
В Государственную Думу внесён проект федерального закона, направленный на ужесточение порядка признания иностранных государств «обеспечивающими адекватную защиту прав субъектов персональных данных». Документ предусматривает изменение критериев, на основании которых утверждается перечень таких государств, с учётом не только правового регулирования, но и реальной правоприменительной практики по защите персональных данных.
Законопроект вносит поправки в статью 12 Федерального закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ). Он разработан для повышения защищённости российских граждан при трансграничной передаче их персональных данных и усиления государственного контроля в условиях резко возросших угроз в цифровой сфере.
Две категории стран
При принятии решения о трансграничной передаче данных российские организации ориентируются на то, в какой стране находится зарубежная организация. Закон делит все страны на две категории – обеспечивающие адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных («адекватные») и не обеспечивающие.
Согласно действующему закону, автоматическое признание «адекватным» получают все страны, ратифицировавшие Конвенцию Совета Европы № 108. Однако, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, отдельные государства, несмотря на формальное соблюдение международных норм, фактически допускают или даже поддерживают систематические нарушения прав россиян. В частности, речь идет об Украине, на территории которой действуют ресурсы, публикующие персональные данные российских граждан, включая участников СВО. Эти утечки становятся источником мошенничества, давления и дискриминации.
Инструмент информационной войны
«Ситуация, при которой государство, грубо попирающее базовые нормы цифровой этики и безопасности, признаётся нами «адекватным» – недопустима. Украина давно превратила персональные данные граждан России в инструмент информационной войны. Публикации на так называемом «Миротворце», утечки, которые открыто используют враждебные структуры – всё это происходит при попустительстве, а зачастую и при прямом участии властей. Мы не имеем морального права закрывать на это глаза», — отметил один из соавторов законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
Принятые изменения позволяют не просто «ставить галочку» напротив международных соглашений, а смотреть на факты – как конкретное государство реально соблюдает права граждан, считает депутат. По словам эксперта, этот закон – часть суверенной цифровой политики России, в которой интересы граждан ставятся выше формального соответствия чужим правилам.
Способ давления
Когда персональная информация становится инструментом давления – через утечки, псевдо-расследования или манипуляции в СМИ, – а мошенничество в отношении граждан России фактически возведено в ранг государственной политики, это уже не просто нарушение цифровой этики, а прямая угроза нашему государству, отметил зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, сенатор Артем Шейкин: «Мы не можем считать Украину государством, обеспечивающим адекватную защиту персональных данных. Использование конфиденциальной информации в политических и криминальных целях говорит о полном отказе от принципов правового государства в цифровой сфере».
«Реализация положений законопроекта позволит повысить защищенность персональных данных россиян в условиях развития трансграничной киберпреступности», – пояснил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
Принятие закона, по мнению авторов инициативы, станет важным шагом в обеспечении реальной, а не декларативной цифровой безопасности россиян.
- ВКонтакте
- Telegram