Модераторы: Евгений Ковнир, директор департамента развития отрасли информационных технологий, Минкомсвязь России, Александр Якунин, генеральный директор «Объединенной приборостроительной корпорации», Сергей Хохлов, директор департамента радиоэлектронной промышленности, Минпромторг России

Участвовали 21 докладчик: ИКТ ФГУП «НИИСУ», ОАО «Рособоронэкспорт», IBM, «Депо Компьютерс», НИИСИ РАН, ЗАО «МЦСТ», ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука», YADRO, Huawei, компания «1С», «Технософт» (ГК «Техносерв»), «Галактика», АО «БАРС Груп», ГК «АйТи», АО «РДТЕХ», Фонд развития перспективных исследований, компания АСКОН, ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «Топ Системы», МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Общие проблемы

  1. Высокая степень зависимости ИТК рынка в области телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники от иностранных производителей. На данный момент более 90% рынка в России занимают иностранные производители. За последние 20 лет в стране сложилась экосистема, в рамках которой взаимоотношения между потребителями ТКО и ВТ, рынка АСУ и ПО, посредниками и поставщиками решений ориентированы на зарубежных вендоров, в первую очередь американского и китайского происхождения.
  2. Сохранение тенденции на закупку и применение российскими потребителями иностранного ПО. Ввиду возможных новых издержек и затрат, связанных с переходом на отечественное ПО, потребители стараются как можно дольше сохранить статус-кво.
  3. Появление новых рисков, вызванных геополитической ситуацией:
  • введение санкций в отношении ключевых предприятий оборонно-промышленного комплекса и нестабильность курса валют могут повлиять на исполнение Государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также способствовать срыву некоторых заявленных параметров Государственной программы вооружений (ГПВ);
  • прекращение поставок оборудования, запчастей и связанных с ними сервисов.
  1. Среди рисков участники также выделили:
  • утрату собственных компетенций и реальных производств, научной и инженерно-экспертной школы, позволяющей контролировать телекоммуникации и информационные системы;
  • возможность потери международных рынков вооружения из-за утраты конкурентных преимуществ в автоматизированных системах управления, системах связи и системах наведения.
  1. Обеспечение безопасности информации: возможность неконтролируемой и/или скрытой утечки (либо подмены) информации, несанкционированного контроля и управления информационными потоками, ведения разведывательной деятельности. Наличие у иностранного ТКО, ВТ и ПО недокументированных возможностей (НДВ), включая дистанционный вывод из строя или искусственное управление сбоями, создающими угрозу экономического коллапса и техногенных катастроф посредством частичного или полного отключения систем и сетей органов государственного и военного управления, промышленных предприятий, предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Предложения в части, касающейся импортозамещения ПО

  1. При информатизации отдельных предприятий ОПК учитывать последующую необходимость интеграции всех предприятий в единое информационное пространство. Для выработки единой государственной политики актуализировать состояние Концепции информатизации ОПК.
  2. Учитывать в программах импортозамещения предприятий ОПК модель управления рисками.
  3. Использовать практику разворачивания пилотных зон на отечественном ПО.
  4. Максимально вовлекать в доработку программных продуктов уполномоченных представителей предприятий ОПК.
  5. При создании и доработке программных продуктов с поддержкой государства учитывать необходимость их последующей коммерциализации, создаваемые продукты должны быть «в рынке».
  6. Для отдельных категорий ПО применять стандартизацию как способ минимизации рисков и продвижения отечественной продукции.
  7. При разработке продуктов с поддержкой государства рассмотреть не только копирование иностранных аналогов, но и применение новых парадигм применения продуктов (сервисные модели).
  8. При создании промышленного ПО привлекать в качестве участников консорциумов представителей отечественной научной школы.
  9. Предпринять меры для активизации на постоянной основе диалога между конечными потребителями и производителями отечественной продукции.

Предложения в части решения общих проблем стимулирования отечественного производства и импортозамещения в ИКТ отрасли

  1. Изменение нормативно-правового регулирования государственных закупок, гарантирующего рынок сбыта, и обеспечение минимального объема поставок отечественного оборудования; в части прикладного корпоративного ПО – Минкомсвязи и Минпромторгу в рамках закупок за государственный счет по № ФЗ-44 и ФЗ-223 применить механизм приоритетного применения отечественного ПО; технологические изменения процедуры закупок.
  2. Применение новых рыночных решений; в части прикладного промышленного ПО – Минпромторгу и Минкомсвязи сформировать консорциумы, включающие производителей ПО, потребителей ПО и научные/образовательные организации; Минэкономразвития (в части РВК), Минфину (в части Сколково), Минкомсвязи (в части Росинфокоминвест), Минобрнауки (в части государственных программ поддержки исследований

и разработок и программ Фонда Бортника), Минпромторгу (в части Фонда развития промышленности и государственных программ) в интересах развития экономики и снижения технологической зависимости сфокусировать имеющиеся инструменты поддержки на участниках сформированных консорциумов.

  1. Организация коллективной разработки программного обеспечения на основе СПО (свободного программного обеспечения); в части инфраструктурного ПО – Минкомсвязи и заинтересованным органам исполнительной власти с участием ИТ-компаний и представителей предприятий ОПК организовать работу по разработке ПО на основе СПО.
  2. Изменение налоговой политики: применение налоговых льгот для отечественных производителей ИТО (НДС, налог на прибыль, социальные налоги), налогового барьера на ввозимую готовую радиоэлектронную продукцию (иностранную), налоговые льготы на импорт комплектующих (НДС, таможенные льготы).

Общие решения

  1. Рынок ИТ угрожающе зависим от иностранных решений, что несет в себе комплексные риски в части как информационной безопасности, так и невыполнения ГОЗ.
  2. Необходимо поддержать план импортозамещения в области ТКО (телекоммуникационное оборудование) и ВТ, разработанный Минпромторгом, и план импортозамещения ПО Минкомсвязи. Их выполнение повысит общий уровень сетевой и информационной безопасности и позволит устранить значительную часть угроз.

3. Требуется совершенствование нормативно-правового регулирования по возврату рынка, занятого иностранными производителями, обратно к отечественным в части государственных закупок. Комплексный подход к «честному» импортозамещению должен исключить переклеивание лейблов иностранными производителями, способствовать росту компетенций отечественных предприятий, произвести желанный трансфер технологий в ключевые ИТ сегменты, обеспечить возможность создания и развития доверенной end-to-end ИКТ-инфраструктуры, включая программное обеспечение.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку