Инженерная автоматизация в XXI веке

Андрей Верижников, начальник отдела автоматизации и диспетчеризации Дирекции инженерных систем группы «Астерос»

В арсенале «Астерос» немало проектов по комплексному оснащению зданий инженерными системами. Какие наиболее интересные проекты вы могли бы отметить? Над чем работаете сейчас?

Один из знаковых проектов, который выделялся масштабом и сложностью, – ЦОД «Южный порт» ОАО «Сбербанк России». Здесь команда «Астерос» полностью отвечала за автоматизированную систему управления зданием. Заказчику был предложен максимальный уровень автоматизации, включающий мониторинг и управление технологическими системами ЦОД и системами жизнеобеспечения здания. Теперь служба эксплуатации может не только эффективно следить за системами ЦОД и управлять ими, но и контролировать энергопотребление практически всех типов оборудования и использовать коэффициентPUE для оценки того, какая часть энергии, подаваемой на площадку, потребляется ИТ-оборудованием, а какая – другими категориями систем, и делать выводы о КПД ЦОД.

Сейчас мы участвуем в проекте строительства квартала смешанной городской застройки «ВТБ Арена парк». Проект очень нетривиальный: квартал объединяет в себе Центральный стадион «Динамо» с досугово-развлекательным комплексом и подземным паркингом, а также 13 корпусов, среди которых гостиницы, офисные здания, апартаменты. Один из корпусов отведен под центральный диспетчерский пункт, где будет агрегироваться информация о функционировании всех систем квартала – ИТ, инженерных, безопасности. Наша зона ответственности – система мониторинга и диспетчеризации инженерных систем зданий.

Практикуется ли централизованное управление разными категориями систем здания – как инженерными, так и безопасности, ИТ – с одной консоли? Целесообразно ли это?

Параметры других систем могут передаваться в систему класса автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ). Но существует устоявшаяся практика разделения мониторинга систем физической безопасности (пожарной и охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом, видеонаблюдения, пожаротушения, оповещения, эвакуации и др.), инженерных систем (вентиляции, кондиционирования, тепло- и холодоснабжения, энергоснабжения и др.) и ИТ-систем. Как правило, это требование самих заказчиков. Во-первых, внутри организаций существует разделение зон ответственности, во-вторых, мониторинг разных классов систем требует разной квалификации диспетчеров. Да и не сможет один человек следить за всеми параметрами, правильнее, когда каждый следит за своим сектором.

В одном из наших проектов заказчик хотел получить единое рабочее место для мониторинга систем безопасности и инженерных систем в рамках одного программного комплекса. Но в итоге он сам же от этого отказался. В системе безопасности много специфических функций, которые производители по умолчанию реализуют в своем программном обеспечении (ПО). В данном же случае нам приходилось своими силами разрабатывать интерфейс для комплексного диспетчерского управления безопасностью и инженерией. Это ресурсоемкая и долгая работа, которая экономически себя не оправдывает.

Каковы мировые тенденции в области построения инфраструктуры зданий? В какую сторону движется рынок?

Заказчики задумываются об энергоэффективности зданий и других объектов. На Западе тенденцию «экологического строительства» уже можно назвать долгоиграющей, постепенно она проявляется и в России. Например, группа «Астерос» еще в 2012 году вступила в некоммерческое партнерство «Совет по экологическому строительству» – RuGBC. Участие в рабочих группах RuGBC дает возможность содействовать разработке стандартов формирования экологической культуры инженерно-строительной индустрии в нашей стране.

В последнее время мы наблюдаем, что все большее количество технических заданий, которые мы получаем, содержит требования, что система должна обладать функциями анализа энергоэффективности и выводить отчеты об энергопотреблении систем зданий. Мониторинг энергопотребления дает реальную оценку экономии средств за счет внедрения систем автоматизации, например, автоматической регулировкой освещения, применением энергоэффективных режимов работы систем вентиляции, кондиционирования и отопления и др.

Перспективное направление – интеграция АСДУ с системами управления ресурсами предприятия. Недавно мы получили ТЗ, в котором заказчик ставил задачу объединить локальные системы диспетчерского управления распределенных объектов в единую интегрированную систему плюс добавить к ней модуль управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. По мере поступления в систему информации о неполадках и неисправностях оборудования, в системе ТОиР будет автоматически создаваться инцидент. Ответственные лица могут видеть, каковы проблемы с тем или иным компонентом системы, когда и кем оно было установлено, когда и кем было произведено техническое обслуживание. И могут оперативно принять решение. Идеальным был бы вариант интеграции еще и модуля инвентаризации, который показывал бы, есть ли нужная запчасть на складе, и автоматически формировал запросы на закупки. Подобные решения существуют в мире. И мы будем предлагать их на нашем рынке.

Что препятствует распространению подобных систем в нашей стране?

Заказчики не всегда отдают себе отчет, что эксплуатационные расходы на инженерную инфраструктуру многократно превышают первоначальные затраты на внедрение. Бывает, что заказчик, получив расчеты по проекту, начинает вычеркивать статьи расходов на оборудование и ПО, отказываясь от автоматизации тех или иных функций. В итоге автоматизация сводится к минимально необходимому уровню, без которого сложно эксплуатировать здание. Хотя в стоимости владения инженерными системами здания доля ПО и оборудования автоматики и диспетчеризации – от 2 до 7% от стоимости всех систем. При этом она позволяет серьезно экономить за счет своевременного обнаружения проблем и предотвращения аварий.

Об экономии электроэнергии российские заказчики тоже заботятся не так сильно, как западные, поскольку энергоресурс в нашей стране пока относительно дешев.

Еще одна проблема, может быть, в том, что здания строят не собственники, а застройщики, которые потом сдают их в аренду. На Западе крупные организации чаще строят здания для себя и оснащают их исходя из своих долгосрочных потребностей. В таких условиях рынок инженерной автоматизации развивается активнее.

Верно ли, что комплексную систему управления инфраструктурой здания можно реализовать только в случае, если здание оснащается «с нуля»? Возможно ли автоматизировать унаследованные системы?

Нет никаких принципиальных ограничений для автоматизации уже существующих систем. Другое дело, что такой проект будет сложнее и дороже, чем если бы система автоматизации была предусмотрена изначально. Понадобится дополнительное оборудование – конвертеры, дополнительные контакты, возможно, решения для организации беспроводной сети при невозможности проложить кабельные линии и пр. Известно, что чем больше элементов в системе, тем система сложнее и менее надежна. Однако задачу всегда можно решить на приемлемом уровне.

В качестве примера не «с нуля» могу привести проект, который мы выполняли для офисного комплекса Аэрофлота «Мелькисарово». В нём мы строили систему автоматизированного диспетчерского контроля состояния вводно-распределительных устройств и источников бесперебойного питания (ИБП). Электротехнические щиты были доукомплектованы дополнительными контактами, установлены шкафы автоматизации, протянуты кабельные линии, смонтирована серверная. Работы велись в действующем офисном здании, поэтому их приходилось выполнять по ночам, что увеличило срок проекта, но зато не внесло никаких изменений в привычную работу офиса. Кроме того, объект сдавался за несколько лет до этого, и к началу проекта некоторые виды оборудования были сняты с производства. Найти для него аналогичные уже установленным компоненты оказалось невозможно, приходилось менять агрегаты целиком.

В системах домашней автоматизации применяется управление устройствами через Интернет. Есть ли место таким решениям в бизнес-зданиях?

Давайте уточним: диспетчер АСДУ осуществляет, как правило, мониторинг и базовое управление инженерным оборудованием. Архитектурно система состоит из трех уровней: полевого (датчики и исполнительные устройства), низкого (контроллеров, преобразователей) и высокого – серверов и диспетчерских рабочих мест. Вся логика управления вынесена на уровень контроллеров – это обеспечивает высокую надежность работы автоматизируемых систем, а также позволяет избегать человеческих ошибок. На долю диспетчера остается отслеживание параметров, реагирование на сигналы тревог и неисправностей, задание базовых установок и отчеты по работе систем. Вынести полнофункциональное управление на высокий уровень системы возможно, но это слишком большая ответственность для заказчика.

Основной интерфейс системы (инженерный) выводится на локальный АРМ диспетчера. Существуют веб-клиенты, позволяющие подключиться к системе удаленно через Интернет. Но здесь опять стоит упомянуть о функциях управления. Выше было сказано, что диспетчер стационарного АРМ несет функции базового, а не полнофункционального управления агрегатами инженерных систем, т.к. это большая ответственность принятия решения и создает возможность человеческой ошибки.

Тем более, не стоит выдавать права на управление веб-клиентам – это создает большую уязвимость системы. Либо необходимо обеспечить очень высокий уровень безопасности подключения на уровне ИТ.

Также существует возможность подключения к АСДУ с мобильных устройств. Для этого есть специально разработанный интерфейс, например, для ТОП-менеджмента, компактный, краткий и несущий наиболее важную информацию – состояние систем в целом и основные показатели.

Какова роль «Астерос» в дальнейшей поддержке построенной инфраструктуры здания?

Мы свои проекты не бросаем: инжиниринговые подразделения занимаются проектированием и реализацией, а сервисные – последующей поддержкой. Так «Астерос» осуществляет как гарантийную поддержку систем, так и, по договору, постгарантийное обслуживание. Такой договор у нас заключен, например, с ОАО «Сбербанк России» в ЦОД «Южный порт» и с ОАО «Банк ВТБ» в башне «Федерация».

У некоторых заказчиков есть своя служба эксплуатации, которая полностью или частично берет постгарантийную поддержку на себя. В таком случае наше сервисное подразделение проводит необходимое обучение специалистов заказчика.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку