Контр-нас-тупление

До недавнего времени ИТ-образование занималось в основном обучением работе в определенных пакетах иностранных программ: в школах – работе с Microsoft Office и операционной системе Microsoft Windows, в вузах – использованию специализированных пакетов программ, но тоже иностранных. Фактически готовили не программистов, а пользователей продуктов. Сегодня для развития отечественной ИТ-индустрии необходимы специалисты, которые могут не только хорошо освоить один продукт и в нем работать, но и понимать возможности каждого продукта, уметь правильно и эффективно его использовать.

Особенности национального ИТ-образования

Когда иностранные ИТ-компании приходили в Россию, они делали все, чтобы российские студенты осваивали именно их решения: раздавали учебные версии своих продуктов, организовывали авторизованные курсы по своим решениям, создавали учебные классы на базе своих продуктов в учебных заведениях и даже проводили олимпиады по проектам на соответствующем ПО. Естественно, все эти действия были направлены на то, чтобы как можно больше специалистов обучились работе с их программным обеспечением и пропагандировали его внедрение на всех предприятиях, где будут в дальнейшем работать.

И это сработало – до сих пор форматы данных для предоставления информации в государственные органы часто основаны на стандартах компаний Microsoft и Adobe, прочитать которые без соответствующего программного обеспечения сложно, как следствие требования поддержки этих форматов встраивают в тендерные документы. Но не стоит забывать о том, что у нас есть принятые ГОСТы на большинство офисных и промышленных форматов, которые, как правило, базируются на открытых стандартах и могут быть поддержаны различным программным обеспечением.

Однако в учебных заведениях по-прежнему преподают работу с иностранными программными продуктами, производители которых уже ушли из России. Так, на экскурсии в ярославский «Кванториум», организованный сообществом «я-ИТ-ы», были продемонстрированы учебные классы Ярославского градостроительного колледжа, где студенты изучали базы данных Microsoft SQL Server, офисные пакеты Microsoft Office и пакет Adobe PageMaker для создания веб-сайтов. Учебные классы и программы к ним были поставлены по тем или иным программам поддержки ИТ-образования. И хотя сейчас преподаватели делают акцент скорее на реализации проектов, чем на  использовании того или иного ПО, обучение продолжается в основном на иностранных продуктах.

В то же время компании, для которых эти студенты готовятся, перешли на отечественные или свободные разработки. Они заинтересованы в подготовке специалистов, которые могут работать с PostgreSQL, отечественными САПР, «Мой офис» и другими отечественными продуктами. Однако пока в учебных заведениях, похоже, нет ни самих решений, ни программ для их изучения. Исключением в случае Ярославского градостроительного колледжа стала отечественная САПР Renga, использование которой уже проводится в рамках программы учебного заведения. В связи с вступлением в действие некоторых нормативных документов Минстроя потребность в инструментах для работы с ТИМ очевидна. Тем не менее, пока непонятно, какие еще отечественные программные продукты нужны российским предприятиям.

Промышленные кадры

В рамках конференции «Информационные технологии в машиностроении» («ИТМаш») был проведен опрос специалистов по различным темам. Одной из них была кадровая проблема. В частности, мы попросили респондентов оценить доступность кадров для цифровой трансформации для их предприятия. Вопрос с кадрами для цифровой трансформации предприятий машиностроения сейчас стоит не менее остро, чем для строительной индустрии, поскольку машиностроение и ИТ развивались параллельно. Именно поэтому на наш вопрос большинство респондентов ответили, что у них нет достаточно специалистов для реализации проектов по цифровой трансформации (такой вариант выбрали 38% специалистов). Примерно столько же предприятий (31%) «не ждут милостей от природы» и готовят необходимые кадры самостоятельно. Еще 14% взаимодействуют с вузами, чтобы своевременно подготовить кадры для реализации своей стратегии цифровой трансформации. При этом более10% ответивших вообще не испытывают кадрового голода в ИТ. Таким образом, проблема с кадрами выглядит скорее решаемой – больше половины компаний как минимум видят пути ее преодоления.

Государство сейчас активно поддерживает развитие машиностроения и заботится о подготовке цифровых кадров для него. В частности, эксперт РФРИТ Игорь Тищенко в ходе круглого стола в рамках «ИТМаш-23» рассказал о поддержке его институтом развития 17 проектов цифровизации промышленных предприятий общей стоимостью в 15 млрд руб. Однако в своем докладе «Проблематика переобучения персонала предприятий с западных продуктов на отечественные» он отметил, что пока не удалось создать критическую массу специалистов по отечественным технологиям. По его словам, сейчас преобладает культура владения иностранными продуктами с использованием пиратских копий. Поэтому сейчас важно заниматься популяризацией отечественных продуктов, в том числе для личного использования.

Впрочем, производители отечественных продуктов и сами сейчас активно занимаются модернизацией образовательных программам для интеграции в учебный процесс. Так, ведущий специалист по математическому моделированию ЧУ «Цифрум» Татьяна Бобкова в своем докладе «Обзор государственных программ и инициатив в сфере подготовки кадров» рассказала о деятельности госкорпорации «Росатом», в которую входит ее компания, по развитию партнерской сети системы математического моделирования «Логос». Она отметила, что у госкорпорации есть корпоративный университет, который взаимодействует с МИФИ как с базовым для подготовки кадров. Сейчас ведется аналогичная работа по взаимодействию с МГТУ им. Н. Э. Баумана и  другими вузами в рамках консорциума CAD/CAE-систем. Разработчики предоставляют вузам бесплатные лицензии на «Логос» и предлагают программы для внедрения их в образовательный процесс. Кроме того, компания проводит и пропагандирует олимпиады по математическому моделированию, в которых также используются продукты «Логос». Наряду с этим госкорпорация организовала летнюю школу для студентов, в которой изучаются продукты и возможности «Логоса». «Для внедрения продуктов в отрасли нужны кадры нового поколения», – считает Татьяна Бобкова.

На «ИТМаш-23» начальник отдела разработки и внедрения систем информационной поддержки процессов эксплуатации и ППО ПАО «Ил» Кирилл Кушев поделился опытом подготовки кадров цифрового проектирования и производства на площадках МАИ и Московского политехнического института. По его словам, для промышленности важно получить специалиста, который работает на используемом на предприятии программном обеспечении и в специализированных настройках. Вуз такого организовать не может, поскольку не всегда знает тонкости проектирования на предприятии. Кроме того, существуют барьеры между кафедрами, которые блокируют создание таких междисциплинарных проектов, как проектирование беспилотных летательных аппаратов. Для максимального погружения студентов в процесс разработки Кирилл Кушев рекомендует проводить летную практику студентов на заводе с «боевыми настройками ПО».

Промышленность и вузы

Проблема еще и в том, что вузы не получают деньги от предприятий на подготовку специалистов. Сейчас за подготовку специалистов платит государство или сами студенты в рамках платных программ, а когда специалист подготовлен, предприятия его забирают. Причем не всегда именно того специалиста, который им необходим, что вполне объяснимо – студента готовили не по требованиям предприятия, а по заказу государства. Оптимальный вариант, чтобы предприятие заказывало вузу подготовку соответствующих ИТ-специалистов с обучением работе с теми программными инструментами, которые установлены на нем. Предложение Кирилла Кушева о прохождении практики – один из возможных путей решения проблемы, однако программа подготовки специалистов изначально должна быть ориентирована на конкретные предприятия.

По словам директора Ярославского градостроительного колледжа Марины Зуевой, консолидированного заказа на подготовку специалистов сейчас нет, поэтому колледжу приходится использовать общую специализацию – «Специалист по ИС».

Недавно появился такой механизм взаимодействия с предприятиями, как целевые договоры на обучение, которые можно заключать на третьем – четвертом курсах, когда студенты проходят практику. Однако необходимо сформировать и базу для обучения в виде курсов по используемым на предприятиях программным пакетам. Ведь предприятиям специалисты нужны уже сейчас, и не все из них готовы вкладываться на перспективу – в основном это доступно государственным органам.

Впрочем, некоторые предприятия занимаются вовлечением студентов вузов в производственную деятельность, о чем рассказал начальник управления цифровой трансформации ПАО «ОДК-Сатурн» Александр Сорокин. В частности, на его предприятии был создан испытательный полигон цифрового типа (ИПЦТ), на котором с ноября 2020 г. проводится тестирование кросс-функциональных проектов. В рамках ИПЦТ уже прошли обучение несколько студентов, силами которых были реализованы проекты по построению RPA, RFID для тары и виртуальной реальности для обучения сотрудников предприятия.

Сегодня вузы могут выступать не только как поставщики квалифицированных кадров, но и как разработчики качественных решений на базе отечественного программного обеспечения. О создании системы взаимодействия машиностроительного предприятия с профильным вузом на примере Пермского политехнического института рассказал на круглом столе в рамках «ИТМаш-23» начальник Управления инноваций и разработок ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Ренат Зиннатуллин. В частности, он перечислил семь возможных направлений взаимодействия вузов с промышленными предприятиями: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу и тематикам предприятия; повышение квалификации сотрудников предприятия; целевая подготовка студентов по заказу предприятия; прохождение практики студентами на предприятии; участие сотрудников предприятия в реализации программ высшего образования в качестве преподавателей (можно онлайн) одновременно со скрытым хантингом студентов; практическая апробация и внедрение научно-технических решений кафедры на производственной площадке завода с привлечением студентов; заказ университету проведения конкурсов для студентов по тематике предприятия (кейс-чемпионаты, хакатоны, корпоративные акселераторы). Взаимодействие предприятий с вузами на таком уровне позволит промышленности получить требуемые ей кадры за максимально короткое время.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку