Практика управления жизненным циклом автомобиля «КАМАЗ»

 Рустем Авхадиев, руководитель корпоративных проектов ЦИКТ ОАО «КАМАЗ»

Жизненный цикл любого автомобиля начинается с его проектирования. У завода «КАМАЗ» есть свой Научно-технический центр (НТЦ), который «с нуля» проектирует автомобиль, изготавливает на своих производственных площадях опытный образец, испытывает его и запускает в серию на главном сборочном конвейере. На площадях НТЦ также производятся спецавтомобили «КАМАЗ», которые принимают участие в парадах на Красной площади, выигрывают ралли Дакар и т. д.

Комплексное проектирование автомобиля выполняется в системе Teamcentre (Siemens PLM), вплоть до 3D-модели. После завершения проектирования всей машины (либо узлов) спецификации выгружаются в программу «1С». Весь дальнейший MRP-процесс создания опытного образца (планирование потребностей, расчет дефицита, заказ/поставка комплектующих, списание комплектующих в производство, расчет себестоимости и т. д.) происходит в «1С».

На базе системы «1С:Управление производственным предприятием» создана специальная конфигурация, комплексно закрывающая бизнес-потребности завода верхнего уровня (сбыт, казначейство, бухгалтерия, логистика, юридически значимый документооборот и т. д.). По завершении работы над машиной данные передаются в SAP, и вся производственная цепочка, в том числе конвейер, планируется и учитывается в системе SAP, далее готовый автомобиль экспортируется в систему «1С».

После испытаний и сертификации опытного образца автомобиль запускается в серийное производство и доступен для заказа покупателям.

В нашем случае покупатель – это не конечный потребитель, а дилер. Он заходит через браузер (или «тонкого клиента») в нашу систему и выбирает машину. Задача это непростая, поскольку сегодня «КАМАЗ» представлен более чем 40 моделями, 1500 комплектациями, и у каждой комплектации еще есть опции! Плюс спецтехника, выпускаемая на шасси «КАМАЗ». Для сравнения: в советские времена завод предлагал только пять вариантов машин. Наш посткризисный девиз – «Произведем что угодно, лишь бы клиент купил». Так у нас родилось «позаказное мелкосерийное конвейерное производство».

Система позволяет дилеру сразу увидеть имеющийся свободный складской остаток. В специальном конфигураторе покупатель выбирает модель и комплектацию автомобиля. Система выдает опции, доступные в данном наборе (модель + комплектация). Например, цвет кабины, ABS (антиблокировочная система), МКБ (межколесная блокировка), сиденья, шумозащита и т. д. Если опции не взаимоисключающие (совместимы между собой), то система калькулирует цену с учетом опций, выдает наиболее точные совпадения пожеланий дилера с имеющимися на складе машинами, и покупатель может зарезервировать машину. Если задолженность дилера, которая возникнет после отгрузки машины, покроется имеющейся предоплатой либо другим обеспечением (контроль взаиморасчетов система осуществляет автоматически), то машина будет сразу зарезервирована и уйдет из свободного остатка.

Если дилеру не повезло и готовой машины нужной ему комплектации нет, он может заказать ее из текущего производственного свободного заказа, т. е. из перечня машин, которые запланированы к производству «на склад». После резерва машина будет производиться уже под заказавшего дилера, а не «на склад».

Если и в производстве требуемой машины нет, то можно заказать ее включение в следующий производственный план. Конечно, автомобиль – это не конструктор LEGO, тем не менее дилеру предоставляется полная свобода в ее конфигурировании.

Летом прошлого года на заводе был запущен сервис веб-заказа, сейчас им пользуются 115 (из 200) дилеров по РФ. Остальные заказывают по телефону, факсу, электронной почте и т. д. Веб-сервис позволяет обеспечить ряд преимуществ: адресное резервирование машины под дилера уже на этапе производства, открытые данные по складу, более широкий выбор и т. п.

В любом случае, каким бы способом дилер ни заказал машину, его заказ обязательно проходит процедуру подтверждения системой либо менеджером «КАМАЗа».

Далее на конвейере выпускается шасси будущего автомобиля, осуществляется его приемка, выявляются дефекты/некомплектность. Если с шасси все в порядке, оно может быть отправлено на установку спецнадстройки (самосвальная установка, бетономешалка и т. д.). Всего у «КАМАЗа» более 100 заводов-смежников, установщиков спецнадстроек (как входящих в корпорацию, так и сторонних).

Когда шасси становится готовым автомобилем, оно помещается на склад готовой продукции с адресным хранением. Оттуда его уже забирает дилер. Готовый автомобиль можно забрать и с завода-установщика спецнадстроек (если это оптимально с точки зрения логистики).

Учет и управление всеми процессами выполняются в системах «1С» и SAP. Благодаря интеграции систем дилер может в своем веб-клиенте «1С» наблюдать за процессом изготовления заказанной машины и планировать ее дальнейшую судьбу.

После получения машины и отгрузки ее конечному покупателю дилер начинает работать в другой нашей веб-системе на платформе «1С» – «Управление гарантией и сервисом». В ней он фиксирует постановку машины на гарантию, ТО, рекламации, гарантийные ремонты и т. д. С прошлого года в этой системе работают уже все наши дилеры, причем не только по РФ, но и по всему миру («КАМАЗ» регулярно получает награду «Лучший экспортер РФ», входит в Европейский реестр успешных организаций.).

В системе дилер может посмотреть фактический состав основных узлов автомобиля, введя VIN (Vehicle Identification Number – идентификационный номер автомобиля). Дело в том, что технология производства автомобиля «КАМАЗ» предусматривает множество замен деталей альтернативными (аналогами). Поэтому, даже зная модель и комплектацию автомобиля, нельзя точно определить его состав. До внедрения системы дилеру приходилось разбирать автомобиль, чтобы узнать, какую именно деталь нужно заказать для замены. На новом сайте www.kamaz.ru доступ к этому сервису предоставлен всем желающим. Кроме того, в системе дилер может увидеть историю жизни автомобиля: прохождение ТО, ремонты и т. д.

Отдельная тема – рекламации и гарантийные ремонты. Взаимодействие «дилер –производитель» по вопросам гарантии осуществляется только через систему. «Гарантийная» часть системы работает давно, поэтому отлажена максимально. По части рекламационных актов взаимодействие с дилерами полностью «роботизировано» и происходит без участия человека, вплоть до акцепта рекламационного акта и соответственно отгрузки запасных частей по гарантии и оплаты гарантийных работ. Кроме того, система является источником данных по отказоустойчивости узлов наших машин, по зависимости надежности от регионов эксплуатации, пробегов и др.

В настоящее время осуществляется перевод управленческого учета дилеров – «дочек» завода в эту систему, чтобы они вели в ней (в облаке) не только гарантийные ремонты, но и сервис, продажи и т. д.

В планах развития системы – совершенствование системы планирования заказа (минимизация производства «на склад», максимизация выпуска под «подтвержденный заказ»); внедрение системы «1С-MES» (оперативное управление технологическим процессом производства в НТЦ); CRM для дилеров; портал закупок (полное взаимодействие со всеми поставщиками через систему «1С» – от выбора поставщика и конкурсных процедур до заказа у него товара); электронный юридически значимый документооборот (отказ от бумажных документов в пользу ЭЦП).

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку