Елена ЧУГУЕВСКАЯ: «Программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур – основа для проектирования «умного города»

В I квартале этого года началась промышленная эксплуатация Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), разработанной по заказу Минрегиона России. Создавался ресурс в условиях, близких к информационному хаосу, когда едва ли не каждое подразделение в федеральных органах власти предпочитало пользоваться своими ИТ-инструментами, а требования к межведомственному электронному документообороту еще не были определены. До наведения порядка в этой сфере по-прежнему далеко, о чем можно судить по характеру проблем, возникших в процессе наполнения ФГИС ТП информацией, предусмотренной градостроительным законодательством. Тем не менее первые шаги по пути преодоления разобщенности ведомственных ИТ-ресурсов сделаны, в стадии реализации планы по развитию системы. О возможностях ФГИС ТП и планах развития системы информационного обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации, об отношении к территориальному планированию как таковому на уровне субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, перспективах идеи создания «умных городов» в России нашему корреспонденту рассказала директор департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Елена ЧУГУЕВСКАЯ.

 

– Елена Станиславовна, расскажите, что сегодня представляет собой ФГИС ТП?
– ФГИС ТП – это интернет-ресурс, размещенный на официальном сайте Минрегиона России, включающий в свой состав геоинформационнаяую подбаза систему, обеспечивающую работу с картографическим материалом, отображаемым на цифровой картографической основе Российской Федерации, хранилище данных, содержащее информацию, предусмотренную требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации, включая пространственные данные об объектах и территориях Российской Федерации, подсистему согласования проектов документов, подсистему справочно-информационных блоков, обеспечивающую размещение и поиск сведений, необходимых для подготовки документов территориального планирования, подсистему администрирования, информационной безопасности, подсистему интеграции с внешними источниками данных. В системе размещаются и доступны проекты в которой собраны документыов территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровней, сведения, предусмотренные требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализован механизм электронного согласования, включая возможность направления в электронном виде замечаний и предложений в период обсуждения проектов документов территориального планирования, ФГИС ТП интегрирована в систему электронного правительства, поддерживается работа с использованием электронной цифровой подписи как для согласования ,так и в качестве источника информации . В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации всем Ппользователям доступны материалы и сведения, предусмотренные законодательством и размещенные в ФГИС ТП, включая отраслевые схемы Российской Федерации, картографическая часть которых представлена в ФГИС ТП в векторной модели данных на цифровой топографической основе территории Российской Федерации, получаемой из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), информация о границах субъектов, муниципальных районов и городских округов, в том числе их кадастровом делении, земельных участках, объектах капитального строительства, зонах с особыми условиями использования территорий и иные сведения. Сегодня в системе более 1129 тыс. проектов и из примерно 24 тыс. документов территориального планирования и материалы, необходимых для их подготовки .
Ресурс ФГИС ТП интегрирована с геоинформационными системами Росреестра, Минэнерго России, и МЧС Россиии, Минприроды России. Предоставляемая указанными ведомствами информация в ФГИС ТП посредством электронных сервисов Большой объем информации доступена в режиме реального времени, например, данные гидропостов, которые осуществляют мониторинг поводковой ситуации по всей стране ,в том числе и на Дальнем Востоке. Ведутся переговорыПроводятся мероприятия, предусматривающие о размещениие в системе базовых цифровых карт фонда инженерных изысканийрезультатов инженерных изысканий в электронном виде (геодезические, геологические, гидрометеорологические, экологические, геотехнические, обследование состояния грунтов основания зданий, сооружений).
, на которых должны быть представлены актуальные данные в области сейсмологии, сведения о карстовых участках, оползнях и т. д.
Находятся в процессе наполнения данными и другие информационные блоки, посвященные, например, сведениям об , особо охраняемымх природнымх территориямх, об объектах и охранных зонах объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения, о зонах с особыми условиями использования территорий и объектам культурного наследия.
Возможности ресурса позволяют опубликоватьучитывать при планировании размещения объектов сведения об ограничениях на территории и сведения об использовании территории, в частности,, ранжированный список объектов исторического и культурного наследия в границах регионов, с координатной привязкой объектов и границ охранных зон, эти сведения отображаются на карте в режиме мультимасщтабной визуализацииуказать их координаты на цифровой карте, представить визуальную информацию о населенных пунктах, где они находятся .

– Известно, что на этапе создания ФГИС ТП данные, циркулирующие размещенные в многочисленных локальных информационных системах федеральных органов власти, не были взаимоувязаны. Как удается Минрегиону России наполнять действующую информационную систему территориального планирования?
– Пока с большим тТрудомности в этом вопросе сохраняются. Получение необходимых сведений в соответствующих электронных форматах зачастую невозможно по ряду причин, связанных с отсутствием требований нормативных правовых актов на ведение необходимых сведений в требуемых форматах, разрозненностью источников, содержащих указанные сведения, включая разделение полномочий по уровням власти (федеральный, региональный, местный) на установление и ведение реестров с информацией о соответствующих сведениях. Следующим препятствием при формировании информационного ресурса было отсутствие требований, закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении определенных ведомств на предоставление соответствующей информации, в связи с чем указанные вопросы решались и решаются на заседаниях Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака.

Таким образом Оосновная причина сложившейся ситуации, на мой взгляд, состоит в том, что отсутствует единая государственная политика в сфере информационных ресурсов, не определен подход к их формированию, не утверждены критерии создания общедоступных и внутриведомственных ресурсов. Остаются нерешенными вопросы взаимодействия государственных информационных систем, что препятствует использованию возможностей современных технологий в управлении развитием государства.

– Разобщенность ведомственной информации – основная причина трудностей, связанных с наполнением базы данных?
– Одна из причин. Наряду с бессистемностью информационных ресурсов, а в некоторых случаях и с отсутствием необходимых данных в электронном виде. При подготовке федеральной карты в области энергетики мы столкнулись с еще одной проблемой. В нарушение закона субъекты естественных монополий отнесли к категории коммерческой тайны всю информацию о развитии своих объектов, объяснив это неурегулированностью процессов изъятия и предоставления земельных участков. Но обеспечить решение задач территориального планирования, не имея сведений о планах развития энергетической системы, невозможно. Разрешение подобных спорных моментов в процессе наполнения системы требует немало сил и времени.

– Какие задачи в сфере управления, развития территорий уже решаются с помощью ФГИС ТП?
– В первые же месяцы использования этого ресурса значительно сократилось время, необходимое для подготовки документов территориального планирования. Так, например: Ддо ввода системы в эксплуатацию для сбора необходимой информации требовалось от полугода до двух с половиной лет (в среднем на это уходило год и два месяца). В процессе бумажной переписки между ведомствами данные нередко утрачивали актуальность. Теперь получение необходимых материалыов возможно сразу же их размещаютсения оперативнов ФГИС ТП, интернет-порталсайт системы служит источником данных для специалистов в области территориального планирования и управления.
Кроме того, обеспечивается электронная процедура согласования документов, осуществляется мониторинг процесса согласования проектов документов. Ведется подготовка векторных моделей картографических данных, которые подлежат размещению и обработке вс использованием функционала геоинформационной системеы. Кроме того, возможна разработка требований и реализация функций моделирования с использованием геоинормационной технологии, а также Наличие таких моделей даст имеется возможность выполнять аналитику по разным срезам и направлениям в отношении объектов с привязкой к картографической основе по территории Российской Федерции, одновременно можно будет обеспечить моделирование..
Функционал системы планируется расширять по мере наполнения ресурса. Большой объем информации, котораяый должена быть представлена в ФГИС ТП, – , касается не планирования развития территорийсведения о зонах с особыми условиями использования территорий и сведения о зонах возможных рисков природного и техногенного характерас учетом особых условий их использования, что обусловлено, например, рисками возникновения техногенных и природных катастроф. Соответствующие данные представлены пока не в полном объеме, поскольку относятся к зонам ответственности разных министерств и ведомств.
Ценность этой системыФГИС ТП состоит в интеграции актуальных, достоверных сведений из информационных ресурсов соответствующих уполномоченных ресурса с источникамиов информации посредством электронных веб-сервисов, включая электронные сервисы обмена пространственными данными. В таком режиме мы получаем из ГРосреестра цифровую картооснову, слои по кадастровомуго делениюя, границы муниципальных образований, субъектов Российской Федерции. Минэнерго России предоставляет данные о своих объектах, в том числе в области трубопроводного транспорта. Получение информации посредством веб-сервисов обеспечивает ее актуальность, а достоверность указанной информации обеспечивается при информационном взаимодействии с уполномоченными в данной области ведомствами.
– В системе представлены схемы территориального планирования Российской Федерации в сфере транспорта, энергетики, образования и здравоохранения. Чем обусловлен выбор именно этих областей? Достаточно ли этого для разработки комплексного плана развития территории?

– Ключевых областей пять. Транспорт и энергетика – базовый каркас инфраструктуры, здравоохранение и образование – ее социальная основа. По этим четырем направлениям разрабатывались в свое время и федеральные целевые программы. Теперь важно подключить пространственную составляющую, чтобы двигаться дальше. Что касается пятой, закрытой, области, то это объекты обороны и безопасности государства, с ними связаны ограничения при планировании развития определенных территорий.
В закрытом системе в контуре ФГИС ТП«для служебного пользования» планируется представлять сведения, необходимые для общего пользованияпредусматривается работа с конфиденциальной информацией. Это позволит соответствующим муниципалитетам органам исполнительной власти учитывать территориальные ограничения, связанные сустанавливаемые установлением охранных зон рядомобъектами в области обороны страны и безопасности государства с воинскими частями, складами боеприпасов, объектами утилизации вооружения, предприятиями Рособоронзаказа, другими подобными объектами.
Таким образом, в системе четыре, условно говоря, развивающие области и одна – ограничивающая развитие территорий. Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрена возможность разработки схем территориального планирования и в иных областях на основании распоряжений Правительства или Президента РФ.
Сегодня в стадии завершения подготовка всех базовых схем территориального развития России. Три федеральные схемы утверждены: транспортная, образования и здравоохранения и в области трубопроводного транспорта, на подписании – энергетика. Все схемы выполнены на цифровой картографической основе в масштабе 1:100 000.
К сожалению, на эту основу мы не можем нанести все документы территориального планирования субъектов и муниципальных образований, поскольку они подготовлены на разных картах в различных системах координат, не все цифровые модели стыкуются.
Размещенные Представлены во ФГИС ТП картографические материалы из состава и документыов территориального планирования в основной части представлены в растровом формате (просто картинкискан-копия с чертежа), которые не подходят для обработки аналитических данныхчто не позволяет проводить автоматизированную аналитическую обработку сведений, указанных в картографических материалах. Работать с ними сложнее, но все же доступ к информации обеспечивается, поскольку она собрана на едином ресурсе. По мере развития системы надеемся что подобные проблемы удастся разрешить.

– Что входит в план развития ФГИС ТП?
– В настоящее время обсуждается спорный пока вопрос о реализации в системе аналитического функционала, который был предусмотрен на этапе проектирования ФГИС ТП. В процессе создания системы пришло понимание, что аналитическая часть – отдельный обязательный блок. По сути, это должна быть закрытая ведомственная система, на базе которой не только оценивается качество документов территориального планирования, но и обеспечивается их взаимосвязь со стратегиями и госпрограммами. Кроме того, в планах развития системы – доработка интерфейса, автоматизация процессов согласования и мониторинга документов. Подготовлены соответствующие технические задания требования и обоснования.

– Предполагается ли использовать систему для моделирования долгосрочного комплексного развития территории, анализа возможных сценариев, последствий их реализации?
– Потенциал системы позволяет это сделать. Моделирование долгосрочного комплексного развития требует наличия не только картографической пространственной составляющей, но и прогнозно-расчетных показателей. Задание на выполнение соответствующих научно-исследовательских работ подготовлено. Надеемся, что аналитический модуль системы в будущем позволит развивать и это направление.
Один их блоков ФГИС ТП должен предусматривать возможность информационную поддержку создания в системе перспективных системообразующих документов, таких как схема расселения Российской Федерации, схема размещения производительных сил. Эти документы, определяющие стратегию пространственного развития страны, мы продвигаем в законопроекте о стратегическом планировании. Информационная система должна оперировать многослойной информацией, поступающей из регионов, муниципалитетов. И сегодня у нас есть ресурс, потенциал системы, чтобы обеспечить обработку таких данных.

– Как на практике реализуются возможности пространственного планирования и развития территорий? Как в муниципальных образованиях отреагировали на упрощение доступа к информации о состоянии и перспективах использования территорий?

– Должна заметить, что на муниципальном уровне территориальное планирование наиболее трудно идет в сельских поселениях. Напомню, этот административный уровень муниципального управления был выделен только в 2006 г. в результате принятия Федерального закона № 131. Сельские поселения, обладающие земельными ресурсами, не имели генпланов развития территории. Спад сельскохозяйственного производства привел к появлению рынка земли, получила развитие торговля землями сельхозназначения. Сейчас государственная политика в этой сфере меняется. Тем не менее пока реализация земли под застройку приносит солидные доходы.
Схемы территориального развития, разрабатываемые на основе комплексного анализа территории, сдерживают реализацию свободных рыночных земель, поскольку выявляют всевозможные ограничения, снижающие инвестиционную привлекательность земельных участков. Генеральный план поселения, размещенный в информационной системе, может раскрыть инвестору информацию о том, что приобретенные земельные участки имеют ограничения по использованию и не могут стоить 25 млн руб. за гектар (как сейчас в среднем в Подмосковье). А если еще учесть, что освоение земельных участков требует дополнительных инвестиций, в том числе в развитие инфраструктуры, то реальная стоимость земли окажется еще меньше. Подобные факты помогает вскрыть только территориальное планирование.

– Как планируется преодолевать такое отношение?
– В 2013 г. истекает срок, который отведен для подготовки документов территориального планирования только для сельских поселений, продлевать его больше не планируется. Исключение (на один год) в очередной раз сделано только для Московской области, что объясняется расширением границ столицы на территорию Новой Москвы. Но, на мой взгляд, получая подобные преференции, Подмосковье сдерживает перспективное развитие огромного региона, поскольку лишается возможности оценить реальное положение дел в сфере территориального планирования. В связи с этим возникает много проблем, о которых можно судить по колоссальному количеству жалоб и обращений, поступающих в федеральные органы власти от населения, предприятий, организаций, инвесторов.
При подготовке государственных программ и программ субъектов естественных монополий также должны учитываться документы территориального планирования.
– В настоящее время широко обсуждается тема создания «умных» или «интеллектуальных» городов. Что означает этот термин в вашем понимании? Чем стратегическая модель развития «умного города» отличается от традиционного генплана?

– Термин «умный город» охватывает технологии, способствующие более эффективному использованию объектов жилищно-коммунального хозяйства и городской инфраструктуры. Применение подобных технологий должно быть предусмотрено генеральным планом. Есть технологии под условным названием «умный город» и как инструмент управления развитием городов.
Важной составляющей в данной системе координат является реализация генплана как стратегического документа о развитии территорий, в частности города, через информационную систему. По сути, информационная система управления развитием города через объекты инфраструктуры должна «вырастать» из генплана. Идеального продукта, обеспечивающего управление городом, видеть не доводилось. Решения и технологии, предлагающие самые разные варианты управления развитием города, пока не приживаются в нашей стране.
Дело в том, что в настоящее время только разрабатывается законопроект о ГИС ЖКХ как системе управления развитием города. Для того чтобы стимулировать ее создание, в конце прошлого года в Градостроительный кодекс было введено понятие «программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры» (ПКР). ПКР – следующий после генплана этап, в рамках которого на основании представленных в генплане отраслевых схем – теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, размещения и утилизации бытовых и промышленных отходов и т. д. – составляются рабочие схемы и проекты. На их основе определяются и рассчитываются мощности объектов инженерной инфраструктуры, например гидравлический режим, диаметры труб и т. д. На мой взгляд, ПКР и должен служить «питательной средой» для создания «умных городов».
Если в ГИС ЖКХ (еще одном распределенном информационном ресурсе) подобный подход будет реализован, то у технологий «умного города» хорошие перспективы. При этом важно обеспечить взаимодействие названных ресурсов. В таком случае ГИС ЖКХ может через ФГИС ТП обеспечить доступ к генплану, на базе которого разрабатывается ПКР, а на основе этой программы и проектируется «умный город».

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку