до общего числа абонентов сотовой связи на отдельно взятом национальном рынке. Однако предшествующий единовременному запуску услуги всеми крупными игроками на национальном уровне процесс переговоров является крайне долгим и трудным. Первый такой крупный запуск на национальном рынке Испании сервиса JOYN произошел лишь в начале 2012 г., т. е. спустя четыре года с момента разработки его GSMA. Второе препятствие – постоянное сохранение угрозы малой востребованности платных услуг RCS и отток абонентов в сегмент бесплатных ОТТ. Наиболее вероятным промежуточным вариантом решения этого вопроса является модель Freemium (сам сервис предоставляется бесплатно, дополнительные опции – платно либо с показом рекламы). На сегодня примеров эффективной монетизации RCS среди мировых операторов пока нет: при запуске тестовой версии при введении платы за услугу наблюдался резкий отток пользователей. Ну и, наконец, быстрому продвижению RCS, по мнению экспертов испанской Telefonica, мешает сам бренд JOYN – многие операторы уже имеют подобные брендированные решения RCS-like (например, «МультиФон» и UMS «МегаФон») и не желают избавляться от них.

Кроме того, недостаточно развита пока и сама экосистема RCS/JOYN в части абонентских устройств: на начало 2014 г. лишь 32 модели с поддержкой RCS производства восьми вендоров на четырех операционных системах (Android, Blackberry, Tizen и Windows). Да, приложение JOYN может быть скачано с Android Market и Apple Store, но будет иметь ограниченный по сравнению с предустановленной версией функционал (только месседжинг). Еще один важный сдерживающий фактор – необходимость развертывания дорогостоящего IMS-ядра. Рано или поздно к этому придут все мировые операторы, но делать это только для JOYN никто пока не готов. Тем не менее вендоры и разработчики пытаются заполнить пробел некими промежуточными версиям – уже доступны облачные решения, позволяющие развивать услуги RCS и при отсутствии IMS-сети.

Зарубежный опыт

Так или иначе, но на июнь 2014 г. в коммерческую эксплуатацию JOYN запустили только 32 оператора (рис. 2), среди них крупнейшими являются America Movil, Orange France, T-Mobile, Vodafone, AT&T. Наибольший эффект от внедрения JOYN достигается при одновременном запуске услуги всеми крупными операторами, а таких кейсов пока лишь несколько. Прежде всего это Испания (Movistar, Orange, Vodafone), Южная Корея (KT, LG U+ & SK Telecom), США (Sprint и T-Mobile) и Румыния (Cosmote, Vodafone). Самый показательный пример – Южная Корея, где в течение 50 первых дней бесплатной эксплуатации в середине февраля 2013 г. количество подписчиков JOYN только по одному SK Telecom достигло 1 млн человек. Анонсируемая стоимость услуг в долгосрочном плане: передача сообщения – 0,02 долл., видеозвонок – 0,03 долл. за минуту.

При этом операторы отмечают, что изначально сервис не будет приносить прибыль. Более того, несмотря на то что с первых массовых внедрений RCS прошло два года, в мире пока нет ярких примеров его монетизации – до сих пор операторы выступают в роли догоняющих, пытаясь застолбить за собой место в мире OTT-услуг. RCS-проекты будут оставаться в таком латентном состоянии до момента действительно массового запуска ключевыми мировыми игроками, т. е. когда RCS не в теории, а на практике станет отраслевым стандартом, таким как в свое время стал, к примеру, SMS. Вполне может оказаться, что положительные бизнес-кейсы для RCS попросту невозможны: что бы ни предлагали операторы, показатель «Time to Market» у OTT-сервисов на порядок выше, они более гибкие, разнообразные и т. д. Но заниматься RCS операторы все равно будут, потому что есть вещи, не заниматься которыми невозможно: либо мировые операторы смогут войти в мир IP-сервисов, либо уже через несколько лет их попросту скупят набравшие капитализацию крупнейшие ОТТ-игроки в качестве инфраструктурной последней мили.

Пока же GSMA прогнозирует к 2015 г. запуск JOYN лишь 87 операторами в 35 странах мира. В число наиболее перспективных стран для внедрения JOYN, по мнению GSMA, вошла и Россия наряду с Канадой, Китаем, Индией, Индонезией и Польшей (см. рис. 2).

Рис. 2. Страны с запущенным сервисом JOYN, наиболее перспективные страны для запуска услуги и прочие интересные рынки

Данные GSMA, J’son & Partners Consulting, 2014

Есть ли перспективы RCS в России?

Несмотря на то что Россия отнесена GSMA к категории приоритетных для развертывания RCS стран, перспективы RCS-услуг у нас в краткосрочной перспективе довольно неоднозначны. С одной стороны, в стране действительно быстро растет проникновение смартфонов и происходит постепенное развитие LTE, а с другой – существенным препятствием является малое число доступных абонентских устройств, способных работать с RCS/JOYN. В целом, по прогнозам J’son & Partners Consulting, сделанным весной 2013 г., становление массового рынка RCS в России возможно не ранее 2014–2015 гг. – после того как начнется более активное внедрение LTE и распространение смартфонов достигнет «критической массы». Однако даже такой сценарий может быть реализован лишь при условии успешного партнерства между операторами в целях формирования межоператорского рынка RCS, что с учетом высокой консолидации российского рынка сотовой связи вполне достижимо – практически одновременное начало тестирования RCS МТС и «ВымпелКом» весной текущего года это подтверждает. Инвестиции МТС в проект составили более 100 млн руб. (сюда входит не только закупка серверного оборудования, но и собственно разработка приложения, интеграция с популярными соцсетями и доработка оборудования, установленного на сети МТС).

Пресс-служба «ВымпелКом» также сообщила, что оператор работает над внедрением RCS, причем технические характеристики его будут идентичны МТС, т. е. будут обеспечены полноценная интеграция и возможность межоператорской работы сервиса, когда их абоненты будут способны звонить, обмениваться сообщениями, пользоваться видеосвязью и т. д.

Что касается «МегаФона», то оператор пока не анонсировал планов внедрения RCS. Однако стоит отметить, что разработчиком платформы RCS для МТС выступила Crocodile Rich Communications – та же самая компания, что создала сервис «МультиФон» (сервис класса RCS-like «МегаФона»). То есть пока «МегаФон» оказался заложником ситуации – «убить» свой «МультиФон» с 1 млн абонентов он не может, но и количество пользователей по нему достигло предела, упершись в размеры собственной абонентской базы «МегаФон». Логично было бы предположить, что рано или поздно «МегаФон» тоже подойдет к внедрению полноценного RCS, после чего всем абонентам «большой тройки» откроется единое пространство для IP-взаимодействия. Пока же этого не произошло, в июле 2014 г. о тестировании RCS, наряду с VoLTE на сети LTE объявила и «Основа Телеком».

Рис. 3. Структура операторских доходов на различных рынка в зависимости от уровня проникновения смартфонов.

Данные Wireless Intelligence, Huawei Analysis, J’son & Partners Consulting, 2013

Таким образом, в России одновременный запуск «большой тройкой» RCS технически осуществим. Однако возникает вопрос, смогут ли российские операторы не только сделать такую услугу популярной среди своих абонентов, но и монетизировать ее. Российский абонент традиционно тратит на услуги связи около 10 долл. (ARPU на развитых рынках около 40 долл.), с облегчением воспринимая любую возможность сэкономить на услугах связи за счет OTT-сервисов. Вероятно, переманить часть абонентов за счет бесплатного для первого времени аналога операторам все же удастся, но удержать их после внедрения платных RCS-сервисов будет очень трудно. Вполне возможно, что это будут чисто символические платежи: по непроверенным данным, МТС, к примеру, планирует брать за RCS 10–20 руб. в месяц. Тем не менее выбора у российской «большой тройки» не остается – увеличение проникновения смартфонов в России, подстегиваемое самими операторами (как правило, ARPU таких абонентов на 35–50% выше), происходит сегодня быстрыми темпами. Вместе со смартфонами идет и волна OTT-сервисов, соответственно операторы все больше начинают терять доходы от традиционных услуг (рис. 3). По оценкам J’son & Partners Consulting, пороговым уровнем проникновения смартфонов, после которого операторам уже не удастся справиться с обвалом выручки от ОТТ-конкуренции, является 40–50%. На 1H 2014 г. уровень проникновения смартфонов в России составлял 26% у «ВымпелКом», примерно 37% у МТС с «МегаФоном».

Таким образом, с учетом сохранения быстрых темпов роста проникновения смартфонов у российских операторов есть еще примерно год-полтора, чтобы протестировать RCS, сформировать общее видение по услугам и межоператорскому взаимодействию, а также выработать общую маркетинговую политику. Именно от способности операторов быстро договориться друг с другом по очень широкому кругу вопросов (особенно учитывая, что «МегаФон» должен каким-то образом решить судьбу своего RCS-Like проекта «МультиФон») и будет зависеть успех RCS в России.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку