Управляемые мобильные сервисы – наше новое завтра

 

Proshin
Андрей Прошин, менеджер по развитию бизнеса, Orange Business Services в России и странах СНГ

Буквально за несколько лет мобильность и многофункциональность смартфонов стали для нас привычными, хотя еще в 2000-х такие возможности были только у единичных устройств. Наступило время нового «квантового скачка» – использования смартфонов как платформы для личных целей и бизнеса.

Возраст мобильных технологий не такой уж солидный. Первый мобильный телефон, который действительно можно было купить, был выпущен в марте 1983 г. Тот огромный и неуклюжий агрегат не идет ни в какое сравнение с устройствами, которыми мы пользуемся сегодня, но именно его появление ознаменовало новую эру технологий. В 1980-х люди не могли даже представить себе, что можно говорить по телефону на ходу, не подключая его проводом к телефонной розетке. Однако Motorolla перевернула мир со своим DynaTAC 8000X – и процесс пошел.

Следующий квантовый скачок произошел в начале 1990-х. До того времени трудно было предположить, что телефон может еще что-то помимо голосовой связи или отправки коротких сообщений. Но прогресс было не остановить, и инженеры IBM разработали первый смартфон, или, как тогда было принято говорить, «телефон, дополненный функциями персонального компьютера». Так появилась IBM Simon, представленная Голубым гигантом в 1992 г.

Потом изменить мир предстояло уже компании Apple, которая нашла стиль и определила форму сенсорных компьютеров. Предпринятые в свое время Биллом Гейтсом попытки продвигать планшетный ПК не увенчались успехом, зато в 2010 г. Стив Джобс представил одно из самых революционных детищ Apple – iPad. И мир снова стал принимать новую реальность, пользователи начали работать на сенсорных экранах всеми десятью пальцами.

На протяжении 30 лет мобильность постепенно, но глубоко пустила корни. Современная Россия не отстает от других стран по уровню проникновения мобильных технологий. В январе 2016 г., по данным портала wearesocial, 95% жителей нашей страны пользовались мобильными телефонами, 61% – смартфонами, а 33% россиян не выпускают из рук планшет.

Польза для бизнеса

Мобильные устройства – часть повседневной жизни. Мы пользуемся навигацией, видеозвонками и чатами, совершаем покупки в Интернете, устанавливаем фитнес-приложения. Каждая из этих технологий позволяет решать задачи быстрее и эффективнее. Как отмечали еще разработчики IBM, с точки зрения технологий смартфоны (а теперь и планшеты) – те же компьютеры. Однако темпы развития техники так высоки, что современные модели смартфонов превосходят по производительности ноутбуки трехлетней давности. Теперь на мобильных устройствах можно запускать стандартные офисные приложения, системы проектирования и другие бизнес- инструменты, а это повод задуматься о повышении производительности труда.

Некоторым такая идея кажется столь же странной, как мобильная связь в 1983-м или совмещение функций телефона и компьютера в 1992-м. Целесообразность использования смартфонов в работе очевидна. Они обеспечивают снижение затрат, способствуют повышению эффективности бизнес-процессов, созданию мобильного рабочего места, увеличению реального рабочего времени, делают возможным решение новых бизнес-задач, таких как экспансия в другие регионы, формирование новых каналов продаж.

Дополнительный стимул развитию бизнес-направлений мобильности придают новые технологии и технические решения. В частности, производители смартфонов и операционных систем инвестируют значительные средства в развитие технологий для бизнеса, самые известные из которых – Android for work и Windows 10. Грядущая разработка Continuum позволит подключать Windows-смартфон к экрану, мышке и клавиатуре, работая с ним, как с полноценным ПК. С другой стороны, производители корпоративных инструментов и систем разрабатывают мобильные интерфейсы и приложения для своих продуктов, интегрируя в них функции обмена сообщениями и файлами, подключения к CRM и другим бизнес-системам. Нередко и внутренние ИТ-подразделения разрабатывают собственные мобильные приложения и порталы по требованию внутренних заказчиков, например создают справочники сотрудников, каталоги продуктов, системы поддержки продаж.

Перечисленные факторы обусловили появление концепции управляемых мобильных сервисов. Фактически это набор ИТ-систем и процессов, необходимых для предоставления сотрудникам возможности применять мобильные устройства в рабочих целях, для доступа и использования информации из корпоративной сети. Однако на практике далеко не все так просто – реализация концепции управляемых сервисов требует значительных вложений.

Что такое EMM?

Чтобы упорядочить предоставление сервисов, сделать их удобными и безопасными, защищая корпоративные данные, создается экосистема для управления мобильными сервисами. Ядром экосистемы является инструментарий Enterprise Mobility Management (EMM), который, в свою очередь, состоит из трех компонентов – Mobile Device Management (MDM), Mobile Application Management (MAM), Mobile Content Management (MCM).

MDM реализует управление устройством как таковым, обеспечивая определенный уровень безопасности для различных операционных систем и устройств.

MAM обеспечивает управление приложениями. Благодаря МАМ появляется возможность создания корпоративного каталога приложений, централизованной установки корпоративных инструментов на смартфоны и их автоматической конфигурации. При помощи МАМ можно гарантировать правильное состояние корпоративных приложений и их соответствие политикам компании.

Наконец, МСМ управляет данными. На уровне MCM создаются безопасные контейнеры, отделяющие пространство работы бизнес-систем и личных данных. МСМ позволяет предотвращать утечку данных, а также формировать защищенные VPN-туннели при передаче данных через Интернет.

Препятствия на пути к EMM

Идеальная картина использования EMM омрачается целым рядом факторов. Первый – выбор системы. В большинстве своем продукты EMM могут реализовать только то, что предлагается производителями мобильных ОС в качестве внешних интерфейсов (API). Далеко не все разработчики EMM-систем сотрудничают с разработчиками мобильных ОС, участвуют в развитии этой концепции со стороны операционной системы. Следовательно, у них нет возможности протестировать или разработать новую функциональность задолго до релиза новой версии ОС. Таким образом, без тщательного выбора поставщика решения можно создать совсем не такую динамичную и эффективную среду с поддержкой всех видов мобильных устройств, как хотелось бы.

Кроме того, психологические барьеры препятствуют внедрению управляемых мобильных сервисов просто потому, что люди к ним не привыкли. На пилотных проектах приходится наблюдать и недоверие со стороны пользователей в плане предоставления доступа на управление к своему устройству, и опасения компаний относительно появления новых рисков, связанных с информационной безопасностью.

Пользователей можно понять. Для внедрения корпоративных приложений нужно разрешить кому-то управлять личным смартфоном – устройством, на котором весь архив SMS-сообщений, почта социальных сетей, мобильный банк, другие личные и бесценные приложения. Однако вспомним, что несколько лет назад точно такие же опасения вызывали, например, облачные сервисы IaaS: «Как можно хранить корпоративные данные в облаке, на площадках провайдеров?» Прошло время, и компании осознали, насколько это выгодно. Наряду с этим технологии достигли определенного уровня, появились гарантии безопасности, надежности и управляемости. В результате сегодня сохраняется высокий и стабильный спрос на облачные сервисы.

Аналогичная ситуация складывается в сфере сервисов управляемой мобильности: экономически выгодно, безопасно и надежно. Рынок, можно сказать, ждет переломного момента, когда технологии, развиваемые разработчиками смартфонов, создателями мобильных операционных систем, производителями корпоративных приложений и вендорами EMM, принесут свои плоды.

Впрочем, бизнесу нелегко решиться на внедрение подобных решений, ведь мобильное устройство – это полноценный компьютер с операционной системой и широким выбором программного обеспечения. Помимо удобства он несет в себе целый спектр угроз информационной безопасности, таких как утечка информации по причине халатности или злого умысла пользователя, несанкционированный доступ к данным внутри корпоративной сети или остановка бизнес-процессов в результате атаки или заражения через мобильное устройство. Однако все перечисленные риски необходимо учитывать и оценивать на этапе проектирования и выбора решения. Сегодня на рынке предлагаются системы, способные решить все основные проблемы информационной безопасности на мобильных устройствах.

Информационная система или управляемый сервис?

Применительно к внедрению EMM следует помнить, что речь идет о новой ИТ-системе, которую нужно спроектировать, установить и обслуживать. Затраты на поддержку и формирование такого актива требуют вложений в аппаратную платформу (или аренду виртуальной инфраструктуры) с учетом отказоустойчивости решений. Кроме того, придется учитывать затраты на энергопотребление, охлаждение и место в ЦОД. Общее программное обеспечение и лицензии на EMM также стоят денег, не говоря уже о SSL-сертификатах для веб-порталов системы.

Но и это еще не все. Сотрудники ИТ-отдела, занятые обслуживанием и содержанием системы, также требуют немалых расходов. В состав сметы включаются две зарплаты сотрудников (или три в случае критичности сервиса и обеспечения поддержки 24×7×365). В зависимости от количества управляемых устройств, приложений и поддерживаемых функций речь может идти о нагрузке от 0,1 FTE до 0,6 FTE. Нельзя забывать о квадратных метрах рабочего места, затратах на его организацию, поддержание компетенции сотрудника в виде обучения и тренингов, а также о прочих сопутствующих расходах.

Поэтому неудивительно, что в условиях нынешней экономической ситуации компании все чаще ищут альтернативу этим достаточно крупным инвестициям. Логичный шаг в данном случае – использование готовых сервисов по модели аутсорсинга. С подрядчиком заключается договор с указанием SLA – времени реакции на проблемы и гарантированных параметров доступности сервиса. Заказчику не нужно содержать свой штат ИТ-специалистов, так как в контракт входит экспертная поддержка в режиме 24×7×365. Для подключения не требуется физическая площадка, вместо нее используются облако и веб-портал для удобного управления набором мобильных устройств. И это не мешает интеграции с внутренними корпоративными системами, которые подключаются через защищенные каналы связи (Business VPN или IPSEC). Но самое главное – компания переходит на операционную модель расходов (OPEX) и в любой момент может менять количество сервисов, устройств и другие параметры контракта в зависимости от потребностей.

Управляйте мобильностью

В одной из российских розничных компаний с распределенной сетью консультантов, работающих по всей стране, уже используют модель управляемых мобильных сервисов и получают ощутимые дивиденды. Рассмотрим этот пример подробнее.

Типовые ежедневные задачи сотрудников компании – открытие рабочего дня, получение плана продаж на сутки, а также отчет о продажах и закрытие рабочего дня. Сведения об этом должны попадать в руки руководителей, которым необходима актуальная и достоверная информация о продажах для дальнейшего планирования. Без должной автоматизации невозможно передать эти данные для анализа в реальном времени.

Начиная с января 2016 г. сотрудники компании используют свои смартфоны и специальное мобильное приложение для выполнения перечисленных действий. Такой подход не только позволил значительно уменьшить количество ошибок при вводе информации, но и впоследствии раскрыл дополнительные возможности функций смартфонов сотрудников, например геолокация, запись фото и видео.

Помимо исключительно экономической выгоды компания получила возможность анализировать данные в реальном времени и быстрее реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку