Государственная поддержка и перспективы импортозамещения в области производства телекоммуникационного оборудования

Сергей Никулин, генеральный директор RDP.RU

Вот уже четыре года прошло под лозунгом импортозамещения. Государство по-прежнему решает вопрос замены импортного телекоммуникационного оборудования (Cisco, Juniper, Huawei и др.) российскими решениями. Его задача – снизить возможные риски в стратегически значимой области, которые, в свою очередь, можно условно разделить на два типа: экономические и политические. К первым мы относим резкие изменения курса валют и, как следствие, скачкообразное повышение цен на продукцию и сервисное обслуживание; ко вторым – санкции простив России, срыв контрактов, отказ от поставок и поддержки (в том числе по уже заключенным контрактам), дистанционное отключение и даже использование оборудования в целях шпионажа.

 

Чем рискуем?

 

Насколько актуальны для нас сейчас эти риски? По оценкам экспертов отрасли, российские сети электросвязи (в том числе системы информационной безопасности, собранные на территории РФ) на 90% состоят из импортных компонентов, среди которых преобладают товары из США и Китая.

 

Ни для кого не секрет, что многие иностранные компании, работающие в телекоммуникационной сфере, сотрудничают с разведывательными службами своих стран. В результате такой совместной деятельности во многих телекоммуникационных устройствах появляются специальные «закладки» – приспособления для прослушивания телефонных переговоров, дешифраторы данных и др.

 

Что касается систем DPI, которые просматривают содержимое сетевых пакетов, то они подходят для шпионажа как нельзя лучше. Таким образом, спецслужбы иностранных государств могут использовать различные способы получения несанкционированного доступа к сетям связи для ведения информационной войны и совершения кибератак.

 

Под угрозой оказываются органы управления, финансовая система, предприятия тяжелой промышленности, ОПК и транспорт – словом, все ключевые секторы экономики, основа благополучия и мощи любого государства. Именно поэтому задача снизить зависимость российских сетей связи от импорта выдвигается на первый план. Выход здесь может быть только один – развитие собственного производства.

 

Неравная конкуренция

 

Прежде всего давайте ответим на вопрос: почему вообще российские сети построены на импорте? Разумеется, вышеупомянутые риски существовали и на заре информатизации, однако зарубежные компании сделали самое главное – они выиграли конкурентную борьбу.

 

Телекоммуникационный вендор – весьма наукоемкая история, требующая значительных вложений с многолетней окупаемостью. Российские частные компании в 1990-х гг. не могли себе этого позволить. Хорошие наработки в данной области, имевшиеся в госструктурах, не были вовремя коммерциализированы и быстро устарели. Все это привело к тому, что в ХХI в. Россия вошла практически без собственных актуальных технологий в области телеком-оборудования, началось отставание.

 

Именно тогда сформировались стереотипы (в РФ не способны создавать хорошую технику), сложилась система подготовки специалистов, заточенная на работу с импортом.

 

Отставание России в микроэлектронике и элементной базе было бы практически фатальным для отрасли, если бы не подоспела глобальная смена парадигмы. Мировой рынок интеллектуального оборудования связи повернулся в сторону полностью софтверной реализации сетевых функций на базе стандартных (commodity) вычислительных платформ, в том числе посредством технологии NFV. Здесь у российских разработчиков появился шанс сказать свое слово в конкуренции, которая перешла на софтверное поле и, по сути, началась с чистого листа.

 

Появившиеся в РФ компании, реализующие эту парадигму, неожиданно стали на равных конкурировать с ведущими мировыми вендорами без каких-либо преференций со стороны государства. В качестве примера можно привести оператора связи «Ростелеком», который закупает российское оборудование десятками тысяч единиц, в том числе решения для ядра сети производства нашей компании. Эти устройства уже хорошо себя зарекомендовали, прошли все тестовые испытания и проверены годами успешной эксплуатации в сетях оператора.

 

Реалии импортозамещения

 

Государственная поддержка может быть оказана двумя способами: субсидии на создание новых продуктов и стимуляция спроса на уже созданные. По нашему мнению, второй метод гораздо эффективнее первого, поскольку поддерживает технологически сильные и инициативные команды, у которых уже получилось создать продукт. Субсидии, попавшие не в те руки, могут лишь навредить отрасли, разогреть рынок труда и не привести к хорошим рыночным результатам.

 

Надо признать, что за последние годы государство немало сделало для создания спроса на импортозамещающие технологии в области системного и прикладного ПО. Активно замещаются операционные системы, пакеты офисных программ, среды виртуализации, системы информационной безопасности. Здесь мы действительно делаем значительные успехи, например продукты Positive technologies, ABBYY, «Лаборатории Касперского», «Новых облачных технологий» и др.

 

Сложнее идут дела с телекоммуникационным оборудованием, которое является ядром сетевой, в том числе критической, инфраструктуры, – IP/MPLS-маршрутизаторы, сервисные шлюзы, DPI и т. д. Закрепленные в законах преференции и приоритет российских решений для оборудования связи по сути буксуют и саботируются на местах, поддержки властей пока недостаточно, чтобы преодолеть это сопротивление.

По нашему опыту, гораздо проще продать российское решение коммерческой структуре, чем государственной. Среди основных препятствий: сложные закупочные процедуры, косность сознания, необходимость переквалификации персонала, применение проприетарных (закрытых) технологий иностранных вендоров, несовершенство законодательства, коррупция.

 

Однако заметна и позитивная динамика в борьбе с этими проблемами. В частности, в России работает автономная некоммерческая организация «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ», которой поручено создать правовой механизм импортозамещения со всеми необходимыми процедурами и инструментами.

 

В новой технической реальности именно наличие прав на исходные коды программ, определяющих сетевую функциональность, выходит на первый план и отличает истинное импортозамещение от ложного. Об этом необходимо помнить, когда речь идет о технологическом суверенитете и государственной поддержке российских решений. Программный характер сетевых функций еще не в полной мере нашел свое отражение в законодательстве об импортозамещении, но эта ситуация тоже постепенно меняется к лучшему.

 

Заключение

 

Наступит ли когда-нибудь эра настоящего, а не показного импортозамещения в ИКТ? Уверен, это лишь вопрос времени. Российские компании за последние годы очень серьезно продвинулись технологически и в отдельных нишах создают действительно инновационные и конкурентоспособные продукты мирового уровня. Этот фактор в сочетании с политикой государства неизбежно даст позитивный эффект. Все больше людей начинают понимать, что технологический суверенитет в ИКТ в ХХI в. – необходимое условие суверенитета политического. Другой дороги у России просто нет.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку