Развитие глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности

Валерьевич Чернышов, заместитель начальника отдела электрооборудования и автоматизации – руководитель группы радио- и навигационного оборудования, ФАУ «Российский морской регистр судоходства»

Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) полноценно функционирует с 1 февраля 1999 г. Но дискуссии о базовых критериях и принципах функционирования системы начались задолго до этой даты: поскольку рассматривалась задача создания именно глобальной системы, то в работу под эгидой Международной морской организации (ИМО) были вовлечены ведущие эксперты и технические специалисты в области различных систем радиосвязи, включая спутниковую радиосвязь.

В оборудовании и берегового, и судового сегмента ГМССБ были реализованы самые передовые на тот момент технические решения и технологии, позволяющие эффективно выполнять функциональные требования, которые определены главой IV «Радиосвязь» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74 с Поправками): передачу и прием оповещений при бедствии в направлении «судно – берег», «судно – судно»; передачу и прием сообщений для координации поиска и спасания; передачу и прием сообщений на месте бедствия; передача и прием информации по безопасности на море; передачу и прием радиосообщений общего назначения на береговые системы радиосвязи / сети радиосвязи или от них; передача и прием сообщений «мостик – мостик».

Безусловно, ГМССБ была и остается эффективно функционирующей глобальной системой связи, которая не только обеспечивает радиосвязь общего назначения, но и, что наиболее важно, позволяет оперативно передать оповещение при бедствии с помощью различных, независимых друг от друга средств и систем связи. В рамках системы сигнал бедствия будет должным образом обработан и доставлен соответствующим региональным службам поиска и спасания (морским спасательно-координационным центрам), которые, используя возможности этой же системы, будут организовывать поисково-спасательную операцию.

В качестве наглядного примера эффективности ГМССБ достаточно привести статистику по одному из ее компонентов – международной спутниковой системе поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Благодаря межправительственному сотрудничеству более 40 государств (включая Российскую Федерацию) за 30 лет функционирования системы в результате 9665 поисково-спасательных операций удалось спасти жизни свыше 35 тыс. человек. Только за 2012 г. система КОСПАС-САРСАТ была задействована в 634 случаях, когда люди терпели бедствие и нуждались в срочной помощи, спасены 2029 человек.

В отношении другого компонента системы ГМССБ – системы спутниковой связи «Инмарсат» – можно привести следующие статистические данные: только с использованием судовых терминалов Inmarsat C (Inmarsat Mini-C) за период с ноября 2011 по октябрь 2012 г. в направлении «судно – берег» было передано 1000 оповещений при бедствии, а за период с ноября 2012 по октябрь 2013 г. – 900 таких оповещений; в течение 2013 г. через службу расширенного группового вызова (РГВ) системы «Инмарсат-С» в направлении «берег – судно» ежемесячно передавалось примерно 34 026 сообщений с информацией по безопасности на море (Maritime Safety Information). Эта информация позволяет находящимся в Мировом океане судам принимать важные решения по обеспечению безопасного мореплавания, сохраняя тем самым жизнь экипажей судов и пассажиров и перевозимые грузы.

В процессе функционирования ГМССБ претерпевала изменения в области процедур взаимодействия отдельных элементов системы, совершенствования форматов передачи и обработки сигналов и массивов информации, расширения береговой инфраструктуры. При этом уточнялись процедуры взаимодействия различных компонентов внутри системы, детали организации и проведения поисково-спасательных операций службами разных государств, расширялись регионы (в сторону арктических широт) передачи информации по безопасности на море. Все усовершенствования носили эволюционный характер и были направлены на поддержание системы на современном уровне. Однако за полтора десятилетия существования ГМССБ научно-технический прогресс совершил значительный рывок по всем направлениям, особенно в части компьютерных и электронных технологий, в связи с чем в 2011 г. по решению Комитета по безопасности на море Международной морской организации в повестке дня 15-й сессии Подкомитета ИМО по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR) впервые появился пункт, предусматривающий анализ необходимости пересмотра элементов и процедур ГМССБ, что положило начало приоритетной работе по определению направлений дальнейшего развития и совершенствования системы.

Работа по модернизации ГМССБ планируется весьма масштабная, требующая подробного обсуждения вопросов взаимодействия ГМССБ и системы электронной навигации (e-navigation). Заключения, выводы и предложения по этому проекту будут сформулированы и представлены для окончательного рассмотрения Международной морской организации не ранее 2018 г.

Среди основных тенденций в предстоящей модернизации ГМССБ можно выделить следующие:

  • появление новых систем спутниковой связи, которые находятся в стадии признания или планируются для прохождения процедуры признания для функционирования в ГМССБ. В частности, определен порядок оценки спутниковой системы Iridium Sattellite (CША). В отличие от системы Inmarsat, не обеспечивающей охват полярных регионов земного шара, Iridium Sattellite имеет возможность предоставлять услуги связи с глобальным охватом, включая передачу и обработку оповещений при бедствии. Для сведения можно отметить, что система Iridium Sattellite оказывает услуги связи более 13 лет и обслуживает свыше 600 тыс. абонентов, в том числе 50 тыс. абонентов морской индустрии. Второй альтернативной системой спутниковой связи, которая может быть признана для использования в ГМССБ, является Thuraya (ОАЭ). Однако она относится к разряду региональных и обеспечивает связь в Персидском и Оманском заливах. Для судов, эксплуатируемых в регионе охвата Thuraya, возможно, будет достаточно наличия судового терминала этой системы для полноценной эксплуатации за пределами морского района ГМССБ А2 (за пределами охвата береговых станций, работающих в диапазоне промежуточных волн). В связи с планируемым появлением альтернативных спутниковых систем связи предстоит пересмотреть подход к морским районам ГМССБ А3 и А4, а также решить множество взаимосвязанных организационных и технических вопросов, включая создание единой базы данных (сервера) распространения информации по безопасности на море, к которой должен быть обеспечен доступ всем поставщикам услуг спутниковой связи, признанным для функционирования в рамках пересмотренной ГМССБ;
  • использование автоматической идентификационной системы (АИС) для передачи оповещений при бедствии. Предполагается, что функциональные возможности аппаратуры АИС обеспечат эффективную передачу таких оповещений, но при этом должны быть детально рассмотрены и задокументированы вопросы, связанные с их доставкой не только судам, находящимся в зоне действия судовой аппаратуры, но и поисково-спасательным службам, организующим проведение соответствующей операции;
  • качество программного обеспечения, используемого в оборудовании и системах радиосвязи (берегового и судового сегмента ГМССБ), а также единые процедуры его периодического обновления носят принципиальный характер в силу того, что современные аппаратные средства связи базируются на компьютерных технологиях: именно программное обеспечение играет первостепенную роль и в отношении корректности функционирования оборудования, и в отношении совместимости различных элементов внутри ГМССБ.

            Масштабность предстоящей работы по пересмотру элементов и процедур ГМССБ очевидна, перечисление актуальных тем можно продолжать. Но следует отметить главный аспект: только кропотливая работа и конструктивное взаимодействие международных экспертов по радиосвязи и поисково-спасательным операциям при координации со стороны Международной морской организации позволят обеспечить решение всего комплекса вопросов, связанных с модернизацией ГМССБ, что в конечном счете поднимет на новый уровень охрану человеческой жизни на море и безопасность мореплавания.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку