Тимофей АБРАМОВ: «Интерспутник» будет превращаться в полноценного спутникового оператора, сохраняя при этом отношения с нынешними партнерами»

Интервью с коммерческим директором Международной организации космической связи «Интерспутник»

– История «Интерспутника» насчитывает более 40 лет. Что представляет собой организация по состоянию на 2013 г.?

–  «Интерспутник» является коммерческой организацией, которая (одна из немногих, если не единственная из международных организаций) выплачивает дивиденды своим членам. Коммерческая деятельность ведется по трем основным направлениям.

Первое – предоставление в аренду ресурса на различных спутниковых группировках, как отечественных (ГПКС, «Газпром космические системы»), так и зарубежных операторов (Eutelsat, ABS, Intelsat, SES, ChinaSat, Measat, Azercosmos и многих других). В настоящий момент мы предоставляем примерно 1,8 ГГц емкости под различные цели. В частности, в России «Интерспутник» является крупнейшим поставщиком емкости под непосредственное телевещание – на базе КА Eutelsat 36A/36B. Мы рассчитываем, что сможем предоставить под эти цели еще больше емкости после вывода на орбиту нового спутника ABS-2.

Второе направление деятельности связано с частотными присвоениями на орбитальные позиции. Как международная организация «Интерспутник» имеет право заявлять собственные орбитальные позиции. Например, нам принадлежат орбитальные позиции спутников ABS-1 (75º в. д.), AMOS-5 (17º в. д.), ABS-3 (3º з. д.). К настоящему времени подписаны или находятся в стадии обсуждения несколько проектов сотрудничества как с давно работающими, так и с новыми спутниковыми операторами о предоставлении наших позиций для их космических аппаратов.

Третье направление коммерческой деятельности ведется дочерним предприятием «Интерспутника» – «Интерспутник Холдинг». Сейчас в его составе две компании – ООО «Исател» (Москва) и ОсОО «Исател» (Бишкек). Эти компании занимаются системной интеграцией – разрабатывают решения и строят наземные сегменты спутниковых сетей для заказчиков, предоставляют услуги на базе собственных телепортов и т. д.

Есть еще одно направление, которое прямо не связано с коммерцией, но создает для нее предпосылки – развитие международного сотрудничества. Этим занимается международный департамент «Интерспутника», он курирует связи с государствами-участниками, с другими международными организациями. Один из результатов деятельности департамента – подписание стратегического соглашения с Международной организацией подвижной спутниковой связи (IMSO).

– Что дает заказчику сотрудничество с «Интерспутником»? Имеют ли члены организации какие-то преференции?

– Для нас важно сохранять равные отношения со всеми операторами спутниковых группировок. Благодаря этому мы можем предложить клиентам два-три варианта, отвечающих их запросам, в то время как, обратившись к оператору напрямую, клиент получит, естественно, только одно предложение. Поэтому, вместо того чтобы тратить недели на сбор предложений от разных операторов и их изучение, клиенту проще прийти к нам и получить всю информацию сразу.

Конечно, страны – члены организации получают с нашей стороны содействие. Преференции прямо не связаны с коммерческой составляющей, скорее с удобством работы: членам организации может быть предоставлено больше времени на принятие решения, более комфортные условия оплаты услуг и т. п.

Если страна планирует запустить собственный спутник связи или расширить спутниковую группировку, мы можем, например, рекомендовать операторам, как спланировать зону покрытия, чтобы не возникало проблем с координацией или получением прав на вещание на той или иной территории. Кроме того, наш опыт позволяет нам достаточно точно спрогнозировать, где и какие ресурсы будут востребованы. Мы сами делаем расчеты, чтобы наши партнеры не теряли время. Уже на этапе проектирования КА мы, как правило, начинаем сотрудничество в маркетинговой сфере – ищем покупателей на ресурс, чтобы к моменту ввода в эксплуатацию спутник был загружен.

Поскольку мы берем у спутниковых операторов сразу большие объемы ресурса, отношение к нам несколько иное, чем к новому клиенту. За счет объемов и долгосрочного сотрудничества со спутниковыми операторами иногда мы можем предложить конечному заказчику такие условия, которые он не получит, работая с операторами напрямую. Например, для российских компаний важно иметь возможность расплачиваться за услуги в рублях. Договориться об этом с международными операторами спутниковых группировок невозможно – у них просто нет рублевых счетов. В таких случаях мы «прикрываем» наших клиентов, беря на себя валютные риски.

Наконец, мы просто знаем, куда нужно обратиться, чтобы тот или иной вопрос решился быстро. Если, например, отечественный VSAT-оператор хочет начать бизнес в другой стране, мы помогаем найти местного партнера или компанию, которая специализируется на установке станций спутниковой связи. Поставить оборудование из России в некоторые страны (Африки, Ближнего Востока) очень сложно, проще найти местную компанию, которая, кстати, еще и техническую поддержку обеспечит. У нас широкая база зарубежных клиентов и много полезных контактов. На «добрых советах» мы бизнес не делаем, но, помогая нашим клиентам, помогаем и своему бизнесу. Поэтому считаю, что сотрудничать с «Интерспутником» интересно и операторам КА, и конечным заказчикам.

– Как вы оцениваете сотрудничество национальных операторов космической связи на международных рынках? В чем позитив такого сотрудничества и в чем проблемы? Какова роль в таком сотрудничестве международной организации?

– Позитив сотрудничества прежде всего в том, что помимо полного покрытия территории собственного государства (к чему стремится каждый оператор) оно позволяет обеспечить резервирование ресурса – дублирование покрытия важных территорий на случай неполадок на спутнике.

Проблемы сотрудничества обычно связаны с тем, что, как и на любом рынке, каждый игрок стремится получить для себя наиболее привлекательный сегмент. Но здесь мы тоже способны помочь: если на каком-то рынке конкуренция слишком сильна, мы можем предложить оператору рассмотреть другой регион, где, например, ожидается рост спроса на услуги через три-пять лет.

Есть рынки, выйти на которые самостоятельно, без сотрудничества с другими игроками, просто невозможно. Например, рынок Индии имеет колоссальный потенциал, но он сильно зарегулирован и имеет только одну точку входа. Объединенными усилиями «достучаться» значительно проще, чем каждому в отдельности.

– Каким направлениям деятельности «Интерспутник» уделял особое внимание в 2013 г.?

– Мы продолжаем активно сотрудничать с ФГУП «Космическая связь», нашим стратегическим партнером, по продвижению ресурса планируемых к запуску аппаратов на африканском и индийском рынках – это одна из наших приоритетных задач.

Другая важная задача – сотрудничество с зарубежными операторами спутниковых группировок, чтобы компенсировать дефицит ресурса на российском рынке. В 2013 г. мы начали работать с ChinaSat и Azercosmos. Есть планы использовать ресурсы японской компании JSAT, канадской Telesat и ряда других операторов. Кроме того, предполагаем работать с ресурсом планируемых к запуску украинского и белорусского КА.

В то же время мы стараемся расширять сотрудничество с нашими давними партнерами, такими как Intelsat, SES и пр.

– В каких направлениях планируете развиваться? Нет ли намерения запускать собственные аппараты?

– Сейчас мы выходим на новую модель: в обмен на наши частотные присвоения  будем получать собственную емкость на соответствующем КА. Пока в этом направлении сделаны только первые шаги – есть ряд проектов в разной стадии проработки. «Интерспутник» планирует постепенно превращаться в полноценного спутникового оператора, но при этом мы будем сохранять отношения с нынешними партнерами. Иными словами, наша задача – не конкурировать с ГПКС, Eutelsat и другими, а дополнять их.

Запуск собственных аппаратов – возможная перспектива, но сформированных планов пока нет.

– Думаете ли об использовании перспективных ресурсов, например, таких как диапазон «Ka» или спутники на высокоэллиптических орбитах, которые планирует создать ваш партнер ГПКС?

– Возможности Ka-диапазона мы, безусловно, рассматриваем, в основном силами дочернего предприятия, поскольку здесь речь идет о предоставлении услуг конечным пользователям. Есть наработки в области использования диапазона Ka для организации магистральных каналов. Но пока российский рынок Ka-диапазона не так велик, поскольку работа через спутник KaSat предполагает закупку пользователем конкретного оборудования, а чистые продажи ресурса не осуществляются. Перспективы использования этого диапазона мы связываем прежде всего с теми спутниками, которые будет выводить на орбиту ГПКС.

Что касается спутников на высокоэллиптической орбите, то они призваны обеспечить связь в Арктическом регионе, а это скорее государственный проект, нежели коммерческий. К тому же проект пока находится в стадии проработки – как в техническом, так и в экономическом плане. Сейчас существует слишком много неопределенностей, чтобы можно было предлагать потенциальный ресурс на рынке. Но когда перспективы проекта оформятся более четко, то почему нет?

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку