Индустриальный опыт SAP HANA

Компания SAP СНГ провела круглый стол, посвященный индустриальному опыту использования больших данных на основе платформы SAP HANA.

По мнению Рольфа Шуманна, старшего вице-президента, руководителя группы платформенных решений SAP SE, использование больших данных меняет мышление бизнеса, позволяет создавать инновационные продукты с дополнительной потребительской ценностью и новые модели обслуживания. Практически любое устройство, начиная от автомобиля и заканчивая оборудованием туалетных комнат в общественных местах, становится интеллектуальным, может подключаться к сети и служить источником данных о состоянии устройств, текущих и будущих потребностях потребителей. Г-н Шуманн привел ряд сценариев использования больших данных. Один из примеров – Голландские железные дороги, где с использованием современного ПО анализируются 56 тыс. переменных, включая состояние железных дорог и уровень пассажирского спроса. Благодаря анализу этих данных перевозчик отправляет более 5 тыс. поездов в день, повышает операционную эффективность на 6% и экономит около 20 млн евро в год.

Предназначенная для работы с большими данными платформа SAP HANA может быть полезна в любой отрасли. Вместе с тем г-н Шуманн назвал категории отраслей, для которых это решение имеет приоритет. Прежде всего это отрасли, где бизнесу приходится иметь дело с огромными объемами данных, из которых можно извлечь полезную информацию для принятия решений: нефтегаз, финансы, ритейл, телеком. Вторая категория – отрасли, где необходима скорость принятия обоснованных решений, например в здравоохранении и медицине. Третья категория – отрасли, в которых новые продукты и сервисы могут создаваться на основе анализа данных из других, непосредственно не связанных с отраслью сфер, в частности из социальных сетей.

Практическим опытом использования SAP HANA поделился Вадим Москаленко, заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД». Предприятие является крупнейшим клиентом SAP в России и одним из крупнейших в мире – в РЖД используются более 300 SAP-систем, с которыми работают свыше 220 тыс. конечных пользователей. Появление платформы HANA дает возможность предприятию оптимизировать SAP-ландшафт. Однако РЖД придерживается предельно прагматичного подхода, ориентируясь прежде всего не на инновационные сценарии, а на возможность быстро получить ощутимые для бизнеса результаты. Поэтому первыми на SAP HANA стали переводиться наиболее нагруженные функциональные блоки SAP-ландшафта в целях минимизации ограничений, которые ИТ накладывают на бизнес. Это системы финансово-экономического блока, управления персоналом, бухгалтерской и налоговой отчетности.

В составе РЖД функционируют примерно 2500 структурных подразделений, по которым ежеквартально формируется бухгалтерская и налоговая отчетность. Закрытие периода по некоторым подразделениям сейчас занимает более восьми часов. Внедрение SAP HANA должно сократить время отклика информационных систем примерно до 20 минут. Всего в РЖД работают 35 бухгалтерских и финансовых систем (166 тыс. конечных пользователей, 120 Тбайт данных). Проект их перевода на SAP HANA стартовал восемь месяцев назад, самая крупная система должна войти в продуктивную эксплуатацию в октябре.

Система управления персоналом РЖД, в которой учтены более 1 млн сотрудников, логически разделена на 18 систем, содержащих 36 Тбайт данных; с ней работают 84 тыс. конечных пользователей. В процессе проекта система перекомпоновывается в соответствии с новой организационной структурой РЖД. С января стартуют сразу несколько новых систем.

Одна из самых крупных – система сводной отчетности (20 Тбайт данных, более 60 тыс. конечных пользователей). Три существующие системы предстоит слить в одну на базе SAP HANA. Разработка системы практически завершена, но некоторое время она будет эксплуатироваться параллельно со старыми. Окончательный переход должен произойти в конце I квартала 2015 г.

SAP HANA применяется также в разработке нового поколения основных производственных систем – управления грузовыми и пассажирскими перевозками. Здесь новую платформу предполагается использовать главным образом для целей аналитики. Возможно, это даст почву для реализации инновационных сценариев работы с большими данными.

Перевод систем на SAP HANA проходит в два этапа: сначала осуществляется миграция систем на новую платформу без детальной оптимизации (пока только около десяти самых «тяжелых» отчетов были оптимизированы под HANA), чтобы сразу получить эффект. Проводить оптимизацию предполагается уже после перевода на новую платформу всего ландшафта SAP.

Интересно замечание В. Москаленко относительно столь актуальной сегодня темы, как импортозамещение. Если раньше предприятие зависело от производителей мэйнфреймов и hi-end-серверов, то с переходом на SAP HANA у него появляется возможность перейти на кластерные архитектуры серверов x86, круг поставщиков которых существенно шире. Поэтому РЖД будет рассматривать аппаратное обеспечение, в частности, отечественной сборки.

Все системы РЖД расположены в четырех дата-центрах, компания располагает собственной изолированной сетью передачи данных, и все данные циркулируют исключительно внутри компании. Облачными решениями от внешних поставщиков РЖД пользоваться не собирается. Однако другим заказчикам SAP, возможно, будет интересно, что до конца года компания планирует открыть дата-центр в России, который будет аттестован по требованиям российских нормативных документов и готов, в частности, к обработке персональных данных клиентов.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку